КПП на въезде в Балтийск тормозит развитие экономики

Жители Балтийска, да и калининградцы, проскакивают «заставу», что называется, со свистом. Привыкли. В лучшем случае – покажут обложку паспорта, а что там внутри - дело десятое.

Другой вопрос – иностранцы. Милые девушки-охранницы в камуфляже сбрасывают с себя полусонное безразличье и копаются в документах гостей по полной программе, и если нет спецразрешения или пропуска – жди проблем. Когда недавно, по делам «Еврорегиона Балтика», приезжали в приморский городок граждане Германии Ханс Ульрих Вольф и Михаэль Штанге, на «заставе» их встречал лично зам. главы администрации БГО Виктор Кошелев. Но и то пришлось померзнуть на промозглом ветру с полчаса.

Немцев в администрации заверили, что вскоре, вот-вот, буквально через месяц, «заставы» не будет, и Балтийск станет полноценно открытым городом, как и Калининград. На радостях, Михаэль Штанге обещал распить на месте бывшей «заставы» бутылку шампанского.

Тот визит имел место еще в начале ноября минувшего года. «Застава» благополучно стоит, и в ожидании пылится, видимо, шампанское в гамбургских закромах доверчивого Штанге.

По данным, представленным директором Центра поддержки малого предпринимательства Балтийского городского округа Ириной Шипуля, сейчас прослойка малого бизнеса в БГО - одна из самых низких среди муниципалитетов региона. Если в Светлогорске, к примеру, она составляет 7,8 процента от общего количества проживающих, то в Балтийске – лишь 3,2 процента.

Причин, понятно, несколько, но одна из главных – «закрытость» города, военно-морской базы Балтфлота. Это серьезный камень преткновения как на пути большого бизнеса, так и малого предпринимательства.

- Да, степень свободы, в том числе и экономической, в Балтийске ниже, чем в целом по региону, - соглашается министр промышленности Калининградской области Николай Власенко. – Любой, даже самый благожелательный барьер все равно остается барьером, тормозом на пути развития. Отсюда и показатели активности, которыми балтийцы явно не могут гордиться.

Системные ограничения, связанные с военным статусом многих объектов и территорий, сковывают Балтийск, что называется, по рукам и ногам. Прекрасное побережье, а к пляжу не пробраться - «запретная зона». Балтийская коса, аналог знаменитой Куршской, только потому сегодня малоизвестна, что вся она до сих пор, по существу, в ведении военных. Николай Власенко, правда, оптимистично заявляет, что к нынешнему лету этот вопрос будет снят, и тогда рекреационно-курортный комплекс на Косе, не хуже польской Крыницы Морска, начнет обретать реальные контуры. Но что-то, глядя на незыблемость «заставы», в это верится с трудом.

«Калининградка» неоднократно писала о паромной переправе на Балтийскую косу. Кажется, в очередной раз укорить бы военных в затягивании проблемы: вроде и муниципалитет готов взять на себя обслуживание, и частные предприниматели какие-то есть… Ан нет, не по силам сегодня гражданским эта задача, и приходится идти на поклон к Балтфлоту, который вполне резонно говорит: не наше это дело - перевозить гражданский люд. А все же – куда денешься – соглашается, и обещает содержать переправу по крайней мере до лета.

В областном правительстве на балтийские околопаромные неурядицы смотрят под своим углом зрения. Непонятно, например, почему паром должен бесплатно перевозить туристов. Жителей поселка Коса, детей в школу – естественно, а желающих отдохнуть на дюнах? Вообще, складывается впечатление, что в проблемах, в частности, паромной переправы большая доля вины лежит на местной администрации.

А что творится в самом городе? Несанкционированные свалки появляются то тут, то там, а хозяина, который бы навел порядок, не сразу и найдешь. Муниципалитет кивает на военных, те – на гражданскую власть… Многие территории, которые с пользой для города могли бы использоваться, скажем, под жилищную застройку, простаивают, потому что принадлежность их к военному ведомству во много раз усложняет процедуру землеотвода. Если уж в «гражданском» Калининграде строители жалуются на длительность оформления земельных участков, то что говорить о «военизированном» Балтийске?

Естественно, сложности для любого промышленного освоения территории БГО цепной реакцией аукаются на развитии малого бизнеса. Именно ему, особенно индивидуальному предпринимателю, чрезмерно сложно бороться с мощной бюрократической машиной.

В Калининградской области малое предпринимательство развивается динамично. Скажем, количество МП на конец прошлого года составило более девяти тысяч, а индивидуальных предпринимателей насчитывалось аж 24 с хвостиком тысячи человек. Правда, о чем прекрасно знают и в правительстве, ажиотаж с регистрацией был вызван последними квотами на машины, когда автоперегонщики в срочном порядке наплодили массу, по сути, фирм-однодневок.

Вместе с тем общее количество работающих в малом бизнесе, с учетом всех категорий занятых, превышает 129 тысяч человек, что составляет 29,2% населения, занятого в экономике региона. По российским меркам это совсем неплохо - к примеру, в Ленинградской области показатели куда скромнее.

Однако возвратимся в Балтийск. Кроме проблемы «закрытости» города, которая, будем объективны, сейчас несравнима с режимом десятилетней давности, существует еще одна, немаловажная. Балтийск – город военных. Людей, а не только объектов. Вчерашние моряки-балтийцы, которые потенциально призваны пополнять ряды предпринимателей, без соответствующей переподготовки малопригодны к новому виду деятельности. Попади они в воды Балтики, уверен, выплывут, а вот в сумбурном океане бизнес-штормов это получается далеко не у всех.

Найти даже крохотное помещение под офис – проблема. Муниципальная собственность наперечет, а потенциальные здания и помещения в них, где можно было бы хоть что-то устроить, опять же в руках у военных.

Предприниматели жалуются на необоснованные, по их мнению, придирки чиновников окружной администрации. Непозволительно долго тянется решение различных вопросов, так или иначе связанных с бизнес-деятельностью. Как результат: настоящие войны то немного затухают, то разгораются с новой силой между местными бизнесменами и властью. Памятник одного из таких конфликтов - остатки летнего кафе на берегу, снесенного по личному распоряжению главы БГО Федора Ярошевича. Сейчас на том месте свалка.

В городе существует целых два предпринимательских объединения. Однако слаженной, дружной работой по лоббированию собственных интересов они похвастать не могут. Не поставить в заслугу и местной администрации, главе округа Федору Ярошевичу отсутствие внятной политики по отношению к малому предпринимательству. Постоянные конфликты двух равновеликих сил – административной и экономической – в конце концов снижают привлекательность города для внешних инвесторов, не идут на пользу самим горожанам.

- Предпринимателей, как основных налогоплательщиков, как структуру, формирующую муниципальный бюджет, надо холить и всячески поддерживать, - говорит депутат областной думы Александр Кузнецов, имеющий богатый (пятнадцать лет мэром Балтийска!) опыт административного управления. – А воевать с ними, пытаться «прижать», уповая на то, что таким образом можно пополнить городскую казну, совершенно бесперспективно. Так можно вообще ничего не получить.

А Ирина Николаевна Шипуля, директор Центра поддержки малого предпринимательства БГО, уповая на мировой опыт, резюмирует:

- Если в Германии индекс деловой активности, то есть количество экономически состоятельных, фактически независимых от государства людей – представителей малого бизнеса, равен 28, в США вообще 56, то в России он - лишь пять. Если мы хотим жить, как в окружающих нас государствах, как европейцы, то и работать нужно соответственно.

Балтийск понемногу вписывается в экономическую структуру региона, освобождаясь от пут «закрытого» военно-морского города. Хороший импульс развитию придают эксплуатация контейнерного терминала, перспектива строительства глубоководного порта. В любом случае, малый бизнес, как основа стабильности, питательная среда среднего класса, найдет свое место. Этому, безусловно, поспособствует и целевая областная программа «Основные направления поддержки малого предпринимательства на 2007 – 2011 годы», проект которой представил недавно на заседании правительства министр Николай Власенко. Общий объем финансирования программы на весь срок ее действия составит 562 505 тыс. рублей. Поддержка малого бизнеса предусмотрена по следующим направлениям: нормативно-правовое, финансовое, информационное, подготовка кадров, создание инновационной инфраструктуры. По мнению разработчиков, исходя из перспектив социально-экономического развития региона, принципов промышленной политики, необходимо обеспечить приоритетное участие малого бизнеса прежде всего в таких хозяйственных отраслях, как судостроение, машиностроение, металлообработка, янтарная промышленность, производство строительных материалов, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, туризм, лесопереработка и производство мебели. Все это есть или возможно в перспективе и в Балтийске.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.