В Калининградской области в 2017 году количество обращений по поводу жестокого обращения с несовершеннолетними выросло на 76%. В региональном правительстве озаботились темой профилактики суицида и агрессии несовершеннолетних и даже предложили общественникам подготовить свои предложения по профилактике данных явлений. В понедельник, 20 августа, в региональной Общественной палате прошел круглый стол «Насилие в отношении детей». Участники мероприятия обсудили работу школьных психологов, внедрение практики медиации в калининградских учреждениях, защиту личных данных в социальных сетях, работу телефонов доверия. Пока сошлись во мнении о том, что необходимо больше работать с родителями, выпускать наглядных материалов и памяток, а также активнее применять методы медиации. «Новый Калининград» собрал самые интересные выдержки из выступлений участников круглого стола, которые рассказывают о том, что большой объем домашнего задания в школе — тоже насилие, а также почему родители должны обязательно просматривать аккаунты ребенка в соцсетях.
Ирина Ткаченко (уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области):
— В случае если наши субъекты профилактики (школы, медицинские организации, социальные службы) получили информацию о том, что есть факт жестокого обращения с ребенком, то, безусловно, эта информация должна быть направлена в органы внутренних дел и в прокуратуру. Потому что получается, что заведующая или директор образовательной организации пытается защитить своего подчиненного, делать
— То же самое по школам — там тоже проявляется травля среди одноклассников и просто жестокое обращение детей друг с другом, и педагогов тех же. Тут большая работа должна быть психологов, которые в первую очередь должны это выявлять. У нас есть межведомственные регламенты, где прописано, например, что дважды в год психолог должен диагностировать поведение учащихся на предмет наличия суицидальных наклонностей. Остается открытым вопрос, насколько качественно эта работа проводится и делается ли она вообще в некоторых образовательных организациях. Потому что некоторые руководители считают, что им проще взять заместителя
Римма Березегова (семейный психолог):
— Практически у каждого ребенка сейчас комплекс «нелюбви». Если бы звонили на телефоны доверия все [нуждающиеся в помощи] дети, то их было бы в пять раз больше. Мы живем в такой стремительный век, когда родители потеряли контакт с детьми. Родители не знают, чем живут дети, а детям неинтересно, потому что они уже все в интернете. Приходит мама, которая нашла записку у ребенка в кармане, где написано: «Если ты читаешь эту записку, то меня нет в живых». Я начинаю разбираться, что же там случилось, и захожу на страницу, а он там пишет стихи, где написано: «Когда затянется последняя петля» и так далее. А мама даже не знает, что он пишет стихи — она даже не была на странице у этого ребенка. Это насилие или нет? Эта тема очень серьезная. Это еще одно дело, когда в школе конфликт. А когда конфликт в семье и ребенок не может об этом сказать, потому что он боится. Они не переставая говорят в кабинете [психолога] — у них льется.
В самых благополучных семьях другое: там ребенок ходит в школу, в кучу секций, а потом еще и когда родители приходят домой, то должен быть идеальный порядок. Это тоже насилие. Где грань?
— Только любовь и доверие к родителям, к учителям может спасти в данном случае. Потому что иначе они уходят в интернет, где добрые дяденьки или тетеньки, которые их «понимают», а потом идет подмена ценностей. Это очень глубокая тема.
Жанна Курпатова (начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных управления Роскомнадзора по Калининградской области):
— Львиная доля того, что сейчас происходит негативного,
— Понятно, что невозможно оградить сейчас ребенка от интернета, но нужно донести до детей информацию, что в «виртуальной реальности» главное слово
Ольга Араксина (психолог):
— Когда родитель приводит ребенка и просит: «Сделайте с ним
Вадим Васильев (директор Центра диагностики и консультирования детей и подростков):
— Если говорить конкретно о звонках детей относительно жестокого с ними обращения, то за год к нам поступило 15 таких звонков. В основном это касалось, конечно, отношений со сверстниками и
— Иногда действительно бывают очень тревожные звонки. Иногда такой разговор может длиться более часа. Бывает, и с суицидальными мыслями или намерениями звонят. Поэтому это очень сложная работа. Наши специалисты здесь очень хорошо работают, потому что случаев завершенного суицида намного меньше, чем звонков, которые поступают к нам.
Надежда Самсонова (профессор, доктор педагогических наук, директор ресурсного центра медиации БФУ им. Канта):
— Сегодня уже говорилось, что насилие и сексуальное, и информационное бывает. Например, когда на уроке дают огромное количество материала и говорят: «Повтори за вечер семь параграфов, завтра контрольная работа» — это насилие? Поэтому я хотела сегодня поговорить об информационных программах, которые могли бы повлиять и на тех, кто является автором этого насилия — это семья, это дети в классе или во дворе, и взрослые, с которыми ребенок находится в отношениях.
— Факты насилия нам приходится каждый раз диагностировать и говорить, что вот это — насилие, это — игра, это — озорство, это — особенности подросткового возраста и проявление лидерских качеств. Сложность заключается в том, что ни один человек в школе не может сказать, что вот это — «насилие», кроме тех случаев, когда конкретно ударили и кровь пошла, то есть там, где это очевидно. Поэтому я считаю, что надо быстрей в калининградском регионе вводить в уроки ОБЖ по 10–15 уроков по психологии. Я считаю, что, может быть, надо
Людмила Васильева (ответственный секретарь калининградского отделения «Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», руководитель КР
— Если в семье нет должного внимания к ребенку, то есть он не рассказывает родителям, какие у него интересы и что у него происходит с его сверстниками и так далее, то как бы мы с вами ни хотели, мы эту проблему не решим. Поэтому наша ассоциация настроена на просвещение родителей, так сказать, начиная с детсада. Мы все знаем, что дети играют в семью. И вот когда воспитатель видит, как обращается ребенок со своим игрушечным «ребенком», то здесь все становится понятно. Так же когда идет ребенок в школу, то там должны знать, кто родители и как у них обстоят дела в семье.
— Очень большое место во всем этом направлении должны занимать семейные психологи. Надо признать, что не каждая семья может решить вот этот внутренний свой конфликт. И надо разбираться системно, а не тогда, когда ребенок уже позвонил на телефон доверия — это он делает уже от безысходности.
Записала — Екатерина Медведева, фото — Pimthida, Tali Le Bamba - Flickr, Виталий Невар, «Новый Калининград»Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter