«Разборы одного обрушения»: репортаж «Нового Калининграда.Ru»

Делегация проверяющих.
Все новости по теме: Конфликт с входом в зоопарк
Жило-было в Калининграде одно здание, называемое центральным входом в зоопарк. Вполне обычное здание, каких в нашем старом и некогда немецком городе, наверное, десятки. В нем в разное время располагались всевозможные кафе, обедали люди, проводили часы посетители зоопарка и просто прохожие. Никого оно особо и не привлекало, пока в один из обычных дней в нем не рухнула стена. И тут началось: внимание СМИ, проверки и появление неизвестных ранее подробностей его реконструкции. После случившегося на месте побывал корреспондент «Нового Калининграда.Ru» и вместе с надзирающими попытался разобраться, кто виноват и что теперь делать. 

В четверг 26 апреля в кафе «Съешь-ка», временно закрытое по техническим причинам, нагрянула санкционированная проверка. Делегацию проверяющих возглавил главный государственный инспектор региональной Службы государственной охраны объектов культурного наследия Леонид Самарин, а вместе с ним прибыли представители муниципального казенного предприятия культуры «Центр охраны памятников» и Научно-производственного центра по охране все тех же памятников. Главное, что хотели выяснить надзирающие, - это есть ли у собственника здания разрешение на работы по реконструкции здания, которое в 2009 году было внесено в список памятников муниципального значения.

Документов, с которыми прибыл на встречу сам собственник – генеральный директор ООО «Мастер-класс» Байрам Агакишиев и его юрист Роман Кривецкий, было, мягко говоря, немало. Из объемной стопки бумаг Байрам Алиевич и его юный консультант по юридическим вопросам по просьбам проверяющих доставали нужные: заключение археологического обследования прилегающей территории (о том, что культурный слой отсутствует), технические условия, проект реконструкции, разрешение на строительство пристройки и так далее и тому подобное. И все же, того самого важного документа в собранных бумагах не нашлось, а это значит, что реконструкция объекта 1935 года постройки выполнялась, по сути, незаконно.

Агакишиев, как мог, пытался защититься: он вспомнил, что на момент обращения в горадминистрацию за всеми разрешениями здание не являлось памятником местного значения, согласование городских властей не требовалось, и его отправили ни с чем. Тогда же, в 2009 году, по словам хозяина, в «Центр охраны памятников» и Службу госохраны объектов культурного наследия был представлен весь пакет необходимых на то время документов, в том числе, проект реконструкции. По идее, как объяснил главный госинспектор Самарин, если бы здание на тот момент уже являлось объектом культурного наследия местного значения, «Центр охраны памятников» должен был потребовать разработать (при участии специализированной организации, имеющей на это право) в этом проекте раздел по его сохранению. Но тогда еще не было постановления правительства о включении здания в перечень особо охраняемых объектов, соответственно и требования такого не прозвучало. Ну, на нет и суда нет – по всей видимости, подумал Агакишиев и не стал заморачиваться.

3.jpgА потом наступил конец 2009 года, и «Центральный вход в зоопарк архитектора Зассника» был включен в список зданий, нуждающихся в особой охране. В апреле 2010 года хозяина этого объекта вызвали в горадминистрацию и, в связи с изменившимися условиями, попросили подписать охранное обязательство. Тогда, по логике, от Байрама Алиевича и его помощников требовалось дособирать недостающие документы, пригласить очередную лицензированную компанию, снова получить разрешения. Но то ли бизнесмен поленился, то ли не сумел подстроиться под новые реалии, однако предписанное законом не сделал. Однако работать продолжил - обратился в 2010 году в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области и получил разрешение на пристройку детского кафе. Разрешение было подписано руководителем Службы Ларисой Копцевой, вопросов у собственника никаких не возникло, и он спокойно приступил к реализации своих планов.

Вот только планам в намеченный срок не суждено было сбыться. Проверяющие долго пытались объяснить Агакишиеву, что ему нужно было сделать по всем правилам, и где им была допущена основная ошибка. И по всему выходило, что не прав именно собственник, как бы не менялось законодательство и правила жизни. Ибо охранное обязательство с подписью бизнесмена на руках, и уже не отвертишься. К тому же, как уверял госинспектор Леонид Самарин, он лично объяснял представителю собственника, куда надо обратиться и какие документы еще получить. Но что-то встало на пути исполнения законодательства.

Байрам Агакишиев во время проверки выглядел понурым. Оно и понятно: убытки его бизнеса от всего случившегося и от новых открывшихся обстоятельств будут гигантскими. А если учесть, что ему еще придется устранять все, что его строители наворотили на объекте, то и вовсе не позавидуешь. Стена стеной, пристройка пристройкой, но теперь в очень плачевном состоянии находится еще и ручей, в который вот-вот с откоса начнет сыпаться накиданная при рытье котлована земля. Плюс обременение по благоустройству прилегающей территории и отодвинувшиеся в необозримое будущее сроки окончания строительства нового кафе.

Кстати, о самом месте раздора: через два с половиной дня после обрушения стену более или менее привели в порядок. Временно укрепили какой-то сомнительной конструкцией, сложили в кучки старые немецкие кирпичи. Несмотря на запрет любых работ на объекте, по дну глубокого котлована разгуливали рабочие традиционной для Калининграда национальности, вяло таскали какой-то мусор, укрепляли прутья для заливки фундамента, проверяли надежность временной стены. Все это вызвало объяснимое возмущение у экспертов: вы на это не имеете права, говорили они, вам же было выдано предписание о приостановке всех работ.
«Это делается для укрепления стены. Вы хотите, чтобы тут все совсем развалилось?» - отвечал Агакишиев.
«Вы развалили стену и теперь спрашиваете, хочу ли я, чтобы она развалилась?», - еще больше негодовал руководитель группы согласований и разрешений «Центра охраны памятников» Владислав Волосухин.

Насчет того, что рабочие «развалили» стену при рытье котлована хозяин здания категорически не соглашался и все время показывал на проблемное место. «Там фундамента никого нет», - говорил он, уверяя, что стена упала из-за старости и отсутствия реальной опоры. А в ответ только и звучало, что при проведении изыскательных работ должны были установить такую особенность здания, а, значит, и работы нужно было проводить осторожно. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения – стена рухнула, и нужно с этим что-то делать.

Что именно делать, собственнику подробно объяснили: нанять специализированную организацию для проведения строительной экспертизы, разработать в проектной документации раздел об охране памятника, пройти все согласования и получить разрешения. Но это для самой реконструкции, а для начала нужно ликвидировать аварию. На это тоже нужен соответствующий проект и разрешения. И главное сделать все это быстро, пока не разрушилось то, что уже еле-еле держится.

В завершение проверяющие вручили собственнику повестку, по которой Агакишиев должен будет прийти в Службу госохраны для составления административного протокола. Ему может грозить немалый штраф как за нарушение охранного обязательства, так и за проведение работ на объекте после получения предписания о полной их остановке. Генеральный директор ООО «Мастер-класс» после таких новостей окончательно расстроился. Впрочем, сам виноват: нужно лучше читать документы, которые подписываешь, даже если их десятки и сотни. А еще бережней относиться к доверенному тебе имуществу, даже если оно и было куплено за несколько миллионов рублей. Потому что, каким бы здание ни было, стена у него рухнула. А значит - и рухнула часть истории. Ну и в конце концов, могли бы пострадать люди. Кстати, Агакишиев долго уверял, что кафе было закрыто еще до аварии, значит, посетителей не было. Странно, но слова испуганных очевидцев рисуют совершенно другую действительность.  

2.jpgБез контроля

После этой проверки, несмотря на подробное объяснение специалистов разных уровней, остались открытыми несколько вопросов. Например, почему Государственная инспекция строительного и архитектурного надзора Калининградской области (ГАСН) не осуществляла своих функций и не наблюдала за строительством? Ведь после всего случившегося, как сказал в четверг Леонид Самарин, «коль выдано разрешение в рамках Градостроительного кодекса (разрешение на строительство детского кафе, - прим. «Нового Калининграда.Ru»), строительный надзор будет осуществляться уполномоченным органом исполнительной власти - Государственной инспекцией архитектурно-строительного надзора Калининградской области». То есть сейчас надзор будет, а когда рылся тот же котлован, это никому не было нужно.

Или вот еще вопрос: как сказал все тот же Самарин, Служба государственной охраны объектов культурного наследия «осуществляет контроль и надзор за деятельностью органа местного самоуправления в плане выполнения работ на памятнике местного значения». Опять какая-то нестыковка выходит – где же был тот самый контроль, если реконструкция проводилась без разрешения, и стена все же рухнула?

Ну и третий вопрос, немного не по теме: осыплется ли та земля, которая нависает над ручьем, и будет ли еще один скандал, связанный с нарушением уже природоохранного законодательства? Когда у ООО «Мастер-класс» дойдут руки до ручья, неизвестно - голова теперь другими вопросами забита. Однако ясно одно – поговорку «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» в России еще никто не отменял.

Текст, фото – Мария БОЧКО

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.