«Еще больший хаос»: что не так с Социальным кодексом Калининградской области

Все новости по теме: Социальные проблемы
«Еще больший хаос»: что не так с Социальным кодексом Калининградской области

В региональном правительстве разработали новый законопроект — «Социальный кодекс Калининградской области», который должен объединить все законы о мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей области. Прежде чем попасть на рассмотрение облдумы, кодекс планируют провести через общественное обсуждение на муниципальном и региональном уровнях. В областной Общественной палате уже состоялась презентация проекта нового закона, во время которой представители различных некоммерческих организаций высказали свое недовольство некоторыми его пунктами. «Новый Калининград» решил разобраться, что конкретно смутило общественников.

Критерий ненуждаемости

Прежде всего стоит отметить, что Калининградская область не является пионером в области подобного рода законотворчества. Первый региональный социальный кодекс был принят в Белгородской области еще в 2004 году. Позже эту практику повторили во многих субъектах РФ — например, в Ярославской, Волгоградской, Ленинградской, Омской, Тамбовской областях и в Санкт-Петербурге.

Как отмечает пресс-служба регионального правительства, «Социальный кодекс Калининградской области» был разработан по поручению губернатора Антона Алиханова. Причем в ходе недавнего общественно-политического совета глава региона выразил надежду на то, что законопроект довольно быстро пройдет общественные обсуждения и будет вынесен на рассмотрение облдумы.

По словам главы комитета по соцполитике, здравоохранению, культуре и спорту облдумы Ларисы Швалкене, существование множества законов и подзаконных актов о мерах соцподдержки усложняет для населения их использование на практике. «Это (социальный кодекс — прим. ред.) делается для того, чтобы проще было и каждая категория понимала, какие льготы у нее есть. То есть это систематизация», — пояснила Швалкене.

На данный момент в Калининградской области действует 41 региональная выплата, которую получают почти 196 тысяч человек. Общая сумма социальных выплат населению за счет областного бюджета вот уже несколько лет подряд составляет более 3 млрд рублей ежегодно.

«Мы создали единый документ, в котором сгруппированы в логически последовательную и удобную для практического применения систему все нормативные акты, а также предложили установить новые правила предоставления социального обеспечения с учетом адресности и нуждаемости», — приводит пресс-служба слова министра социальной политики Анжелики Майстер.

По всей видимости, именно за счет «новых правил предоставления соцобеспечения» в 2019 году областные власти рассчитывают немного сэкономить: на меры соцподдержки, предоставляемые с учетом адресности (пособия семьям с детьми, государственную социальную помощь), в отношении которых планируется ввести изменения, будет направлено 791,1 млн рублей. На категорийные выплаты (ежемесячные выплаты сельским педагогам, пособия инвалидам и членам семей погибших военных и иные денежные выплаты), условия назначения которых не изменятся в связи с введением социального кодекса, предусмотрено 2,1 млрд. рублей (73,5% от всех выплат).

Анжелика Майстер

При этом в региональном минсоцполитики акцентировали внимание на том, что проектом предусмотрено расширение оснований признания граждан нуждающимися: например, беременность сроком от 30 недель, нахождение на лечении не менее двух месяцев, предпенсионный возраст и другие.

Отметим, что те самые новые «критерии нуждаемости», пока нечетко прописанные в кодексе, должны, по мнению чиновников, помочь отсечь людей, незаслуженно получающих социальную поддержку. Антон Алиханов уверен, что в регионе есть люди, занимающиеся бизнесом и имеющие неплохой доход, но при этом состоящие на учете, как малоимущие. «Чтобы у нас не было ситуации, когда мы помогаем человеку с 15 банковскими счетами, с огромным оборотом по банковским счетам, а она приносит справку о том, что она нуждающаяся», — пояснил губернатор.

Именно для этого в статье № 24 нового Социального кодекса прописаны несколько пунктов, по которым теперь намерены проверять желающих получить какую-либо поддержку от государства. В качестве критериев нуждаемости семьи должны учитываться: среднедушевой доход, количество имеющегося в собственности движимого и недвижимого имущества, наличие денег на счетах (не выше размера, установленного региональным правительством) и общий объем расходов семьи за определенный период. Помимо этого, чиновники прописали необходимость пояснять причины, по которым семья имеет маленький доход.

Без накоплений, наследства и огорода

По словам главы КРОО «Центр социальной взаимопомощи «Сопричастность» Александры Яковлевой, из-за критерия по наличию на банковских счетах семьи денежных средств, не превышающих определенную сумму, в число получателей социальной поддержки могут не попасть пожилые люди, откладывающие на похороны, или семьи с детьми-инвалидами, которые копят на лечение ребенку.

«Не получится ли так, что семья, имеющая на счете полмиллиона рублей, которые собирали на операцию ребенку всем миром, вдруг перестала быть нуждающейся?» — говорит Яковлева.

Также недовольны общественники и ограничениями, касающимися наличия у семьи недвижимости: «Как поясняла Анжелика Майстер, если у семьи будет зарегистрировано более одного объекта в собственности или в соцнайме, то они также перестанут считаются нуждающимися. Причем учитываться должны и жилые помещения, и нежилые, и земельные участки», — уточняет Яковлева.

Члены общественных организаций, помогающих бедным и многодетным семьям, рассказывают, что многие жительницы региона, опасаясь, что материнский капитал «пропадет», используют сертификаты для покупки комнат в общежитиях, неблагоустроенных дачных домиков и другой непригодной для проживания семьи недвижимости — и это тоже может стать проблемой.


«Например, у нас есть многодетная семья, которая ютится в квартире площадью 29 квадратных метров. На сегодняшний день у них четвертый ребенок на подходе. Для того, чтобы реализовать маткапитал, они купили комнату в общежитии. То есть у них уже, по сути, два помещения, но жить такой большой семьей ни там, ни там нормально не удастся.

А бывает, что семья в наследство от бабушки получила какой-нибудь полуразвалившийся дом в деревне. Они его ни продать не могут, ни жить там», — поясняет Яковлева.

Неясно общественникам, как может количество земельных участков влиять на решение о том, нуждается ли в поддержке та или иная семья.

«В первую очередь это ужесточение коснется тех, кто проживает в сельской местности. У семьи может быть оформлен участок, на котором стоит дом (причем в каком состоянии этот дом — не важно) и параллельно в десяти метрах от этого дома может находиться огород, который тоже оформлен как отдельная земельная собственность», — заключает глава «Сопричастности».

Доказательство несостоятельности

Еще один момент, который влияет на исключение человека из списка нуждающихся, — это обязанность предоставить доказательства того, что гражданин не может зарабатывать больше. «Как нам пояснили, если человек не работает и не состоит на учете в Центре занятости населения, то он тоже не будет считаться малообеспеченным. Это в первую очередь ударит по многодетным семьям, где один из родителей сидит с детьми», — уточняет Яковлева.

Как заявляют общественники, на учете в Центре занятости такие родители стоят только полгода, а потом их из списков вычеркивают. Дело в том, что какую-то низкооплачиваемую работу сельчанкам действительно периодически предлагают, но те на нее не соглашаются, поскольку физически не смогут ухаживать за своими детьми.

«Это вообще может быть приравнено к уголовному преступлению — оставлению детей в опасности. Например, мать-одиночка, проживающая где-то в далеком поселке. Для того, чтобы ей поехать на работу в районный центр, ей придется оставить детей одних дома — а там печь, колодец, электричество, — объясняет Яковлева. — Допустим, есть школа или детсад, но обычный рабочий график — с 9:00 до 18:00, а нередко и до 19:00. Добраться до своего поселка, не имея личного автомобиля, ко времени, когда садик заканчивает свою работу, чаще всего просто невозможно».

В социальной опасности

Не захотели разработчики проекта кодекса выделить в отдельную категорию и людей, которые находятся в социально опасном положении (СОП). Общественники обращают внимание, что у многих родителей из этой группы есть либо легкие ментальные, либо психические расстройства, при которых, однако, не дают статус инвалида. Чаще всего эти проблемы осложняются еще и злоупотреблением алкоголя.

«То есть принудить их к ответственному отношению, трудоустройству невозможно, а страдают дети. Такого родителя не признают нуждающимся, и он не будет получать денежные выплаты от государства, но это даже полбеды. Самое неприятное, что его ребенок не сможет получить бесплатное питание в школе. А ведь очень часто обеды и полдники в школе являются для таких детей единственным источником питания. Плюс дети лишатся возможности отправиться в оздоровительный лагерь или на санаторно-курортное лечение по бесплатной путевке. Получается, что попыткой „стимулировать“ такие семьи к социализации, мы погрузим их и без того обделенных детей в еще больший хаос», — уверяет Яковлева.


Придется выбирать

Предусмотренной кодексом отменой возможности получать сразу несколько региональных выплат или услуг общественники также недовольны.

В статье № 23 говорится, что «гражданину, одновременно имеющему право на получение одной и той же меры социальной защиты (поддержки) по нескольким основаниям в соответствии с федеральным или социальным законодательством, соцподдержка предоставляется по одному основанию по его выбору».

«Мы и так ту единственную выплату, на которую как многодетные имеем право (это монетизированные льготы по оплате услуг ЖКХ и других — около 1700 руб. ежемесячно), можем получать только при условии, что признаны еще и малоимущими. Так теперь и несколько сотен рублей, которые вообще всем малоимущим на детей дают, будет уже не добавить», — говорит президент КРОО «Ассоциация многодетных матерей» Елена Урбан.

Подмена понятий

Для калининградских многодетных семей стало сюрпризом, что с 1 января 2019 года действует поправка, дающая им право на получение земельного участка (или денежной выплаты взамен) только в том случае, если семья признана малоимущей. «Благодаря Социальному кодексу еще и этот статус очень сложно будет получить. То есть мы теперь еще меньше шансов имеем на получение земельного участка», — сетует Урбан. По словам общественницы, большая неразбериха творится в кодексе и с понятиями «малоимущий» и «в трудной жизненной ситуации» — там в указании права на получение той или иной льготы стоит то одна, то другая категория.

«В минсоце нас стали уверять, что это одно и то же. Но мы-то понимаем, что это разные категории граждан. Теперь у нас, как у малоимущих, останется только пособие. Чтобы получить для ребенка путевку в загородный лагерь, бесплатное питание в школе, компенсацию за садик и так далее, отдельно должны признать статус семьи „в трудной жизненной ситуации“», — рассказывает Урбан.

Сырой законопроект

По мнению члена областной Общественной палаты Соломона Гинзбурга, «Социальный кодекс Калининградской области» — главный региональный законопроект 2019 года. «Нужно процесс обсуждения Социального кодекса не затягивать до осени, как это планируется, а принять закон во время весенней сессии областной Думы», — подчеркивает Гинзбург, но при этом отмечает, что в проекте кодекса пока «нечетко прописаны меры социальной поддержки», и поэтому возникают споры относительно его положений. Урегулировать все моменты, по мнению Гинзбурга, можно только путем тщательного и открытого общественного обсуждения.

«Социальный кодекс еще сырой. Он должен обсуждаться на местах: от Краснознаменска до Балтийска (во всех муниципалитетах созданы общественные советы), а не только показно в Калининграде», — говорит Гинзбург.

Соломон Гинзбург

Также политик предлагает подключить к работе над рассмотрением законопроекта членов обеих палат Федерального собрания РФ от Калининградской области: сенаторов Олега Ткача и Алексея Короткова, депутатов Александра Пятикопа и Александра Ярошука — по его словам, чтобы получить «государственные гарантии».

Общественники сошлись во мнении, что Социальный кодекс Калининградской области требует очень серьезной доработки, и надеются, что их претензии к законопроекту будут чиновниками услышаны.

 — «В Общественной палате была озвучена цифра, что в регионе на сегодняшний день на учете стоит порядка 135 тысяч малоимущих. По мнению чиновников, такой цифры быть не может — есть те, кто на самом деле не являются нуждающимися. Конечно, кто-то, может, и намеренно занижает свои доходы, а в реальности имеет большой дом и ездит отдыхать за границу. Но если необдуманно пытаться лишить соцподдержки этих граждан, то действительно нуждающиеся семьи тоже могут ее не получить. Как всегда, удар придется по детям», — заключила Яковлева.

В региональном правительстве подчеркнули, что замечания и предложения по доработке проекта Социального кодекса поступают через сайт профильного министерства, соцсети и другие открытые каналы поступления информации и проходят дополнительное обсуждение. «В кодекс будут включены те нормы, которые прошли общественное обсуждение на различных площадках», — приводит пресс-служба обещание Анжелики Майстер.

Текст — Екатерина Медведева, фото — Виталий Невар, Денис Туголуков, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.