Министр образования Хребтова: «Мы не будем пытаться ускорить введение новых стандартов»

Анастасия Хребтова.
Все новости по теме: Реформа образования
Глава регионального министерства образования Анастасия Хребтова в интервью корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» рассказала, что изменится после внедрения нового образовательного стандарта для старшеклассников и зачем нужны новые нормы. Анастасия Хребтова заверила, что региону, вопреки сложившейся традиции, не стать «пилотным» в части внедрения новых стандартов. Министр отметила, что закрепленные в федеральном законодательстве новшества уже применялись на практике в начале 90-х, а опасения насчет «платности» уроков преувеличены. 

— Анастасия Ивановна, недавно был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для старшеклассников. В чем принципиальные отличия нового образовательного стандарта для старшеклассников от существующего в настоящий момент в России?

— Принципиальные отличия от существующего стандарта есть. Но если говорить откровенно, то в этом случае все новое — хорошо забытое старое.

Сейчас образовательные стандарты определяют только содержание обучения. Они говорят, чему мы должны научить школьника: каким предметам и в каком объеме. При этом к результату требований не предъявляется. Вроде бы как предусматривается, что если ребенок изучал ту или иную тему, то он ее знает, но четких параметров качества знаний нет.

В новом стандарте применяется принципиально другой подход. Есть требования к содержанию образования — этого никто не отменял, но есть требования и к условиям ведения образовательного процесса. Эти условия — не только помещение, оборудование, но и методология преподавания. Стандарты прописывают необходимость различных форм обучения, которые развивают у детей определенные компетенции.

К тому же, в новом стандарте есть и требования к результату, к тому, что ребенок должен уметь и знать по итогам обучения. Причем эти требования касаются не только предметных и межпредметных знаний, но и личностных результатов. Такого раньше у нас не было.

Если говорить про Запад, то очень похожая система есть в Англии, в США. Но у них система жестче. У нас пока более демократичный стандарт, который дает большую свободу выбора для детей. Но я вполне допускаю, что в будущем мы придем к тому, что ужесточим систему с точки зрения выбора предметов школьниками.

Я поясню, почему этот стандарт не нов для России. В 1992 году, когда у нас вводили разные варианты учебных планов, один из них подразумевал предметы по выбору, предметные области и так далее. Я как раз в это время работала завучем и составляла учебные планы.

hrebtova_7.jpg— Вы сказали о свободе выбора. Но многих это как раз и смущает: как бы не получилось так, что школьник, желая облегчить себе жизнь и не «портить аттестат» оценками по «сложным» предметам, выбрал самые простые дисциплины, а в результате не поступил в вуз?

— Есть определенные требования к учебному плану школьника. В стандарте прописано 6 предметных областей. Ребенок должен выбрать не менее 9 предметов, причем в каждой предметной области как минимум по одной дисциплине. То есть, не выбрать какую-то область просто невозможно.

Есть и обязательные предметы, которые пройдет каждый старшеклассник: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, физическая культура и ОБЖ. Обязательные предметные области: филология и иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естествознание, физкультура и ОБЖ. При этом в каждой из этих областей ребенок может сделать выбор: изучать ее на базовом или углубленном уровне.

Если школьник выбирает базовый уровень, то он может ограничиться так называемыми «интегрированными предметами» в не интересующих его областях. Например, если ребенок в дальнейшем не планирует связывать свою жизнь с естественными науками и делает упор на другой профиль, он выбирает «естествознание» — интегрированный предмет, который включает в себя базовые, основные знания по естественным наукам. При этом школьник может выбрать одновременно физику, химию и биологию — все эти предметы остаются, их никто не убирает из школьной программы.

— Но в программе средней школы физика, химия и биология по-прежнему будут обязательными. Ходить на интегрированный курс естествознания смогут только учащиеся 10–11 классов, так?

— Да. Все названные вами предметы останутся в средней школе. Говоря о выборе предметов, мы ведем разговор только о старшеклассниках.

— Вы сказали, что новый стандарт закрепляет формы обучения старшеклассников. Какие-то принципиально новые формы, не использованные ранее в школе, будут в нем закреплены?

— Принцип этого стандарта — системно-деятельный подход. Ребята должны не просто получить знания, но и научиться их применять. Для этого должны применяться другие формы работы со школьниками: это, к примеру, конференции.

С одной стороны, такая форма работы и сейчас применяется в школе, с другой стороны, этот метод не стал массовым. Смотрите, как у нас было раньше. На уроках мы занимались образовательной деятельностью, во внеурочные часы — воспитательной работой. В лучшем случае, в школах проводились предметные недели, которые можно отнести к образовательной внеурочной деятельности. Теперь вести учебную работу вне уроков становится обязательным.

Еще одно требование, которое предъявляет новый стандарт — индивидуальный проект. Ребенок должен разработать в любом из выбранных им направлений индивидуальный проект: это может быть и научная, и творческая работа. Минимальный срок на реализацию такого проекта — год. Выполненная работа должна предъявляться комиссии.

— Своеобразная дипломная работа для старшеклассников?

— Да.

— Вы сказали о том, что новые образовательные стандарты закрепляют требования к результату обучения. Как это будет выглядеть на практике? Сейчас у нас есть отметки, которые оценивают полученные знания. Эта система как-то изменится?

— Этот результат, скорее всего, так и останется в виде отметок. Но можно ведь предъявлять разные требования к самим контрольно-измерительным материалам, за которые выставляются эти отметки. Можно проверять знания — знаешь ты или нет этот факт, а можно проверять умение выбрать из предъявленного материала основной, навыки анализировать, находить общее, выбирать, отделять основное от второстепенного, разделять общее и частное. Такие задания тоже должны быть.

— То есть введение нового стандарта может изменить отчасти содержание, в том числе, и ЕГЭ?

— Да, я вполне допускаю это.

shkolnik_komp.jpg— Еще один вопрос, который беспокоит общественность: какие уроки будут платными, какие — бесплатными? Уже высказывались опасения, что дети просто не смогут подготовиться к вузу, так как за школьные занятия придется платить.

— Это устойчивый миф. У Жванецкого, кажется, есть высказывание: если говорят что-то плохое — тут же поверю, если хорошее — нет, ведь этого быть не может во веки веков. У нас сейчас в старших классах обязательное количество часов — 36 в неделю, в среднем 6 уроков 6 дней в неделю. В новом стандарте обязательными будут 37 часов, то есть количество занятий, который школа обязана провести со школьником, увеличится. Тут ни о какой экономии на детях речи не идет.

Впрочем, если говорить по факту, то у нас и сейчас родители, которые не уверены в знаниях своего ребенка или уровне школьного преподавания, нанимают репетиторов. Я думаю, всегда будут ситуации, когда родители хотят дополнительных занятий для своих детей, чтобы подтянуть какой-то предмет или справиться с тем, что дается не очень легко.

Но я надеюсь, что специализация в старших классах, напротив, поможет школьникам подготовиться к поступлению непосредственно во время занятий. Сейчас у нас какая ситуация? Все-таки в старших классах дети уже немного определяются: кому-то даются гуманитарные дисциплины, и он пойдет в эту стезю, кто-то, напротив, интересуется точными науками. При этом все школьники, вне зависимости от их склонностей, способностей и желания на одинаковом уровне изучают все предметы: математику, биологию, химию, историю, словом, все предметы. Хотя часть из них у него «плохо идет» или он просто не связывает с ними дальнейшую жизнь.

Если мы снимаем с ребенка нагрузку по изучению всех предметов в одинаковом объеме, то у него остается больше времени на те дисциплины, что ему более интересны. И тогда, возможно, можно даже обойтись без репетиторов. Доживем до 2020 года — посмотрим, реально или идеализированно представление о том, что этот стандарт снимет с родителей нагрузку по обеспечению подготовки в вуз.

— Согласно новому стандарту, ребенок ведь может выбрать и уровень изучения?

— Да, базовый или углубленный. Он имеет право изучать предметы на любом уровне. Но если ребенок выбрал себе один из 5 профилей, он должен изучать углубленно не менее трех предметов этого профиля или сходного с ним. Условно говоря, выбрали естественно-научный профиль, можете изучать углубленно физику, математику и астрономию.

— Закон предполагает, что отдельные школы смогут внедрить новый стандарт уже с 2013 года, если будут готовы к этому. Планируется ли внедрить новый стандарт в какой-либо из калининградских школ в будущем учебном году?

— Да, школы могут ввести новый образовательный стандарт с будущего учебного года. Но обязательным он становится с 2020 года. Мы не будем пытаться ускорить введение новых стандартов.

Мне кажется, здесь не стоит торопиться. Объясню, почему. Я бы сказала, что те требования к результатам, которые прописаны в новом стандарте, имеют революционный характер. Добиться этих результатов за два года я считаю невозможным. Не зря этот стандарт выстроен в едином ключе, начиная с начальной школы. Требования для старшеклассников логично вытекают из тех новых стандартов, которые были приняты для начальной школы. По ним дети в нашем регионе начали учиться только в этом году, в некоторых школах — в прошлом. У нас пятиклассники начнут учиться по этому стандарту. С пятого класса я это допускаю.

Для того, чтобы внедрять такой стандарт сразу в старшей школе, должна же быть и подготовка учителей. Они должны быть готовы работать по-новому. Ведь система образования сама по себе очень консервативна — и это хорошо. Фактически как учили нас, так учат и сейчас. Перемены идут, но медленно. Сейчас действительно изменилась начальная школа, но для того, чтобы изменилась и средняя, нужно, чтобы поменялись и сами учителя — их подходы к преподаванию, их методика. Это требует определенного времени.

Конечно, можно за один год написать и продумать программы, включить в планы внеурочную работу, но воплотить это в жизнь сложнее. Поэтому, мне кажется, для того, чтобы внедрять стандарты в старшей школе, лучше дождаться наших пятиклассников, которые в этом году начнут обучаться по новым стандартам.

— В основной школе ведь не выбираются предметы?

— Нет, но здесь не в выборе дело. У нас уже сейчас есть школы с уклонами. За счет школьного компонента образовательной программы они формируют гуманитарные классы и математические. Я говорю о других результатах — личностных и метапредметных. Нельзя их добиться, не занимаясь воспитанием этих черт уже с основной школы. Иначе это будет профанация.

hrebtova_2.jpg— Я правильно понимаю, что ФГОС в обязательном порядке будет внедрен для тех, кто сейчас пойдет в пятый класс?

— Нет. Новый стандарт будет обязательно внедрен для тех, кто сейчас учится в первом классе. Новый стандарт будет обязательным для всех только с 2020 года, но его можно внедрять и с 2013 года, и с 2015 года, когда в старшую школу придут сегодняшние пятиклассники. Разумеется, школы будут определяться самостоятельно с тем, когда стоит перейти к новым стандартам. Но я считаю, что это нужно сделать в тот год, когда сегодняшние пятиклассники пойдут в старшую школу.

Я не думаю, что какой-либо из регионов рискнет ввести новые стандарты с 2013–2014 учебного года, хотя все может быть. Но при этом надо понимать, что если дети начнут учиться по новым стандартам, то они должны будут сдавать три обязательных ЕГЭ — добавляется экзамен по иностранному языку.

Повторюсь, достаточно похожа система в Англии, но у них очень четкие требования к учащимся и к их родителям. У нас пока этого нет. У них я не смогу в 10-м классе выбрать естественнонаучный профиль, если в основной школе я на углубленном уровне физику не изучала. У них более жесткая ответственность начинается с основной школы.

У нас подход такой: учителя работают с детьми индивидуально, и это должно оградить школьников и учителей от конфликта. Но я думаю, что конфликты, все же, будут. Случится так, что некоторые ученики и их родители спохватятся только в старшей школе, и потребуют углубленных знаний по тем предметам, которые раньше не давались. У нас пока стандарт не предполагает, что при выборе на старшеклассника могут быть наложены какие-то ограничения, связанные с его успеваемостью в основной школе. Захотел учиться — предоставьте возможности. Но как получить результат, если базы для его достижения нет?

— То есть, я могу получать по алгебре тройки в 7–9 классах, а в 10–11 пойти на углубленный уровень изучения предмета?

— Да, пока это так.

— Хотелось бы поговорить и о технической готовности школ к внедрению нового стандарта. Потребуется ли переоснащение образовательных учреждений, увеличение количества кабинетов, например?

— В технических вопросах внедрения стандартов мы пока проблем не видим. Дело в том, что количество школьников у нас пока не увеличивается такими темпами, как нам хотелось бы. Число обязательных часов вырастет незначительно — с 36 до 37 часов в неделю. Даже с учетом того, что нам нужно включить в расписание внеурочную работу, я думаю, что проблем с помещениями не будет.

С точки зрения финансовой, безусловно, потребуется увеличение норматива. Если мы говорим про индивидуальный подход и расщепление класса по интересам, то, конечно, это потребует определенных затрат. Но у нас, кстати, те школы, которые перешли на новые образовательные стандарты в начальных классах, получают повышенные нормативы. Но если за внедрение новых стандартов в начальной школе финансирование увеличивается на 20%, то для применения ФГОС в старших классах прибавка должна быть более существенной. Мы будем просчитывать отдельно.

— Анастасия Ивановна, по поводу выбора предметов есть еще один спорный момент. Сейчас старшеклассники примерно одинаково интенсивно изучают все предметы. И нередки случаи, когда абитуриент до последнего дня не знает — куда именно он хотел бы подать документы, какая специальность ему ближе. Как эти старшеклассники будут выбирать себе «уклон», будет ли оказываться какая-то помощь в профориентации?

— Это есть и сейчас. Некоторые школы в 9-м классе вводят профориентационные курсы, знакомят детей с разными видами деятельности. Отдельные школы проводят тестирование и проверяют склонности ребенка к той или иной работе. Но если я хочу пойти на техническую специальность, к примеру, а мне говорят, что я должна пойти на психолога, так как у меня есть склонность к работе с людьми, я вряд ли послушаю. Кто-то, конечно, обратит внимание на эти рекомендации, но отнюдь не все.

Эта работа по профориентации есть, но она не очень эффективна. У нас, все-таки, в основном профориентация идет в семьях. Семьи ориентируют своих детей на определенные профессии, причем по одному принципу.

— Уровень дохода?

— Да. В основном. Поэтому я бы не стала уповать на то, что школа сможет это кардинально поменять. С другой стороны у меня есть опыт работы в школе и я знаю, что дети, которые учились в физико-математических классах и на углубленном уровне изучали точные науки, в последствии пошли и на филфак, и на иняз. Ведь говорят же: «Чем хороша математика? Она ум в порядок приводит».

Школы и в 9-м, и 8-м классах делают опросы. Действительно, есть дети, которые не могут определиться: у них или все ровно плохо, или все ровно хорошо. Они не знают, куда им пойти, а родители не вмешиваются в эту ситуацию. Для таких случаев предусмотрен универсальный профиль. Он очень похож на ту систему, по которой занимаются в школах сейчас.

shkola_5.jpg
— В СМИ озвучивались претензии и к содержанию предметов. Например, «Россия в мире»   что это будет за предмет? И будут ли в школьной программе какие-либо другие дисциплины, само название которых вызывает некоторое недоумение?

— Я думаю, больше таких предметов не будет. Да и «России в мире» пугаться тоже не нужно. «Россия в мире» — это интегрированный курс в области обществознания. Он включает в себя право, экономику, историю. Даже если ребенку не нравится изучать даты, он все равно должен познакомиться с основными историческими моментами. Это будет сделано в рамках этого предмета. Плюс дисциплина будет немного философской: вот такие произошли явления, вот такую они имеют оценку с точки зрения внешней и внутренней политики.

Это интегрированный курс, который вбирает в себя знания из нескольких областей. Отметим, что для Калининградской области это не сверхновый предмет. Несколько лет назад за счет регионального компонента мы вводили предмет «Отечествоведение», который затем стал называться «Россиеведение». Мы заказывали учебники у авторов, это был курс на стыке истории, литературы и философии. Из-за того, что учебные программы поменялись, нам пришлось от него отказаться. Но в некоторых школах он есть до сих пор. Отмечу, что вести его было достаточно сложно. Его должны были вести как минимум два учителя — историк и литератор.

— Сейчас мы изучаем историю, экономику, право. Словом, получаем базовые, фундаментальные знания, на основе которых можем вынести собственные суждения о тех или иных исторических фактах. Не получится так, что новый предмет будет подменять знания готовыми суждениями?

— Здесь однозначных оценок дать нельзя. Это не столько «знаниевый» курс (хотя он дает и определенные знания, факты), сколько «компетентностный». Этот курс и ему подобные, должны научить ребенка учитывать разные точки зрения, не считать, что его точка зрения абсолютно правильная. Он должен понимать и видеть, что есть разные точки зрения на одни и те же события. Он должен узнать, что у нас отдельные события оценивают так, а раньше относились к этому по-другому, в другой стране — принята третья точка зрения. Ведь это тоже компетенция, которая дорогого стоит.

Но этот курс не отменяет историю, право, экономику. Если у ребенка есть желание, он может выбрать углубленное изучение этих предметов.

— В Министерстве образования и науки утверждают, что законопроект проходил широкое общественное обсуждение. В том числе, в регионах. В Калининградской области ФГОС проходил через учительское обсуждение?

— Да, такая работа целенаправленно проводилась. С самого начала, когда стали вводиться стандарты, приезжали разработчики стандартов. Отмечу, обсуждений было много. Ведь эти стандарты — ступенчатые. В начальных классах они уже внедрены, и тогда, конечно, мы тоже это обсуждали — и на собраниях, и на августовских конференциях. В прошлом году эта конференция вся была посвящена обсуждению стандартов.

Общественность вполне нормально к этому отнеслась. Я еще раз повторю, мы уже через это проходили — профильное обучение у нас внедрялось. Новый стандарт для нас — следующая ступень прошлых реформ.

— Почему же тогда попытка принять новые стандарты вызвала такое бурное возмущение общественности?

— Есть такая песенка. Женщина поет о том, как ей плохо, а потом добавляет: «А если муж хороший, то плохо все равно». Мне кажется, это из этого же разряда. Не хотят вдумываться, почему-то сразу видят плохое. В любом деле, особенно в новом, можно найти и хорошее, и плохое.

Если говорить про стандарт, то мы можем получить и плюсы, и минусы — все зависит от того, как мы начнем его выполнять. Самая большая ошибка, которую мы можем допустить — сделать в каждой отдельной школе лишь один профиль. Не даст стандарт результатов, если мы не обеспечим школы кадрами. Но проблемы с качеством обучения у нас есть и сейчас — в каждой школе оно разное, и зависит оно от качества людей, работающих в ней.

Сейчас, если мы будем говорить о стандартах, то я вижу одну единственную опасность, которую добавляют эти изменения в процесс обучения — несерьезное отношение родителей и детей к тому выбору, который предстоит сделать в старших классах. Ребенку придется определяться очень рано. Приблизительно на уровне 7-го класса. Отчасти это есть и сейчас — уже в средней школе образовательные учреждения пытаются разделить детей на тех, кто изучает гуманитарные и тех, кто изучает точные науки. Да, можно менять направление во время обучения, но чем раньше будет сделан выбор, тем лучше результат.

Комментарии к новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.