В следующем году исполнится 650 лет битве при Рудау (Рудаве), это нынешний Зеленоградский район. Сражались войска Тевтонского ордена и Великого княжества Литовского, однако исход тех событий повлиял и на будущее современной России тоже. Тогда же, в XIV веке, на месте битвы был сооружен памятный знак, восстановленный через 500 лет. Он дожил до наших времен, однако, как это часто бывает с памятниками, которые у нас долго считали чужими, не в самом лучшем виде. В воскресенье, 17 февраля — в день, когда состоялось сражение, на этом месте собрались увлеченные историей люди, для того чтобы попытаться спасти знак от окончательной гибели. Вместе с ними «собирал камни» (в прямом смысле) корреспондент «Нового Калининграда».
В бывшем местечке Рудау (сейчас — поселок Мельниково) сохранились остатки кирхи.
Памятник битве при Рудау стоит в пролеске в тесном окружении могил, появившихся здесь уже после войны: место это находится на небольшом возвышении, здесь сухо, поэтому объяснить выбор просто. Захоронений нет лишь с одной стороны — там, где разбросаны большие валуны,
В советские годы часть основания разрушили, очевидно, не обошлось без тяжелой техники. Вручную сделать подобное было бы невозможно: камни весом в несколько сотен килограммов лежат в радиусе метров 20. Сейчас «выгрызена» половина, а то и две трети постамента, некогда сделанного из валунов и цементного раствора. Наверху возвышаются остатки каменной стелы. С лицевой ее стороны выбито: Schlacht bei Rudau, 1370 (Битва при Рудау, 1370), с обратной — Renov 1835 (восстановлен в 1835). Надписи читаются довольно легко; после того, как стелу очистили от мха и помыли — совсем легко. Более того, сбоку основания на плите тоже проступает надпись Renov irt 1870: очевидно, что памятник приводили в порядок в XIX веке дважды.
Почему стелу не сдернули тросом во второй половине

Наша задача — заполнить яму для того, чтобы памятник перестал в нее съезжать. Сделать это нужно с помощью камней (тех, что можно поднять вручную: сейчас техника сюда уже не подъедет) и грунта; позже зеленоградская администрация обещает подвезти щебенку и песок, чтобы заполнить пустоты. Еще нужно расчистить от кустарника проход к памятнику (точнее, к могилам, между которыми можно пробраться к стеле) и установить стенды, доказывающие, что происходившее здесь
Один из стендов рассказывает о шедших в этих местах боях января—февраля 1945 года (в макете использована советская военная карта, на которой обозначен «памятник Рудн.» (это именно «наш» памятник: очевидно, в название закралась ошибка). Второй посвящен непосредственно тем событиям, в честь которых он был сооружен, и их последствиям. Например, читатель может узнать, что эту памятную стелу установили на месте гибели орденского маршала Хеннинга Шиндекопфа. А еще — о том, что исход битвы при Рудау во многом предопределил облик современной политической карты Европы: будь он другим (в битве, как нетрудно догадаться, победили тевтонцы), Великое княжество Литовское наверняка воспрепятствовало бы формированию русского (российского) государства, на нынешние земли которого оно претендовало.
Несмотря на все это, памятника битве при Рудау официально… не существует, в списке объектов культурного наследия он не значится. Для тех, кто пытается его сейчас спасти, это скорее плюс: иначе без согласования с властями здесь нельзя было бы пошевелить и пальцем — а постамент бы тем временем окончательно разрушился. О том, насколько расторопны бывают в этих вопросах власти, в Калининградской области, усеянной руинами замков и кирх, никому объяснять не нужно. После того, как работы завершатся, их инициаторы намерены подать заявление о том, чтобы памятник поставили на учет в установленном законом порядке.
Текст, фото — Оксана Ошевская, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2025