«На брусчатке под дождем»: репортаж «Нового Калининграда.Ru» с улицы Тельмана

Все новости по теме: Ремонт дорог
1.jpgВ обед среды в районе политехникума в Калининграде прошла встреча инициативной группы калининградских блогеров «Спасем брусчатку!» с главой города Александром Ярошуком и представителем подрядчика — компании «ДСК». За тем, что делали на ул. Тельмана собравшиеся и к каким выводам пришли, наблюдал корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Александр Георгиевич прибыл на встречу с небольшим опозданием. Поэтому немногочисленная группа журналистов и спасателей успела полюбоваться и «мозаикой» из брусчатки, заботливо выложенной под деревом на повороте с Пролетарки на Тельмана, и послушать представителей подрядной организации, пытавшихся объяснить, что, собственно тут происходит и почему.

Представитель инициативной группы Максим Михайлов напомнил, что принято принципиальное решение считать калининградскую брусчатку исторической ценностью, и сохранять ее «по возможности». «За принцип теперь принято, что брусчатка должна остаться, и что только в исключительных случаях будет убираться, — напомнил он. — И, конечно, сразу встал вопрос ремонта, как, например, здесь, на улицах Пролетарская-Тельмана-Озерова».

По его словам, в Калининграде есть проблема с качеством ремонта брусчатого покрытия. «Администрация настаивала, что уже есть в Калининграде организации, умеющие укладывать брусчатку правильно, без нарушений регламента, — сообщил Михайлов. — Но на наш непрофессиональный, невооруженный взгляд видно, что сейчас брусчатка укладывается не так, как она была уложена немцами».

В дальнейшем выяснилось, что представления о «не так уложена» у инициативной группы и у ремонтников ожидаемо разное. Например, как считают блогеры, швы нынче между камнями шире, чем были раньше, технические условия укладки не соблюдаются, камни больше, чем нужно, «сама траектория укладки» другая и разная на разных участках. В процессе дискуссии всплыли подробности, что значительную часть этой «разоблачающей» информации сообщил прораб подрядчика. «Вы еще сторожа спросите, как ведутся работы!», — саркастично заметил главный инженер «ДСК» Игорь Беляев.

3.jpgВо время спича Михайлова подъехал градоначальник. Его черный внедорожник остановился прямо посреди ремонтируемой проезжей части улицы Тельмана сразу за знаком «Проезд запрещен!». Напомним, что нынче калининградские водители преодолевают этот маршрут по трамвайным путям и даже иногда по тротуару.

Александр Георгиевич, выбравший для этой встречи неформальный стиль в одежде, прошествовал к каменной композиции под деревом и в окружении всех заинтересованных лиц прослушал всякие технические и контрактные тонкости ведения работ. Как оказалось, на этом участке Тельмана ведется не капитальный ремонт, а восстановление дорожного покрытия: перекладывается старый «священнонемецкий» камень на новое основание, которое делается по всем правилам. А слишком большая ширина швов — иллюзия, так как камень имеет клиновидную форму и вверху просто уже, чем в основании. Для того чтобы показать, как на самом деле выглядит кладка, и был создан этот «каменный садик».

По словам зампредседателя комитета архитектуры и строительства горадминистрации Артура Крупина, здесь совершается только «приведение дорожного покрытия к нужной геометрии», так как полноценный ремонт был «вычеркнут на стадии государственной экспертизы».

Спасители брусчатки попытались усомниться в наличии «маячков», которые должны помочь вести работы правильно, шаблонов профиля и вообще в «достаточной кривизне поверхности», благодаря которой с дороги будет уходить вода. Но, по словам и Крупина, и Беляева, все необходимые приспособления есть, и активно используются. «У каждой бригады по два шаблона! — возмутился главный инженер „ДСК“. — Сначала по ним „ставится“ песок, потом покрытие». И то, что во время дождя тут не стоит вода, по его мнению, доказывает, что работы ведутся правильно.

Однако, как заметили активисты, в городе уже есть неудачный опыт восстановления «шашечной брусчатки» — за бывшим кинотеатром «Ленинград» на Тельмана. И поэтому, если действующие «СНиПы не выдерживают наши условия», нужно добавить некую категорию «исторического города», где требования немножко другие. Например, укладывать брусчатку «павлиньим хвостом», что не только красиво, но и позволяет снять нагрузку на одно колесо, из-за чего устойчивость повышается. Подумать над тем, как совместить российские современные требования для таких дорожных работ и желание части горожан сохранить брусчатку в соответствии с их представлениями, было предложено городским властям. Но Александр Ярошук заметил, что работы тут идут за счет федерального бюджета, поэтому особо не посвоевольничаешь. Да и нигде в Европе нет вечной кладки, заметил Крупин. «Ежегодно в Европе восстанавливаются брусчатые мостовые», — просветил он присутствующих. А по мнению Александра Ярошука, необходимо ввести ограничение на нагрузки для таких дорог в Калининграде — до 50 тонн. «Дороги немцами когда строились? — спросил он. — В тридцатые годы? Тогда и движение было меньше, и грузовиков таких не было». Ну и никакого «павлиньего хвоста» здесь отродясь не было, заметил Беляев, демонстрируя старые фотографии.

Член инициативной группы Анна Карпенко предложила посильную помощь в дорожных работах. Она считает, что необходимо перенимать опыт у поляков и готова заняться организацией их приезда в Калининград. Но представители подрядчика отказались от этого предложения, заявив, что уже работают с бельгийцами, чей опыт точно не хуже. В результате Анна Карпенко по итогам встречи отметила, что хоть она, как и многие члены инициативной группы, не специалист, но доводы подрядчика и представителей городских властей ее лично не убедили. «Посмотрим через пару лет, что из этого получится, — сказала она. — Но сейчас уже хорошо, что не будет такой скоропалительной перекладки брусчатки по всему городу — лучше подождать, выучиться, понять, как делать».

2.jpgВо время осмотра уже собственно дороги житель улицы Верхнеозерной Александр Гудков под скептическими взглядами рабочих лично замерил швы между камнями собственным складным метром. По его мнению, работы ведутся некачественно. «Есть СНиП автомобильной дороги, где прописано, как она должна уплотняться — швы не больше сантиметра, — заметил он. — А здесь есть и три сантиметра и больше. Я до самого основания раскопал, где здесь сантиметр?», — указал он на проинспектированный им участок.

Но, по мнению Игоря Беляева, оценивать работы пока рано, так как они еще незакончены, и поэтому претензий блогеров он не понимает. «Они смотрят полуфабрикат дороги, — пояснил представитель подрядчика. — Ее, во-первых, еще не трамбовали и не дефектовали. А во-вторых, требовать идеальной кладки можно только при калиброванной брусчатке, а тут она некалиброванная, имеет разную высоту и форму. И швы до реконструкции были гораздо больше».

Когда работы на Тельмана будут закончены, Беляев не знает. «Мы планировали еще 15-го июля протрамбовать, но дожди помешали, — пояснил он. — Нам нужно 4–5 дней для того, чтобы все высохло, потом оттрамбуем, затем откорректируем огрехи».

Он подчеркнул, что за такими дорогами нужно ухаживать постоянно — ежегодно подсыпать песок в швы, выравнивать брусчатку.

К этому моменту Александр Георгиевич решил, что достаточно уделил времени данному городскому уголку и уехал. И практически сразу после этого начался уже привычный для нынешнего калининградского лета ливень и разогнал всех остальных, не слишком довольных друг другом.

Текст, фото — Татьяна НОВОЖИЛОВА

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.