Право на ответ: «Нечужие могилы»

Все новости по теме: По следам Первой мировой
1.jpg
От редакции: в понедельник редакция «Нового Калининграда.Ru» опубликовала статью «Чужие могилы», посвящённую скандалу вокруг захоронения времён Первой мировой войны около озера Виштынец. В публикации редакция предоставила возможность высказаться всем сторонам конфликта. Однако протоиерей отец Георгий (Бирюков) из Нестеровского района попросил предоставить ему в соответствии с законом «О СМИ» право на ответ. 

Авторская грамматика сохранена

Нечужие могилы

Прочитал размещенный на информационном портале «Новый Калининград» материал под названием: «Чужие могилы: скандал вокруг захоронения Первой мировой около Виштынца». Да... Альберта Адылова знаю четверть века. Теперь придётся вычеркнуть его со товарищи из списка знакомых и не подавать руки при встрече. Это можно считать первым результатом данной публикации.

Прекрасно зная полную историю с воинским захоронением близ Виштынца, Альберт Алимович зачем-то начал обвинять во всех грехах руководителя одной из общественных организаций Михаила Черенкова, под руководством которого инициативная группа начала, якобы, год назад благоустраивать территорию захоронения. Это утверждение никакой действительности не соответствует. Обустройством этой территории занимаюсь я, и не с прошлого года, а где-то с года 2009-го. Любопытно, что Альберт Адылов это хорошо знает, но по какой-то причине приписал начало обустройства территории Черенкову.

В публикации «Нового Калининграда» сказано: «Блогер утверждает, что инициативная группа под руководством Михаила Черенкова элементарно ошиблась при выборе места для работ…» Утверждение чрезмерно смелое, учитывая, что Адылову прекрасно известно, кто и когда в действительности выбирал место для работ. Но читатели-то портала этого не знают, поэтому в своих комментариях копируют эту глупость, и в другие интернет-ресурсы её размещают. Дело же было так… Во время оно, году так в 2007-м, губернатор Валентин Боос инициировал кампанию по очистке Калининградской области от мусора. В ходе этой кампании прошла экологическая акция «Молодой гвардии» на берегу Виштынца. Тридцать «молодогвардейцев» за день собрали целый прицеп мусора, а вечером устроили дискотеку при свечах на лесной поляне. Я тогда дерзнул обратиться к губернатору с предложением направить силы «молодогвардейцев» на поиск и восстановление братских могил в окрестностях Виштынца, а свечи использовать по назначению, поставив их за упокой павших. И получил на своё обращение ответ! Его и можно противопоставить фантазии блогера Адылова. Это — вполне официальный документ, подписанный министром культуры правительства Калининградской области Михаилом Андреевым (исх. №3932 от 01.11.07). Цитирую:

gov_4.jpg«Уважаемый Георгий Олегович! По поручению Губернатора Калининградской области Министерством культуры рассмотрено Ваше обращение от 12 октября 2007 года. Выражаю Вам искреннюю признательность за заботу о воинских захоронениях защитников Отечества, погибших на территории области в годы I Мировой войны, в том числе захороненных на берегу озера Виштынец в 1915 году (ранее пос. Грюнвальде). В настоящее время заканчивается инвентаризация воинских захоронений и памятных знаков I Мировой войны на территории Калининградской области, а их оказалось более 200, в том числе и упомянутое в Вашем письме захоронение 69 русских и 7 немецких воинов (в настоящее время – пос. Ягодное, 8 км южнее, ранее — пос. Рыбино Калининского с/с, а по немецкой терминологии — кладбище героев по дороге Кальтензее, 25 км к югу-юго-востоку от Нестерова).»

Можно понять так, что все эти названия (берег озера Виштынец, Рыбино, кладбище героев по дороге Кальтензее и пр.) министр Андреев не сам придумал. Можно предположить, что ответ готовился его подчиненными, например, компетентными сотрудниками НПЦ по охране памятников. Вот на основании этих ориентиров, указанных в письме, и было проведено мною обследование остатков кладбища бывшего посёлка Рыбино (он же — Кальтензее, он же — Вишупенен), находившегося в 8 километрах к югу от посёлка Ягодное. На кладбище были обнаружены следы совершенно нетипичного для гражданских немецких могил захоронения размером 5 на 7,5 м, рядом с которым обнаружились и военные атрибуты: разряженные фугасные снаряды от трёхдюймового орудия, что позволило классифицировать это захоронения как братскую могилу. Сегодня Адылов утверждает, что это — остатки склепа какой-то немецкой семьи. Он явно не представляет, что такое склеп. Кстати, предложил ему назвать хоть одно подобное немецкое гражданское захоронение в области, либо предъявить фотографию оного. Увы…

Адылов обличает: «Фактически кресты, на которых написано, что там покоятся 69 русских воинов, находятся на гражданском кладбище посёлка Вышупёнен (с 1938 года — Кальтензее), после войны некоторое время называвшегося Рыбино, но к 70-м годам XX века снятого с учёта». Именно так! Но на это кладбище и указывалось в письме министра культуры. И было это ещё в 2007 году. А сегодня Адылов в «Новом Калининграде» утверждает, что в выборе места ошибся Черенков, и ошибся год назад.

zahoron_69_tronevsky.jpgМеталлический крест с табличкой (фото Николая Троневского) также не имеет отношения к Черенкову. Он был установлен ещё 2 мая 2010 года нестеровскими скаутами, то есть за два года до того, как Михаил впервые приехал помогать мне на берег Виштенца. Группа блогеров, в которую входит Альберт Адылов, это хорошо знает, но по Интернету уже гуляет слитая ими информация, будто и этот крест установил Черенков. Глупая клевета…

Чтобы суть дела была понятнее, процитирую ещё один отрывок письма министра: «Врамках реализации целевой программы „Развитие культуры Калининградской области (2007-2011 гг.)“ насредства регионального бюджета нами будет изыскиваться возможность разработки сметной документации напроведение ремонтно-реставрационных ивосстановительных работ навоинских захоронениях IМировой войны, втом числе иназахоронении русских инемецких воинов, погибших вгоды IМировой войны, накладбище: пос. Ягодное, 8км южнее (наберегуоз. Виштынец). Выполнение ремонтно-реставрационных ивосстановительных работ... будет предусмотрено на2009-2011 гг.»

Когда стало ясно, что это обещание выполнено не будет, я организовал восстановительные работы своими силами. 2 мая 2010 года был установлен крест с табличкой, который Адылов со товарищи приписывают Черенкову. Но, извините, тогда и сомнений по поводу места захоронения быть не могло. Ориентировка исходила из министерства культуры. Только через год Панфилов показал мне скачанный с Интернета фрагмент немецкой карты, после чего мы с ним облазили окрестные леса и болота.

В этой истории заметно предвзятое личное отношение Адылова к Черенкову. Прекрасно зная фактическое состояние дел, он приписывает ему все мыслимые и немыслимые грехи. Про находку братской могилы в глубине леса блогерам стало известно два года назад (Панфилов сам участвовал в поиске). Михаил Черенков со своими людьми из лагеря работал на Виштынце год назад. Но развернута обличительная кампания против Михаила только сегодня. Зачем ждали так долго? К чему эта кампания приурочена? Не к тому ли, что именно сейчас Михаилу приходится тяжело из-за конфликта по поводу фестиваля «Гумбинненский прорыв»? И поэтому настало самое время добавить ему проблем?

З2.jpgамечено, что некоторые люди обвиняют других в том, что делают сами. В позапрошлое воскресенье по просьбе Александра Панфилова и оного Альберта Адылова я принял скромное участие в расчистке немецкого гражданского кладбища на границе Гусевского и Нестеровского районов к северу от бывшего посёлка Амтсхаген, отслужил по их просьбе заупокойную литию по погребенным там, якобы, 265 российским воинам и освятил установленный деревянный крестик, купленный блогерами в ритуальном магазине. Святая уверенность Адылова в том, что именно здесь погребены 265 русских, вызвала у меня чувство глубокого разочарования при возвращении домой и взгляде на немецкую карту. К северу от Амстхагена были обозначены не одно, а два принадлежащих посёлку захоронения. И все признаки свидетельствовали о том, что 265 русских похоронены совсем не на том кладбище, куда меня пригласили Адылов с Панфиловым, а в паре километров от того места.

Ладно, я переживу! Но ведь для участия в работах на сем сомнительном месте пригласили не только меня, но и, например, Сергея Станиславовича Воскресенского. Захотелось, видимо, пропиариться в компании с высокопоставленным государственным человеком. И сразу выложили в Интернет сообщение о своей акции, и фотографии. А на самом деле 265 русских погребены не там, а в двух километрах к западу!

Вспоминаю ещё… В августе 2011 года в Гусеве прошла научно-практическая конференция, посвященная Гумбинен-Гольдапскому сражению. На неё присутствовали несколько членов Багратионовского военно-исторического клуба, в том числе и Альберт Адылов. Завершением конференции стало проведение митинга на немецком гражданском кладбище в поселке Лощинка. Встали члены военно-исторического клуба с вдохновенными лицами в почётный караул у нового памятника.

3.jpg

На гранитной плите надпись: «Здесь покоятся 130 русских и 3 немецких солдата, погибших в 1914 г.Кладбище героев пос. Лошинка (Ушбаллен).

В их числе из 109-го Волжского полка: полк. ГРАНИКОВ А. А., ком. полка, ст. унт.-оф. ГРЕБЕНЮК С., …» и далее еще 28 фамилий.

Венки возложили, но…

Общеизвестно, что полковник Граников умер в госпитале в Ковно и был похоронен на родине — в Астрахани. Могила его сохранилась, кстати. Унтер-офицер Гребенюк был похоронен в 25 километрах от этого места, в Совхозном. Остальные 28 человек — в 6 километрах к юго-западу. С тех пор Лощинку стали в определённых кругах именовать Лошинкой. Но, думаете, Адылова смутила та надпись на плите? Смутил ли его тот факт, что ни один из указанных на плите воинов не имеет никакого отношения к этому кладбищу? Отнюдь нет! Смутил ли Адылова тот факт, что и плита, и кресты в Лошинке поставлены не в том месте, где были захоронены воины, а в центре, на могилах гражданских немцев? Отнюдь, нет! Вот и получается, что дело не в надписях и не в местоположении захоронений, а либо в его личном отношении к Михаилу Черенкову, либо в полученной команде на травлю.

протоиерей Георгий Бирюков

Фотографии предоставлены автором письма: 

1. Установка креста в двух километрах от реального места братской могилы 265 российских воинов.

4. Фрагмент немецкой карты района посёлка Амстхаген, где похоронены 265 российских воинов.

5. Плита с фамилиями тех, кто не похоронен на этом кладбище

Фотография «Нового Калининграда.Ru»:

2. Здание правительства Калининградской области

Фотография Николая Троневского:

3. Металлический крест с табличкой

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Есть мнение: отрицание, гнев, торг, депрессия, увольнение Любивого

Обозреватель «Нового Калининграда» Денис Шелеметьев — о недосказанностях в деле экс-главврача БСМП.