Уже почти два года на
Летним утром Ирина Горелик вышла в сад возле своего дома в Двинском переулке и обратила внимание на надувной бассейн. Борта полупрозрачной конструкции из ПВХ были покрыты черной пылью, а поверхность воды внутри затянута грязной маслянистой пленкой. Бассейн женщина попыталась отмыть и заново заполнить водой, но история с черной пылью вскоре повторилась. С тех пор семья бассейн больше не ставит — он так и валяется во дворе: смятый и в черном налете.
Вот уже больше полугода, уверяют обитатели микрорайона, удушающий запах гари, всепроникающая угольная пыль, постоянный шум по ночам стали для них привычными условиями жизни. Хотя многие из них, приобретая жилье в тихом предместье, надеялись, наоборот, избежать городского шума и смога.
«РЖД выигрывает во многом»
Терминал по перегрузке угля на станции
«РЖД выигрывает во многом. Это дополнительная услуга по перевалке, дополнительные доходы и прибыль. Мы этот объем перевели с терминалов Польши и Белоруссии, и благодаря этому переводу компания дополнительно зарабатывает с тонны угля 160 рублей», — цитировало издание РБК слова начальника Центральной дирекции по управлению
Объект рассчитывали на нагрузку в 1,5 млн тонн угля в год. В первый полный год работы (
«С характерным запахом горения»
«Вот в пятницу окна помыла, и видите, что к понедельнику скопилось? — Ирина Горелик проводит салфеткой по подоконнику и сгребает дорожку из черных крупинок довольно крупной фракции. — То, что сейчас я вам показываю, ни о чем. Летом пыль была повсюду. В комнатах нельзя было пройтись босиком — ноги сразу становились черными». Угольная пыль, по словам жителей улиц Двинская, Севастопольской, Дзержинского и СНТ «Медик», оседает на мебели, подоконниках, комнатных растениях.
Летом и ранней осенью горожане мучились и от запаха гари — огромные насыпи угля на территории терминала постоянно тлели внутри. Как следует из ответа Комитета городского хозяйства администрации Калининграда, на место горения угля неоднократно выезжали сотрудники МЧС, на терминале круглосуточно дежурил пожарный поезд и «выполнялись мероприятия по проливке водой угольных отвалов». «Те, кто
В региональном министерстве природных ресурсов и экологии сообщили, что на территории терминала их специалисты действительно «зафиксировали выделение дыма с характерным запахом горения угля». Однако так как железнодорожные объекты подлежат федеральному надзору, информация из министерства была перенаправлена в Управление Росприроднадзора по Калининградской области «для принятия мер реагирования». Надзорный орган, в свою очередь, проинформировал, что в отношении РЖД составлены и направлены в суд протоколы об административных правонарушениях «за нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха».
Углеводородное озеро
В 2018 году о плохой экологической обстановке в районе станции
К концу сезона на озере появилось
«Станция „
«Август, сентябрь, октябрь — постоянно наблюдали угольный налет на поверхности озера и черные пятна от нефтепродуктов, — рассказывает глава „Янтарных Моржей“ Кирилл Порошин. — В Росприроднадзоре нам сказали, что в регионе попросту не делают анализы на уголь — это надо пробы в Москву отправлять, но тут на месте никому это не нужно. Все оставили как есть. За зиму озеро немного само восстановилось, но летом опять начнется все то же самое».
Накопительный эффект
Начиная с поздней осени ситуация с наличием угольной пыли и продуктов горения в воздухе возле терминала стала гораздо лучше — сыграла роль влажная погода и, по всей видимости, снижение интенсивности отгрузки угля. Тем не менее некоторые собеседники «Нового Калининграда» посчитали, что соседство с терминалом уже начало отражаться на их здоровье.
«С осени пошли болезни у моего семилетнего сына одна за одной. Раньше кашля у него не было ни разу за все эти годы. Теперь же все время такой сильный кашель, что даже педиатр удивилась. Врач сказала, что именно
Местных жителей поддерживают члены экологической общественной организации «Зеленый фронт». По словам руководителя ее регионального отделения Олега Иванова, угольная пыль содержит канцерогены и различные химические соединения, сильно загрязняющие окружающую среду. «Угольная пыль очень неприятна для здоровья и может вызывать различные заболевания: начиная от проблем с органами дыхательной системы до развития более тяжелых заболеваний. Вообще уголь — очень серьезный загрязнитель, и мне удивительно, что РЖД не могло найти
Владелица оказавшегося ненужным бассейна Ирина Горелик говорит, что через несколько домов от нее живет четырехлетняя девочка, которую родители постоянно водят к врачу
Впрочем, о переезде часть местных жителей задумалась самостоятельно, без рекомендаций со стороны — сразу несколько домов в переулке Двинской выставлены владельцами на продажу. «Нам чиновники говорят: „Как же вы дома в этой промзоне купили?“. Так ведь тут дома еще немецкие стоят — муж в 1948 году в регион приехал, и тут уже люди жили. А сейчас и жить тут невозможно — мы скоро, наверное, будем на улицу в противогазах выходить, — и не продашь — не хочется людей обманывать, а зная о ситуации, никто не купит», — вздыхает жительница проблемного района Любовь Тарасенко.
По словам жильцов одного из комплексов на Дзержинского, у застройщика начались проблемы с продажей квартир в новостройках, возведенных в микрорайоне рядом с терминалом. Именно в этом жилищном комплексе получают квартиры обманутые дольщики.
Инстаграм* Алиханова
Жители проблемного района перепробовали почти все: устраивали собрания и заваливали обращениями управления Росприроднадзора и Роспотребнадзора, требовали, чтобы вмешалось региональное правительство, просили помощи у депутатов облдумы и горсовета. В сентябре 2018 года в управлении Роспотребнадзора состоялось межведомственное совещание по вопросу загрязнения окружающей среды около микрорайона рядом терминалом на Дзержинского. Помимо угольного терминала РЖД на совещании рассматривались все предприятия поблизости, которые могут быть потенциальными объектами негативного воздействия. Поговорив о составленных административных протоколах в отношении юрлиц, участники совещания разошлись. В октябре транспортная прокуратура отчиталась, что вынесла представление начальнику одной из местных структур РЖД. Но это, видимо, не помогло: сейчас в надзорном ведомстве «Новому Калининграду» говорят об инициировании новой проверки (она пока не завершена).
«Я писала Алиханову в „Инстаграм*е“ несколько раз. Он один раз мне ответил: „Коллеги занимаются“. С тех пор вижу, что сообщения мои он читает, но ничего в ответ не пишет», — обреченно рассказывает Елена Зеленко. К декабрю жители микрорайонов вокруг угольного терминала решились просить помощи Владимира Путина, но в ответ на обращение получили письмо из все того же регионального минприроды. В нем говорилось, что минприроды переслало жалобу в местное управление Росприроднадзора.
В
В результатах январской проверки жители микрорайонов сомневаются. По их словам, специалист Росприроднадзора приехала по приглашению КЖД и сделала замеры, когда проводилась перегрузка только одной машины, что значительно меньше, чем средние объемы перевалки. «Вечером я специалисту из Росприроднадзора звонила и просила приехать на замеры, потому что тут такая активная разгрузка шла —
В КЖД добавляют, что есть еще один «характерный показатель» — это чистота снега рядом с терминалом. «В январе мы провели видеосъемку, где видно, что даже в ходе
Экозащитники не согласны с позицией представителей компании. Олег Иванов говорит, что активисты «Зеленого фронта» несколько раз выезжали к станции
Пообещали водяные пушки
Место для размещения угольного терминала в КЖД объясняют тем, что площадка находится «на самой окраине города в непосредственной близости к Окружной дороге и примыкающей к станции промзоне». В соблюдении требований законодательства при обустройстве объекта в компании не сомневаются: «Удаление площадки от границ
Во время строительства угольного терминала со стороны улицы Двинской компания установила
Экозащитники подозревают, что тут не обошлось без сокращения
«Как бы еще хуже не было»
Сами жители утверждают, что будут настаивать на переносе терминала, но признаются, что не верят в благополучный исход. «Нам сказали, что терминал городу нужен, поэтому он будет тут стоять. Штрафы, которые им выписали, что,
Собеседники «Нового Калининграда» говорят, что многие их соседи, которые поначалу тоже писали жалобы, уже давно опустили руки, потому что считают противостояние с одной из крупнейших госкомпаний России бессмысленным. «Некоторые соседи удивляются: „С кем вы бороться решили?“. А другие говорят, что мы не только ничего не добьемся, но и как бы нам еще хуже не было», — говорит Любовь Тарасенко.
Активную, но пока безрезультатно борьбу с угольными терминалами давно развернули жители городов в других регионах страны. В Находке и Мурманске активисты несколько лет подряд выкладывают фото- и видеоотчеты о неприятностях, которые происходят
* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter