Регион вскоре потеряет еще 1,5 тысячи деревьев, составляющих знаменитые придорожные аллеи. Несмотря на все усилия активистов и декларируемое властями намерение не махать топором почем зря, уникальные для России ландшафтные красоты стремительно от нас ускользают. За последнее десятилетие область потеряла уже около полутора тысяч километров придорожных аллей. Мы попросили дендролога, сопредседателя группы «Экозащита» Александру Королеву вкратце пояснить, что происходит с аллеями, почему и что с этим можно сделать.
Кто отвечает за придорожные аллеи?
— За придорожные аллеи не отвечает никто. И это правда. За то, чтобы спилить ветки, которые грозят упасть на дорогу, отвечает дорожное управление субъекта или муниципалитета. То есть чья дорога — тот и пилит. Надзор за выполнением закона об охране зеленых насаждений возложен на министерство природных ресурсов и экологии. Но министерство контролирует только одну крошечную часть закона — компенсационные выплаты при вырубке. Что касается ухода, посадки новых деревьев — этим не занимается никто. В муниципалитетах никто толком не знает, сколько у них придорожных деревьев, каких они пород.
Каких они пород?
— Чаще всего встречается, конечно, липа. Она быстро растет и долго живет. Я видела в Польше липовые аллеи с
То есть все придорожные аллеи высадили еще немцы?
— Подавляющее большинство. Активная государственная деятельность по созданию аллей началась в Восточной Пруссии в первой трети 18 века с королевских указов и продолжалась до
Как выдаются порубочные билеты?
— Порубочный билет выдает тот муниципалитет, на чьей территории находится аллея. Причем в случае с придорожными деревьями разрешения на снос выдаются они довольно просто.
Чем чаще всего мотивируют вырубки?
— Безопасностью движения и реконструкцией дорог. Был приличный отрезок времени, примерно с 2010 года, когда аллеи активно вырубались по предписаниям ГИБДД. Манипулируя статистикой, руководство ГИБДД сумело уверить и правительство, и муниципалитеты, что придорожные деревья являются угрозой для безопасности дорожного движения. Сейчас, видимо, инспекция уже расчистила все свои опасные перекрестки и повороты, и началась другая история. Началась реконструкция дорог. И аллеи пошли под топор километрами. Печальный пример — трасса от Холмогоровки до Переславского, где весной снесли 413 деревьев. Причем из них хорошо если 13 были старенькими, больными и аварийными. Мертвое было только одно. При этом дорога ремонтировалась без расширения дорожного полотна. Новая волна началась в муниципалитетах — начали строить тротуары там, где их не было. Пешеходные дорожки между разобщенными поселками нужны. Но почему их не проложить как раз за деревьями, чтобы пешеходу было безопаснее там идти? А так будет тротуар, а вдоль него — очередной железный забор. А деревьев уже не будет.
Закон обязывает компенсировать вырубки?
— В законе Калининградской области «О защите зеленых насаждений» четко написано, что компенсационные средства должны идти на компенсационное озеленение. Но бюджетный кодекс этому противоречит. Никакого специального счета «на деревья» ни в одном муниципальном бюджете нет. Эти деньги просто растворяются, никто не обязан их потратить именно на озеленение или благоустройство. В лучшем случае вместо 100 роскошных кленов, ясеней или дубов
Высаживать аллеи взамен вырубленных никто не пытается?
— Кроме денежных компенсаций закон предусматривает и компенсационное озеленение. Все детально прописано в региональном законодательстве: и что породы в этом случае не должны быть хуже в декоративном плане, даже расстояние от места вырубки прописано.
Сейчас аллеям пытаются придать охранный статус. Это поможет их защитить?
— Министерство природных ресурсов согласилось с тем, что аллеям, самым лучшим, нужно придать такой статус. Региональные власти озвучили список из 34 аллей. Но охранный статус в этом году планировалось придать только двум аллелям. Это очень неспешная работа. Она может затянуться на 16–18 лет. Противники успевают смахивать аллеи гораздо быстрее. Сейчас у министерства на контроле вырубка 1,5 тыс. деревьев. И 1010 из них — на дорогах Правдинского городского округа. Это много за один взмах руки. «Экозащита» предложила министерству помощь, и сейчас мы проводим комплексное экологическое обследование для придания охранного статуса еще одной аллее, которая начинается на окраине поселка Низовье, практически от замка Вальдау. Это классическая липовая аллея, в которой больше тысячи деревьев, два вида лип. Еще весной мы обратились с инициативой в министерство, получили образец технического задания и начали обследование. Результаты будут готовы в ноябре, и мы рассчитываем, что к концу года у нас появится новый охраняемый объект.
Эта работа раньше не велась?
— У нас есть только одна охраняемая как памятник природы аллея, которая находится в районе поселка Лесное в Светлогорском городском округе. Это прекрасная дубовая аллея, возраст деревьев насчитывает 400–600 лет, и в статусе регионального памятника природы она охраняется с 1986 года по инициативе моей мамы Галины Георгиевны Кученевой, известного дендролога, ученого КГУ (ныне БФУ им. Канта). Архивные материалы, на основе которых принималось тогда решение об охране этой аллеи и других памятников природы, утрачены. Законодательство с тех пор тоже изменилось. Поэтому, детально изучая аллею, готовя материалы для придания ей охранного статуса, мы фактически разрабатываем модель, алгоритм такого исследования. Комплексное экологическое исследование включает не только инвентаризацию и картирование деревьев, но и изучение рельефа, почвы, флоры и фауны, рекреационной нагрузки, установление границ будущей охраняемой территории и многое другое. К примеру, мы обнаружили в дуплах вековых лип несколько видов жуков, занесенных в Красные книги Калининградской области и РФ, это еще больше повышает ценность аллеи. Результаты этого обследования поступят на экологическую экспертизу. После того, как будет выдано положительное заключение, аллея документально получит охранный статус.
К чему приводит сокращение придорожных аллей?
— Эксперты обоснованно заявляют, что придорожные деревья увеличивают срок эксплуатации дорог хотя бы тем, что своими кронами предохраняют его от перегрева. Наши наблюдения показывают, что с исчезновением деревьев дорожная насыпь начинает «плыть», края асфальта — расползаться, а придорожные канавы утрачивать профиль. Практически все наши дороги приподняты на дамбах, и аллейные деревья своими корнями укрепляют эти дамбы. Так что деревья полезны для дорожников. Не враги они и водителям, поскольку, по оценкам экспертов, положительно влияют на психику и повышают безопасность движения. Аллеи разбивают монотонность, свойственную магистралям, и у водителей не возникает усталости. Наконец, исторически аллеи являются каркасом ландшафта, на фоне которого выросло уже не одно поколение русских людей, живущих в регионе. Когда ломается привычная картина, это негативно влияет человеческую психику. А ведь я даже не начинала говорить об экологическом значении придорожных аллей. Это отдельный разговор.
Подготовила Алла Сумарокова, фото — Алексей Милованов, Виталий Невар, «Новый Калининград»Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter