Готовится документ, призванный упорядочить деятельность поисковиков

Сразу оговоримся: проект положения по организации и проведению поисковой работы в Калининградской области охватывает не всю заявленную тему. Но зато он посвящён самому, пожалуй, важному направлению в этой деятельности - раскопкам, связанным с увековечением памяти советских воинов, погибших в Великую Отечественную.

Ежегодно на территории самого западного региона России находят останки десятков, а то и сотен солдат и офицеров Красной Армии. Братские и одиночные могилы, наспех сделанные во время боёв, планировалось потом перенести в мемориалы. Только сами ведь знаете, нет ничего более постоянного в нашей стране, нежели временное. Вот до сих пор и обнаруживаются то тут, то там захоронения-времянки.

Бывает, их находят случайно. Однако чаще это происходит всё же в ходе целенаправленных раскопок. И сказать, что в столь деликатной сфере творится беспорядок – ничего не сказать. Любой нынче может взять лопату в руки – и пошла копать губерния. По некоторым данным, в области сегодня действует более пятидесяти поисковых отрядов и групп.

Ведомств, организаций и учреждений, в той или иной степени контролирующих такую деятельность, у нас хватает. Но в том-то и проблема, что контроль этот - «в принципе». А какого-то конкретно уполномоченного органа нет.

Как следствие, не всё ладно даже с официальными, зарегистрированными поисковыми отрядами. И в результате порой случаются, мягко говоря, некрасивые истории.

Так, в прошлом году ряд местных СМИ возмущались тем, что руководитель одного из поисковых объединений вынужден хранить у себя в сарае останки советских воинов. А чиновники, дескать, всеми правдами и неправдами уклоняются от того, чтобы павшие были с почестями погребены.

Почему «уклонялись» ответственные лица? Потому что знали – дело, что называется, пахнет керосином. Вдумайтесь: группа граждан без разрешения произвела эксгумацию братской могилы. Причём происходило это не где-то в глухом лесу – вполне на виду. Более того, в СМИ была информация о ходе раскопок.

Чем кончилось? Замяли. Никто не захотел разбираться. Себе же боком выйдет, ведь спросят: а вы почему не проконтролировали? Потому в итоге всё-таки провели перезахоронение и постарались поскорее забыть об этой истории.

А ведь среди поисковиков есть и такие, кто, прикрываясь красивыми словами о своём патриотизме, в действительности ищут на местах боёв боеприпасы, оружие, награды. Конечно, не для того, чтобы потом сдавать всё это в милицию или музей…

В общем, документ, который упорядочит поисковую работу, нужен. Подготовленный в областном министерстве культуры, сейчас он проходит правовую экспертизу. В детали вдаваться, думается, нет смысла. Заметим лишь, что курировать поисковиков в проекте предлагается научно-производственному центру по охране памятников. Там уже давно существует отдел по координации поисков культурных ценностей. Планируется его расширить, превратив в отдел по координации поисков.

Справится ли такой отдел с возложенной на него задачей? В одиночку – едва ли. Но в наведении порядка ему, видимо, будут помогать… сами поисковики. Не зря же у нас не так давно появилась Ассоциация поисковых отрядов «Память», организаторы которой поставили себе задачу – объединить всех коллег, чуждых «чёрному копательству», для полноценной, спланированной и эффективной работы в рамках закона.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.