Лекарства по польским ценам: что даст области легализация параллельного импорта

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Все новости по теме: Медицина


Арбитражный суд Москвы поддержал Федеральную антимонопольную службу в споре с японским производителем амортизаторов KYB Corporation. Компания пыталась оспорить в суде предупреждение ФАС о недопустимости ограничения импорта товаров под их брендами для неофициальных дилеров. Таким образом, суд признал легальным параллельный импорт.


Эксперты, опрошенные газетой «Ведомости», считают данное решение прецедентным. Ранее российские суды традиционно поддерживали международные компании, запрещавшие частникам ввозить в страну товары, легально приобретенные на территории другого государства.

Что такое параллельный импорт?

Параллельный импорт — это процедура ввоза импортной продукции на территорию России не через официального дистрибьютора. Например, если какой-нибудь малый предприниматель купит в Польше лекарства, где они значительно дешевле, чем в Калининграде, и поставит на поток их реализацию в местных аптеках — это будет параллельным импортом.

До 2003 года в России действовал так называемый международный принцип исчерпания авторских прав на импортируемую продукцию. Иначе говоря, российские власти не волновало, кто ввозит в страну иностранные товары, если они не являются поддельными.

После 2003 года в стране начал действовать принцип территориального исчерпания авторских прав. Это означало, что теперь, чтобы ввести на территорию страны продукцию определенной марки, предприниматель должен попросить специального разрешения у международной корпорации, которая выпускает данную продукцию. Это стало основной построения сетей официальной дистрибуции товаров и механизмом наказания для неофициальных дилеров, которые пытались продавать дешевле.

Государство объясняло такой подход к сдерживанию конкуренции и, соответственно, фиксированию цен на сравнительно высоком уровне желанием привлечь иностранные инвестиции.

Так, например, давно работающий полностью самортизированный завод в Польше может продавать продукт дешевле, чем российский завод, который еще надо построить со всеми традиционными для России издержками. Поддержание более высоких цен в России за счет запрета на параллельный импорт позволяло мотивировать иностранных инвесторов вкладывать деньги.

Как запрет параллельного импорта бил по Калининграду?

Сферы, где наиболее остро чувствуется запрет на параллельный импорт, — это продажа лекарств, электроники, автозапчастей и сервисное обслуживание.

Для калининградцев являются традиционными шоп-туры в соседнее государство за лекарствами. В 2013 году губернатор Николай Цуканов признавался журналистам, что сам покупает необходимые ему лекарства в Польше, где они стоят в 2–3 раза дешевле. Данную проблему признавали и на уровне федерального правительства. В феврале 2015 года первый вице-премьер правительства РФ недоумевал, почему одно и то же лекарство в Англии стоит 32 доллара за единицу, а в России — 104.

Также в Калининграде были случаи, когда правообладатели запрещали калининградским автосервисам самостоятельно ввозить автозапчасти для ремонта машин определенной марки.

Кроме того, запрет параллельного импорта не позволял калининградскому бизнесу пользоваться преимуществами ввоза импортных товаров без пошлин и НДС. С 2003 года в России начали строиться вертикальные системы официальной дистрибуции, когда огромная партия товара приходит в Москву после уплаты таможенных пошлин и НДС, а потом развозится по регионам. Таким образом, таможенная очистка товара происходила в Москве и «льготная» калининградская «растаможка» была уже не применима. Ввозить товар из Европы напрямую в Калининград, минуя центральные каналы, стало невозможно, что привело к пропорциональному росту цен.

Что даст отмена запрета на параллельный импорт?

Тема отмены запрета параллельного импорта стала активно обсуждаться после обострения экономического кризиса в России в 2015 году. В частности, начали предлагаться различные механизмы плавной отмены запрета, в первую очередь на лекарства. Это бы позволило снизить давление на население, главным образом на пенсионеров.

Технически такой поворот является для федеральных властей своего рода пересмотром договоренностей с иностранными компаниями, инвестировавшими в производственные мощности на территории России. Поэтому процесс легализации параллельного импорта происходит довольно медленно. Отменив запрет, власти фактически окажут поддержку населению за счет иностранных инвесторов. Такой жест, по оценкам международных компаний, может привести к снижению негосударственных инвестиции в российскую экономику на 30–50%.

С другой стороны, отмена запрета на параллельный импорт, по подсчетам Евразийской экономической комиссии, может опустить уровень цен на фирменные запчасти в России на 60–80%. Впрочем, далеко не все эксперты разделяют столь радужные оценки. В среднем же уровень цен на импортируемые товары, если решение московского арбитража устоит в апелляционной инстанции, могут опуститься на 20%.

Текст — Вадим Хлебников, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Комментарии к новости

После футбола

Корреспондент Оксана Ошевская — об ожидаемых и непредвиденных итогах ЧМ.