Шестьдесят лет назад было проще привлечь переселенцев в нашу область

Калининградская область готовится принять десятки тысяч переселенцев. За 60 с лишним лет, что миновали со времени ее основания, сюда перебрались сотни тысяч. Почему они соглашались ехать осваивать новые земли? Насколько стимулы тех времен отличаются от нынешних? По всем прикидкам шесть десятилетий назад смысла массово переселяться в регион было больше, чем сегодня. Но все же для того, чтобы определиться с мнением по этому поводу, совершим краткий экскурс в историю освоения нашей области, сравнивая былые и нынешние условия привлечения мигрантов.

Как и сейчас, тогда не так уж много было желающих ехать на «неметчину». Но приходилось. В апреле 1946-го стала реализовываться программа организованного заселения области, а с августа того же года в ее направлении пошли эшелоны. За период с 1946 по 1951 год в сельские районы области (их тогда было семнадцать) переселилось 40 924 семьи. А еще года через четыре массовое переселение практически прекратилось. Ехать, конечно, не возбранялось, но уже без всяких подъемных.

Тех же, кто направлялся в область весной 1947-го, по решению Советского правительства экономически стимулировали. Предоставляли право бесплатного проезда и провоза багажа до 2 тонн на каждую семью. А еще - денежное пособие в размере 1000 рублей на главу семьи и по три сотни на каждого ее члена. Вроде бы сопоставимо с тем, что обещается переселенцам, которые поедут к нам в этом и последующих годах.

Но 60 лет назад каждой переселенческой семье бесплатно передавался в личную собственность жилой дом (или часть многоквартирного дома). А также продовольственное зерно из расчета 1,5 центнера на главу и на каждого члена семьи - полцентнера. Каждой семье, не имеющей скота и птицы, если они перебирались в сельскую местность, полагалось по корове, по две овцы, одному поросенку да десятку птиц - из тех колхозов, где они трудились до отъезда в нашу область.

Нынешним переселенцам, понятное дело, на подарки в виде кур да поросят рассчитывать не приходится. Как и на мычание халявной буренки.

Чем еще 60 лет назад завлекали людей в наш край? Ну, например, людям, которым не давали коров в покидаемых ими колхозах, предоставляли ссуду в размере 3000 рублей на пять лет. Но не на «пропой души», а для приобретения скота.

Переселенцы могли также получить в Сбербанке кредит в размере 10 000 рублей. С последующим отнесением 50% этой суммы на счет государства и с погашением остальной части в течение семи лет.

Еще более масштабно и комплексно к вопросам переселения в нашу область, освоения бывшей «неметчины» власти стали относиться после ее посещения в июне 1947-го партийно-правительственной комиссией во главе с заместителем председателя Совмина СССР Алексеем Косыгиным.

Случались, разумеется, и накладки (кого-то обманывали в плане предоставления помощи и льгот), иные крепко сожалели о том, что поехали сюда, сорвавшись с родных мест, и по другим причинам. Но со временем привыкали. Многие «пионеры» освоения земель бывшей Восточной Пруссии к тому же, отправляясь в дорогу, покидали разоренные, а порой и сожженные дотла немцами села Белоруссии и регионов России. В новую область страны они ехали победителями.

Сегодняшние потенциальные переселенцы в Калининградскую область - из Казахстана, республик Средней Азии, с разных мест бывшего СССР - не рассматриваются как победители. Регион, рассчитывающий на приток рабочих рук, призванных содействовать росту экономики, призывает экс-соотечественников ехать к нам. Жилья, коров, кур и поросят не обещается. Подъемные и еще какую-никакую поддержку сулят. Но 60 лет назад стимулы, похоже, были более привлекательными. Только в сельские районы нашей области без малого 185 000 человек переселились за примерно четыре года к 1950-му.

Где-то лет 60 назад в «Калининградской правде», чьи подшивки хранят некоторые наши земляки, можно было прочитать о том, как привыкали к цивилизованной жизни местные жители. О том, к примеру, как за три дня менялась афиша клуба ЦБК Сталинградского района, и во всех трех слово «радиола» было написано по-разному. То народ зазывали на «танцы под радиоло», то сообщалось, что «играет радиол», а в третьем варианте плясать людей приглашали «под родиолу». Переселенцы, вне зависимости от того, под что конкретно они выплясывали, были рады отвлечься от работы.

Сталинградского района у нас давно нет. А людей опять не хватает. Но стимулы и условия для их переселения на Балтийское побережье явно не столь убедительные, что были 60 лет назад. Правда, под радиолу, как бы с написанием этого слова ни пытался кто-либо импровизировать, давно уже никто не пляшет. Да и в нашем крае рассчитывают на приезд грамотных, образованных, квалифицированных профессионалов, которые под «радиоло» не танцуют. Вряд ли они при таких-то стимулах, что им сейчас предлагаются, покинут насиженные места.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.