«Польша: от рыцарей до Гитлера»: репортаж «Нового Калининграда.Ru»

Все новости по теме: Польша
«Польша: от рыцарей до Гитлера»: репортаж «Нового Калининграда.Ru»
В минувшие выходные Польский культурно-деловой центр в Калининграде организовал очередную экскурсию для калининградцев по историческим местам Польши. В этот раз целями поездки стали крупнейший средневековый замок Восточной Европы Мальборк-Мариенбург и  Вильчи Шанец (Волчье Логово) - главная ставка Гитлера во времена Второй мировой войны. Но и место нашей ночевки – в сельской усадьбе под Бартошице, тоже можно считать историческим.

Выехали мы из Калининграда в 6 утра. Все-таки процесс пересечения границы достаточно непредсказуем, поэтому все планировалось с большим запасом времени. Но границу в Багратионовске-Безледы мы прошли быстро, поэтому в первом пункте нашего маршрута, городе Мальборк, оказались на 2 часа раньше, чем планировалось. И благодаря прекрасной погоде смогли не только походить по замку, но и наконец-то порадоваться солнцу.

Завораживающая пустота

Мальборк прекрасен. Его величественные стены и башни царят над окрестностями, организуют пространство и время вокруг себя.  Здесь можно бродить часами. И ведь в самом замке почти ничего нет, он практически пустой, а во многих местах, например, в капелле Девы Марии, идут большие восстановительные работы. Но его залы, переходы, галереи и лестницы создают  необыкновенный лабиринт, которому не нужны детали в виде картин, скульптур или мебели. И благодаря двум рыцарям и пани Цецилии, которая была нашим гидом, этот лабиринт наполнился жизнью.

Рыцари-реконструкторы – брат Эдвард и брат Герман из Тевтонского ордена, личности в Калининграде известные. Без них и их собратьев не обходится почти ни одно празднество в области. Реконструкторы по-хорошему «больные» люди. Они не просто рядятся в одежды прошлых эпох и размахивают мечами, они живут тем временем. Еще на подъезде к Мальборку брат Эдвард и брат Герман рассказали историю Тевтонского ордена и его главной крепости. А в сам замок они вошли в полном рыцарском облачении, соблюдая все необходимые традиции и ритуалы.  И даже устроили во дворе Среднего замка мини-турнир.  Конечно, два «взаправдашних» стали неожиданным подарком для всех туристов, которые в это время были в замке, особенно для детей. Рыцари держали марку и галантно перефотографировались со всеми желающими.

bitva.JPGБлагодаря пани Цецилии пустые покои замка наполнились живыми людьми, которые не просто где-то за что-то воевали, а жили, ели, пили, спали и даже ходили в уборные много веков назад вот именно в этом месте.  Скучнейшие темы – отопление и канализация в Средние века – в ее рассказе стали очень увлекательными. Подумать только – при строительстве замка были использованы технологии центрального воздушного отопления, известные еще в Древнем Риме! И эта система была достаточно эффективной, чтобы отапливать несколькими не слишком большими печами огромные каменные комнаты. По словам пани Цецилии, когда в наше время эту систему испытали, то при минус 12 градусах на улице в просторной трапезной с многометровыми потолками температура за короткое время поднялась до плюс 18 градусов. На кухнях замка использовались ручные лифты для подъема продуктов из подвалов и передачи блюд в трапезные. А благодаря уборным и культу чистоты население замка не знало многих болезней, которые были обычным делом в те времена. В замке на  стенах было построено несколько отдельных уборных и возведены две специальных туалетных башни – Куриная ножка и Гданиско, получившая свое название в честь ненавидимого тевтонскими рыцарями города Гданьска. Нечистоты из них попадали в замковый ров и уносились в реку.  Проход к башне Гданиско обозначен фигуркой чертика, у которого мордочка искажена совершенно понятным страданием и характерно поджаты ноги.  

Пани Цецилия честно предупредила, что от первоначальной отделки замка, который является «самой большой горой кирпичей к востоку от Англии», почти ничего не осталось - смена владельцев и войны внесли свой коррективы. Но то, что удается найти реставраторам, путь это будет даже крошечный кусочек оригинального кирпичного пола или неразборчивые остатки стенной росписи, бережно сохраняется. 

После трех с лишним часов хождения по замку Мальборк (и мы обошли далеко не все!) мы отправились на ночевку в гостевой дом «Белый князь» под Бартошице. Эта помещичья усадьба XIX века благодаря хозяину сочетает в себе старинные интерьеры и современные удобства. В холлах и цокольном этаже размещены настоящие коллекции антикварной мебели и посуды. Сам дом стоит в парке на берегу небольшого пруда. Здесь очень тихо, если не обращать внимания на громкие немелодичные крики павлинов. Но они придают этой месту особенный лоск.

Gavrilov1.JPGВеликое ничто

Наутро из идиллических пасторалей мы отправились в неприятное, но очень важное историческое место -  главную военную ставку Гитлера Вильчи Шанец в Кентшине. Но перед этим один из наших попутчиков – 89-летний полковник Валентин Николаевич Гаврилов, ветеран Великой Отечественной войны, рассказал о том, как он воевал в Восточной Пруссии. Начальник штаба 350-го танкового батальона 159-ой танковой бригады 1-го танкового корпуса Резерва Ставки Верховного главнокомандующего прекрасно помнит события тех дней. Он сам начертил все схемы наступлений, в которых участвовал и подробнейшим образом о них нам рассказал. Валентин Николаевич описал, как благодаря генералу Озерову был взят форт №4 практически без потерь с нашей стороны: «По его приказу было сделано задымление, и за сутки форт был выведен из строя. Поэтому там героя Советского Союза получил только один человек – командир саперов. А на 5-ом форту, где погибло много наших солдат, Героями стало намного больше людей», - отметил он. На войне всякое случалось. И помимо тяжелых боев и потерь товарищей, были и забавные ситуации. Например, Валентин Николаевич сейчас живет в квартире, которую во время войны чуть не расстрелял из танкового орудия, так как ветер шевелил в окнах газеты, и казалось, что будто кто-то там целится в танк фаустпатроном. А любопытство капитана Гаврилова сыграло с ним страшную шутку. Когда он на своем танке добрался до Королевских ворот, то во время передышки решил посмотреть, что там внутри. Открыл ворота, а там оказались штабеля убитых немцев. «Запах страшный, - рассказал Валентин Николаевич. – Там были собраны трупы погибших за несколько дней. Я еще лет 20 не мог потом туда зайти».  

После его лекции мы отправились в Вильчи Шанец. Если не помнить о том, для чего они сооружались и что тут происходило, то циклопические сооружения в этот прекрасный весенний день казались скорее забавным архитектурным бредом. Но Гитлер провел здесь около 800 дней во время Второй мировой войны, именно тут произошло одно из неудачных покушений на него. Бронзовая книга-памятник отмечает это место. На ее страницах написано: "На этом месте стоял барак, где 20 июля 1944 г. Клаус Шенк граф фон Штауффенберг совершил покушение на Гитлера. Он, как многие другие, кто оказывал сопротивление гитлеровской диктатуре, заплатил за это жизнью". Его и четырех других главных заговорщиков-оппозиционеров повесили за ребра на крюках живыми, и они умирали долгой мучительной смертью. А менее значимым участникам заговора отрубили головы специально сооруженной в одном из бункеров гильотине.

Сейчас все постройки этого кровавого места постепенно разрушаются. Начало этому процессу положили сами немцы, взорвавшие их при отступлении. А теперь их уничтожают деревья и лесные цветы. Конечно, никто не восстанавливает эти руины – это не тот памятник, который стоит беречь. Но, похоже, уже и в памяти людей эти события постепенно истираются. Один поляк примерно 30-35 лет, бродивший по этим развалинам, уже не знает, кто такой Борман.

Честно говоря, я, как и многие мои попутчики, с радостью уехала из «Волчьего Логова» и вряд ли сюда вернусь. Но я уверена, что хоть раз в этом или подобном этому месте нужно побывать каждому.  

Текст - Татьяна Новожилова, фото - «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.