«Два музейных корабля»: репортаж «Нового Калининграда.Ru»

Все новости по теме: Культура
«Два музейных корабля»: репортаж «Нового Калининграда.Ru»
Музей Мирового океана постепенно обзаводится собственной исторической флотилией. Причем это не просто макеты судов, а вполне рабочие «реплики». Одна из них — яхта «Каравелла» — уже совершила плавание во Францию, а вторая — куренас с пока спорным названием, — во вторник отправилась в Клайпеду. О том, зачем музею собственный флот и куда он будет ходить, корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» рассказали в Музее Мирового океана.

Из Франции…

«В Музее Мирового океана работают настоящие моряки, у всех есть специальные „корочки“, — говорит директор музея Светлана Сивкова. — Вот только что закончилась одна экспедиция — наша яхта ходила на регату исторических судов во Францию, а сейчас куренас идет в Литву».

Экспедиция во Францию оказалась тяжелой. Во всей Европе, а не только в Калининграде, была плохая погода. «Некоторые суда из Санкт-Петербурга так и не дошли, — поясняет Сивкова. — Барк „Седов“ шел со скоростью 2 узла в час, отвратительная погода стояла».

Но, учитывая крутой характер руководителя Музея Мирового океана, ничего удивительного в том, что калининградский экипаж все-таки прибыл на 20-й фестиваль исторических судов в Брест, нет. Попробовали бы они не дойти! Поэтому «Каравелла», как и «Седов» с «Крузенштерном», представляли во Франции Россию.

Но не только почетное присутствие и демонстрация собственных навыков и характера были целями визита во Францию. «Одной из основных задач нашей экспедиции было ознакомление с морскими музеями других стран», — говорит Светлана Сивкова. И экипаж посетил все мало—мальски достойные места на своем маршруте: и океанариум в Штральзунде, и Музей спасательной службы в Дер Хейдере, и мосты в Гронингене. Особое внимание было уделено паромам Кильского канала — ведь они носят названия городов Восточной Пруссии: «Тильзит», «Пиллау», «Кенигсберг».

«В Киле мы были на ганзейском коге, реплике, воссозданной по остаткам кога, найденного в Бременхавене, — рассказывает капитан яхты „Каравелла“ заместитель генерального директора Музея Мирового океана Алексей Шуткин. — Возможно, в следующем году он прибудет к нам».

Из рассказа капитана «Каравеллы» выходит, что нашей области пока еще очень далеко до современных представлений об организации не то, что водного туризма, но даже и водного движения.

«В голландском Гронингене мы прошли через 29 мостов, — рассказал он. — Тут самое четкое расписание работы мостов — целая книга, где расписано, когда обед, во сколько можно проходить. Поэтому при нашем подходе каждый мост мгновенно разводили. А возле некоторых вообще стояли кнопки — подходишь, нажимаешь, и мост поднимается». А у нас нет ни одной нормальной гавани для яхт, и пройти по практически любой реке с мостами невозможно, они просто не разводятся, отмечает он.

Шуткин подчеркивает, что в европейских странах очень бережно относятся к прошлому. «Мы прошли мимо как минимум пяти плавучих маяков, — продолжает он. — Некоторые уже не работают, а являются памятниками. В России же сохранился всего один такой маяк.

Экипаж яхты доставил во Францию две выставки музея, рассказывающие об истории российского кораблестроения. «Эти выставки пользовались большим успехом, — отмечает Светлана Сивкова. — Одна из них ушла на барке „Седов“ в кругосветное плавание, а вторая вернулась на БДК „Калининград“ домой».

Между прочим, у команды «Каравеллы» было всего два дня на отдых. Прибыв из Бреста в Калининград в воскресенье, 29 июля, уже во вторник, 31 июля, они отправляются на куренасе в Клайпеду на День традиционных исторических судов «Дангеская флотилия».

karavella_2.jpg…в Клайпеду

«В России, к сожалению, по пальцам одной руки можно пересчитать „реплики“ исторических судов, — замечает Светлана Сивкова. — Есть коч, есть парусно-моторная бригантина „Полярный Одиссей“ в Петрозаводске, собираются строить петровскую „Полтаву“. Есть еще фрегат „Штандарт“, который сейчас находится в эмиграции в Голландии — тяжело ему у нас „жить“ по нашим законам». А у нас в скором будущем появится петровская гичка, уверена Сивкова.

Поэтому строительство куренаса в Музее Мирового океана очень важно для всей страны. По словам директора музея, еще в 50-х годах прошлого века на таких судах ловили рыбу в наших заливах. И для соседей куренасы — особенные лодки. В Клайпеде запланирована целая регата куренасов, ожидается около 70-ти судов из Литвы, Латвии, Польши, Германии. От России участие примет наша лодка.

«У нашего куренаса рабочее название „Русна“, что значит „Победа“», — говорит Светлана Сивкова. Кроме этого, рассматриваются названия «Самбия» или вообще из трех букв с цифрой — на европейский манер.

Куренас уже прошел испытания и готов отправиться в двухсоткилометровую экспедицию. «Семьдесят километров мы пройдем по Дейме и Преголе, — поясняет капитан куренаса Дмитрий Шаренков. — Еще сто тридцать восемь — по Куршскому заливу вдоль косы. Это очень большой маршрут для такой лодки — открытой, плоскодонной». По словам Шаренкова, куренас очень хорошо показал себя на испытаниях. «Хорошо идет даже под брезентовыми парусами, — отметил он. — Специально такие делали, для исторического правдоподобия. Но у нас стоит и мотор мощностью 15 лошадиных сил». Поэтому и готовить пищу там будут старинным манером — прямо в лодке, на мокрых досках. Прочие удобства фактически отсутствуют, поэтому в команде одни мужчины.

Команда куренаса уже знает, что экспедиция вряд ли будет простой. По словам капитана Шаренкова, будет боковой ветер и высокая волна, что не совсем благоприятно. Но особенно нелегко придется экипажам финской и норвежской рыбацких лодок, так как там только слабый вспомогательный мотор — 4–5 л.с., а основная движущая сила — волонтеры-студенты. Возможно, из-за таких перспектив некоторые из них нашли на первые дни августа другие занятия, чем грести не при самом попутном ветре. Но можно не сомневаться, Светлана Сивкова найдет, кого посадить на весла и «финки», и «норвега».

kurenas_1.jpgОсобенная зона, особая страна

Но, помимо погоды, у музейной флотилии на пути в Клайпеду будут и другие проблемы. «Наши реки заросли камышом, кувшинками и другими водными растениями, все это наматывается на винты — описывает нынешнее состояние калининградских водоемов Дмитрий Шаренков. — В 1976 год все реки были судоходными, а сейчас таких почти не осталось».

Кроме того, плохо следят за состоянием навигационных береговых знаков, из-за чего половина из них уже упала. «Мы-то можем к любой покрышке пришвартоваться, — отметил капитан куренаса. — Но мы — плоскодонка. А вот остальным что делать?».

Кроме того, в регионе нет ни одной гавани для яхт, лодок и других небольших судов. Поэтому берега большинства наших рек — «дикие места», где пополнить припасы — большая проблема. Нет ни заправок, ни магазинов с продуктами и другими необходимыми для проходящих по рекам судов товарами.

Маршрут куренаса будет частично проходить по международной трассе Е-70, заметил Алексей Шуткин. «Только в этом году, во многом благодаря усилиям Светланы Сивковой, был подписан Указ президента, разрешающий движение по этой трассе „третьим флагам“, — говорит он. — Раньше было очень трудно приглашать друзей из других стран». А в этом году уже несколько судов из Литвы и Польши прошли по этому маршруту. А калининградский куренас должен закрепить успех.

«Надеюсь, что благодаря этой экспедиции начнется возрождение наших рек», — загадала Светлана Сивкова.

Текст — Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото — Татьяна НОВОЖИЛОВА, Музей Мирового океана

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.