Алексей Урсатий: Государство - недобросовестный работодатель

Глава департамента Федеральной службы занятости населения по Калининградской области Алексей Урсатий заявил, что в регионе – «ужасная безработица». В интервью Агентству национальных новостей чиновник рассказал, за что он критикует планы Георгия Бооса по переселению в регион трудовых мигрантов, и заявил, что знает, как положить конец нищенским зарплатам.

Алексей Алексеевич, в минувшую пятницу, выступая на семинаре иностранных инвесторов, Вы выступили с весьма критическими заявлениями по поводу ситуации с безработицей в Калининградской области. Расскажите поподробнее, что именно вызывает опасения службы занятости?

Рынок труда Калининградской области в силу анклавности территории имеет свои особенности и очень больно реагирует на все просчеты и ошибки в кадровой политике. Главная особенность заключается в том, что экономика региона использует труд отечественных работников. Тем более, необходима продуманная кадровая политика, ориентированная на использование имеющегося кадрового потенциала. Этим будут решаться и экономические и, что немаловажно, социальные проблемы.

Как же мы используем сейчас наш трудовой потенциал?

В Калининградской области насчитывается около 511 тысяч человек трудоспособного возраста, из которых примерно 400 тысяч официально заняты в экономике. Область является дотационной. В то же время в целом по области до четверти трудового потенциала официально не работают. В сельских районах до 70% трудоспособного населения не имеют работы.

Почему область должна привлекать средства в расходную часть бюджета, не используя свой трудовой потенциал в развитии экономики? Почему нас должны кормить со стороны? Какие факторы привели к созданию такой ситуации?

Анализ использования рабочей силы показывает следующие основные проблемы на рынке труда. Первая – территориальное дифференцирование. У нас до 80% экономического потенциала сосредоточены в городе Калининграде и его окрестностях. Соответственно, здесь же, в областном центре, сконцентрировано большее количество рабочих мест. Получается такая картина: на одного безработного в Калининграде работодатель предлагает до 8 вакансий.

В сельских районах из-за отсутствия рабочих мест на одну вакансию претендуют до 300 человек. То есть здесь, очевидно, нужно делать стратегию развития экономики Калининградской области с использованием отечественного кадрового потенциала, привлекать инвестиции туда, где переизбыток рабочей силы, создавать рабочие места там, где население не может найти работу – в сельских районах.

Когда составляются планы экономического развития, в них не содержится раздел кадрового обеспечения. То есть, мы планируем открыть производство, создать рабочие места, расширить производственные мощности. Но никто не думает, каким кадровым потенциалом это будет обеспечиваться. Вторая проблема, наиболее остро влияющая на рынок труда – структурное несоответствие кадров, которые готовит система образования и тех специалистов, которые востребованы экономикой области. У нас система образования не ориентирована должным образом на экономику региона. Это влечет за собой рост безработных граждан с тем или иным профессиональным образованием. Допустим, высшие учебные заведения дают нам выпускников в два раза больше, чем востребовано экономикой. В то же время начальное профобразование удовлетворяет экономику области только на 25%.

Есть острый дефицит рабочих специальностей, а профучилища не готовят этих специалистов. Казалось бы, человек свободен в праве выбора образования, специальности. Но он может выбирать тогда, когда он хорошо осведомлен о рынке труда и знает, что ему принесет ему образование. Отсюда вытекает еще одна проблема – должным образом не поставлена профориентационная деятельность, особенно среди учащейся молодежи. Молодежь не знакома с рынком труда и сталкивается с его проблемами, когда уже выходит на него с предложением своей рабочей силы. Еще одна проблема – низкое качество рабочих мест. Работодатель до сих пор не стал равноправным с работником на рынке труда. По-прежнему он занимает позицию «как можно дешевле нанять как можно более квалифицированную рабочую силу и поставить ее в как можно более жесткие условия». Работодатель предлагает унизительные условия найма. Сейчас у нас более 50% официально заявленных вакансий предлагают заработную плату ниже прожиточного минимума.

Молодой человек выходит на рынок труда, ему предлагают заработную плату, на которую он даже себя не сможет содержать, не говоря уже о семье. Естественно, такие рабочие места не востребованы. А в сельских районах таких вакансий до 90%. Вот и получается: с одной стороны, вроде бы, рабочие места есть. Но с другой стороны, население не удовлетворяют условия найма. Работодатель забывает при этом, что все его экономические проблемы решаются только через разумную кадровую политику.

Почему он ждет, что к нему придет квалифицированный специалист? Почему он сам не участвует в процессе подготовки востребованных его производством кадров? Каким образом руководители предприятий могут в этом участвовать?

Во-первых, качественный подбор кадров. Заключение договорных отношений с необходимыми учебными заведениями, финансовое и организационное участие в подготовке специалистов, предоставление производственных площадей для проведения практики, закрепление на рабочем месте. Работодатель должен активно участвовать в подготовке кадров.

Вы доносили информацию о кризисе в сфере занятости до правительства Георгия Бооса?

Служба занятости периодически делает анализ рынка труда, его проблемы, тенденции развития, с цифрами, фактами и статданными. Эта информация постоянно направляется в соответствующие структуры, в частности – в правительство области. Оттуда поступает какая-либо реакция? Реакция будет только тогда, когда мы увидим кардинальное улучшение положения на рынке труда. Вообще говоря, я описываю только проблемы, а проблемы не бывают радостными. Тем не менее, мы можем сейчас абсолютно объективно отметить улучшение положения на рынке труда. Действительно, благодаря несколько ускоренному темпу развития экономики в последнее время стали появляться рабочие места, более выгодные вакансии. Но все проблемы, которые я перечислил, остаются. Обстановка немного смягчается, но проблемы кардинально не решаются. Для Калининградской области как воздух необходим закон о кадровой политике, который бы предусматривал инструмент обращения с местным рабочим потенциалом.

Сегодня утром в эфире радиостанции «Балтик Плюс» лидер фракции «Единая Россия» в областной Думе Константин Поляков рассуждал о вопросах занятости населения. В частности, Поляков заявил, что введение отраслевой системы оплаты труда гораздо лучше, чем использование понятия минимальной почасовой оплаты, за которую, к примеру, выступают профсоюзы. Что кажется вам более эффективным способом спасения от зарплат размером ниже прожиточного минимума?

На мой взгляд, именно почасовая оплата труда. Это даст более гибкий инструмент регулирования заработной платы и поддержания уровня жизни населения. Возьмите цивилизованный Запад – все страны работают по почасовой оплате. Мне кажется, особенно это характерно для сельской местности.

Утром Поляков говорил о появлении в будущем нового экономического центра в Черняховске. Поможет ли это в ликвидации перекоса регионального рынка труда?

Поскольку вокруг Черняховска сосредоточены районы с избытком рабочей силы, создание рабочих мест и развитие экономики Черняховского городского округа решит ряд проблем в сфере занятости. Калининградская области занимает небольшую территорию. Сейчас у нас трудятся в Калининграде граждане и Озерска, и Гвардейска, и того же Черняховска, Гурьевска, Балтийска. Если в Черняховске будет еще один экономически развитый район, я думаю, он возьмет на себя часть рабочей силы с востока и центра области. Если же такой район будет создан еще и в Гусеве, то мы охватим весь восток.

В последний раз вернусь к словам Константина Полякова. Он говорил о том, что правительство и «Единая Россия» настаивают на приглашении кадров из-за пределов области на некоторое время для того, чтобы они подняли экономику до какого-то уровня, научив за это время калининградцев необходимым профессиям. Что Вы думаете по поводу этой идеи?

У нас есть два понятия: применение иностранной рабочей силы, специалистов, которые временно прибывают в регион для ускоренного развития экономики. И есть понятие трудовой миграции, то есть – те граждане, которые прибывают сюда для постоянного жительства. Вопрос трудовой миграции обоюдоострый. С одной стороны он может ускорить развитие экономики, но если он не будет правильно проработан, он может принести с собой большую социальную напряженность. Сейчас у нас не решен вопрос с жильем даже для местного населения. У нас не решен вопрос с дошкольными учреждениями. У нас не хватает сейчас койко-мест для местного населения. Нет достойной заработной платы.

Допустим, приезжает в регион высококлассный специалист. Значит, ему нужно создать привлекательные условия. Определить в детсад ребенка. Обеспечить какие-то социальные гарантии, создать инфраструктуру. Ему предложить рабочее место с высоким уровнем заработной платы. А тогда отечественный работник скажет: «А почему мне не дали такую работу?».

Мне кажется, сначала надо максимально эффективно использовать отечественную рабочую силу, создать все условия для ее реализации на рынке труда. А затем на равных условиях привлекать недостающих квалифицированных специалистов. Если мы сделаем какие-то льготы для приезжих, это больно отразится на местных жителях.

Выступая перед иностранными инвесторами в минувшую пятницу, Вы говорили об отсутствии вменяемой кадровой политики в бизнес-планах крупных проектов в региональной экономике. Сейчас более 20 предприятий зарегистрировались в качестве резидентов ОЭЗ. У них кадровая политика есть?

Такой информации я не имею. Инвестор, думая о реализации своих инвестиционных планов, должен не забывать о кадровом обеспечении своих инвестиций. По большому счету, мне кажется, хватит сюда привлекать инвестиции в Калининград и окрестности. Если хочешь вложить инвестиции в развитие области – вкладывай деньги в тот район, где переизбыток рабочей силы.

Алексей Алексеевич, а есть какие-нибудь легальные способы борьбы с работодателями, предлагающими зарплаты ниже прожиточного минимума? Ведь ситуация парадоксальная, с одной стороны правительство выдает субсидии малоимущим, а с другой – половина работодателей предлагают прийти, и поработать за сущие копейки.

Россия – это правовое демократическое государство. Очевидно, инструменты есть, в виде соответствующих законов, соответствующих структур надзора. Другое дело – как они работают.

А вообще, законно платить такие зарплаты?

Конечно, законно. У нас закон устанавливает размер минимальной заработной платы в сумме 1100 рублей. То есть, государство само закладывает основу обесценивания рабочей силы.

Как работодатель может по закону платить 1100 рублей, когда прожиточный минимум – 3600?

В первую очередь, государство дает пример недобросовестного работодателя. Ведь самая нищая сфера у нас бюджетная.

Последний вопрос у меня немного личный. После Вашего весьма жесткого выступления на семинаре Ассоциации иностранных инвесторов многие сказали – «дни человека на этом месте сочтены». Вы не боитесь, что вас действительно снимут за такие слова?

Я это предугадываю. Вернее, не исключаю.

Источник: Агентство национальных новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.