Глава города попытался найти ответ на риторический вопрос, снять с себя ответственность за судьбу исторического центра, а также объяснить, почему без Ярошука в городе будут «уроды». Советчики-общественники высказали целый спектр мнений, правда, в своих рекомендациях разошлись с общественным мнением, а заодно поставили в тупик градоначальника.
Суть вопроса
Сосчитать, сколько же раз общественникам, экспертам и политикам предлагалось раз и навсегда решить вопрос развития центра города, не представляется возможным. На каждой встрече традиционно появляются новые аспекты проблемы и, увы, все те же старые решения. По большому счету, собравшиеся в понедельник в большом конференц-зале городской администрации пытались ответить на вопрос, каким образом облагородить центральную часть Калининграда: восстановить замок, отказаться от этой идеи и законсервировать руины, или создать некие новые «объекты притяжения туристов», отказавшись от новодела.
Прошлый опыт, или «обгадились»
Участники дискуссии время от времени отвлекались от философской составляющей проблемы. Даже пытались обсуждать проблему восстановления замка, исходя из существующего в регионе опыта застройки и обхождения с историческим наследием. Получалось, увы, все больше как-то нелестно и даже обидно.
«К сожалению, мы обгадились там (на раскопках Королевского замка - прим. „Нового Калининграда.Ru“). Взяли у немцев деньги, а ничего не сделали. Когда они увидели, что деньги уходят неизвестно куда, они в газете даже написали, что здесь жулики. Правда, я хочу сказать, что у нас никто не обиделся. Очевидно, правда в том, что у нас действительно жулики. Я хочу сказать, что нужно решить вопрос финансирования завершения раскопок, и тогда инженеры должны обследовать то, что осталось от Королевского замка, и дать свое инженерное решение», — заявил директор Кафедрального собора Игорь Одинцов.
Фотохудожник Дмитрий Вышемирский предложил собравшимся оглянуться вокруг и оценить критически построенное современниками. «Ситуация с архитектурным обликом Калининграда меня давно уже приучила к некой форме глубокого смирения», — меланхолично констатировал Вышемирский. Фотохудожник уверен, что уровня компетентности и опыта в обращении с историческими зданиями у наших зодчих пока не хватает. Следовательно, вопрос восстановления замка нужно отложить до лучших времен. «Совсем не обязательно сразу такой огромный объект забабахать. Может быть, попробовать воссоздать более скромный объект? Например, первое здание Альбертины на Острове», — предложил Вышемирский.
«За» замок
Писатель Борис Бартфельд, выступивший модератором дискуссии, привел один из самых весомых политических аргументов за всю полуторочасовую дискуссию. Согласно соцопросам, 78,1% жителей города высказывается за восстановление Королевского замка. Причем более 53% опрошенных одобряют эту идею «полностью», а 7% выступают категорически против. Архитектор Шелепин, по словам Бартфельда, сделал проект восстановления замка и исторической части города.
Заместитель руководителя клуба краеведов Игорь Афонов решил, что достаточной мотивацией для восстановления замка может стать попытка самоутверждения калининградцев в собственных глазах. «Мое мнение — однозначное. У нас исторический центр города, который на 100 лет младше Москвы, смахивает на спальный район той же Москвы. <…> Мы все-таки должны восстановить этот замок. Мы хотя бы для себя должны доказать, что мы можем восстанавливать и сохранять историческое наследие», — заявил краевед.
«Против» замка
В отличие от большинства калининградцев, деятели культуры не столь позитивно воспринимали идею восстановления замка. Например, руководитель Кафедрального собора Игорь Одинцов сообщил, что такая операция и вовсе невозможна. «Очень интересная идея, очень красивая — восстановить Королевский замок. Но восстановить его невозможно. Я считаю, что этот вопрос, в первую очередь, должны решать инженеры. <…> Очень хорошо, что у нас эту тему обсуждают общественники, но как инженер я должен сказать, что на имеющихся остатках развалин восстановить Королевский замок невозможно», — поведал он собравшимся.
По мнению Одинцова, до сих пор не решен вопрос о том, как именно восстанавливать замок. Прежде чем решать его, директор Кафедрального собора предложил закончить с археологическими работами. Вместо того, чтобы пытаться соорудить новодел на останках замка, Одинцов предложил сделать музей на руинах. «Я считаю, что над этими раскопками надо сделать музей руин. Как во Франции, если кто был в Лувре», — сказал Одинцов. По его словам, в уцелевших залах можно организовать музей.
Архитектор Юрий Забуга отметил, что восстановление замка невозможно хотя бы по техническим причинам — нет чертежей, есть лишь рисунки этого здания. Забуга отметил, что восстановление замка обойдется очень дорого. «Однозначно нужно признать, что этот замок не будет иметь статус инвестиционно-привлекательного объекта. Ни один инвестор не будет вкладывать такие деньги на такой длительный срок», — подчеркнул Забуга.
Культурная география
Не обошлось на этом архитектурно-культурном споре и без политической географии. Виной всему стало выступление писателя, культуролога Александра Попадина, руководителя рабочей группы по разработке концепции центра города при Совете по культуре губернатора. Попадин пригласил на заседание главного архитектора Олега Купердяева и главу комитета муниципального имущества Александра Зуева.
«Обратите внимание! Люди, не имеющие какого-то специального образования, хотят решить как надо жить. Там хоть один архитектор, один строитель есть? А сам-то господин Попадин образование имеет?» — возмутился Одинцов. «Я инженер», — парировал Попадин. «Знаем мы, какой вы инженер», — проворчал Одинцов и поинтересовался, поделена ли земля вокруг Дома Советов.
Отвечать вызвался Александр Ярошук, который на протяжении первых полутора часов с напряженным и мрачным лицом выслушивал аргументы общественников. Он начал с обращения к Попадину. «Уважаемые коллеги, я не знаю, что вы там обсуждаете на совете по культуре. <…> Бог с ним, занимайтесь, думайте. Любая положительная мысль тоже очень хороша. Но вообще компетенция муниципалитета — градостроительная политика», — сказал Александр Ярошук. Чуть позже он добавил: «Я просто люблю, когда каждый своим делом занимается». Борис Бартфельд в свою очередь выразил сожаление, что в Совет по культуре при губернаторе Попадин не пригласил представителей писательской организации.
Спасти от Васи
Видимо, отчаявшись добиться сколько-нибудь цельной концепции от ораторов, градоначальник спросил прямо: «Так, я так и не понял, что мне делать?» Отвечая на вопрос о земле, он отметил, что лишь 3 гектара в центре принадлежал «Протострою», а у остальных — «землю позабирали». «Я вообще думал, что мы сегодня будем международный конкурс обсуждать. Чтобы его провести — надо четко сформулировать техзадание. Что мы хотим, товарищи?» — поинтересовался Ярошук.
Не увидев особого энтузиазма на лицах общественности, Александр Ярошук перешел к более решительным аргументам, и даже к запугиваниям. Он отметил, что уже в ближайшие полгода, по его расчетам, у Дома советов появится хозяин. «Вот сейчас появляется хозяин (здания — прим. «Нового Калининграда.Ru») и говорит: «Я заплатил большие деньги и хочу здесь строить». Я ему должен сказать: «Товарищ Иванов, ничего ты здесь строить не будешь. У нас концепция», — смоделировал ситуацию глава города.
Впрочем, если верить словам мэра, то соблазнов у городских властей хватает уже сейчас. «Он (центр — прим. „Нового Калининграда.Ru“) был разделен на 4 участка, и каждый приходил уже ко мне со своими проектами: „Можно я сейчас здесь гостиницу „Шератон“ сделаю?“. Я говорю — нет, нельзя. Другой прибегает, я не буду говорить кто: „А можно я здесь сделаю фитнес?“. Я говорю — нет, нельзя. И вот они сейчас все бегают и носят мне портфели: „Давай, разреши, вот у нас тут было перед этим право, восстановим да и все“. Я, понятно, на все это не иду. Но вопрос не во мне. Завтра меня не будет, придет вместо меня какой-то Вася. Сдвинули, занесли чемодан и все. Рухнет здесь все. И начнут опять, уроды получатся», — обрисовал перспективы Ярошук.
Ярошук, еще 5 лет назад обещавший защитить город от точечной застройки, очередным обещанием собравшихся вдохновил. «Очень правильно», — понеслось по рядам. Консенсуса насчет того, как должен выглядеть центр города, культурная общественность должна достичь в течение трех месяцев.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter