Главный "коммунальщик" Калининграда пьет воду из-под крана и сажает деревья

Вячеслав Артемов, два месяца назад назначенный на должность председателя комитета ЖКХ мэрии областного центра, человек новый для Калининграда, но не для профессии. В родном Нижнем Новгороде он окончил Горьковский политехнический институт. Работал заместителем председателя Приокского райисполкома в Нижнем Новгороде, а потом стал первым заместителем главы администрации Нижегородского района по вопросам ЖКХ. В Калининград он приехал после знакомства с мэром Юрием Савенко во время учебы в Российской академии государственной службы.


- Вячеслав Николаевич, как быстро вы приняли предложение мэра войти в его команду?

- После академии мы с Юрием Алексеевичем продолжили знакомство. В конце 2006 года он пригласил меня на работу в мэрию. Я отнесся к этому серьезно. Да и нельзя сказать, что, согласившись, я ехал в неизвестность. Уже тогда с Калининградом меня связывали деловые отношения – я возглавлял торговый дом «Калининград - Нижний Новгород» и бывал здесь несколько раз в году.

- На какой срок подписан ваш контракт?

- Вообще на неопределенный срок. Но я перебрался в Калининград насовсем. Скоро и семью перевезу. Сейчас младший ребенок с женой в Нижнем Новгороде – заканчивает четвертый класс. В пятый пойдет уже в Калининграде. Старшему сыну тридцать лет, у него там семья, дети, свой бизнес.

- В новую работу уже втянулись?

- Чтобы вникнуть в дела города, требуется не год и не два. Для меня быть главой комитета ЖКХ – это знать на своем поле каждый колодец, каждый поворот водовода, представлять себе, где находятся насосные, тепловые пункты, коллекторы. Пока я изучаю план инженерных коммуникаций Калининграда, что называется, по верхушкам. Смотрите, весь стол заложен картами и схемами - разбираюсь в ситуации «изнутри».

- Как человеку со стороны, какие недостатки городской инфраструктуры сразу бросились вам в глаза?

- К сожалению, в советское время регион финансировался по остаточному принципу. По этой причине очистные сооружения не достроены, новые канализационные коллекторы до ума не доведены. Стоки у нас не отвечают никаким требованиям. Системы водообеспечения и канализования я бы назвал самыми больными местами городского хозяйства.

Сейчас водоводы работают с нагрузкой в 170 тысяч кубометров в сутки, на пределе своих возможностей. А ведь коммунальные сети неразрывно связаны с жильем, как имеющимся, так и строящимся. Развитие инженерных коммуникаций у нас не успевает за высокими темпами строительства, а должно быть наоборот. Сегодня мы строим дома, врезаясь в изношенные линии, и такая нагрузка постоянно угрожает выбросами в окружающую среду. Подвалы подтапливаются, канализация забивается. Никто не говорит, что не нужно строить новое жилье, но деньги инвесторов надо вкладывать и в обновление коммуникаций. Поэтому в первоочередных планах - и достройка основного коллектора, и очистных сооружений, и реконструкция 350-километровых канализационных сетей. Но это перспективы долгосрочные, требующие серьезных финансовых вложений.

- На что еще обратили внимание?

- Город, на мой взгляд, отличает бережное отношение к воде. Природа, конечно, позаботилась о питьевых запасах, сосредоточенных в озерах, реках, артезианских скважинах, но и люди делают все от них зависящее. Мне, например, понравились современные инженерные решения плавного пуска насосных станций, помогающего избежать гидравлических ударов. Да и сама вода по качеству гораздо лучше, чем в центральной России. Там она сплошь хлорированная. А здесь я спокойно пью воду из-под крана.

- А что скажете о чистоте на улицах города?

- По сравнению с состоянием инженерной инфраструктуры, с этим дела обстоят лучше. Да и население отзывчивое. На общегородской субботник, судя по подтвержденным заявкам, выйдет не меньше двадцати тысяч калининградцев. Мы думаем, что реальная цифра будет гораздо больше. На призыв мэра откликнулись предприятия разных форм собственности, воинские части, школы, вузы, парки. Со своей стороны мы предоставили необходимый инвентарь – помогли подрядные организации мэрии - «Чистота», «Гидротехник», «Озеленение». У многих же лопаты, метлы, грабли нашлись в собственных резервах. Правда, пришлось закупить мешки для мусора. И все-таки главная наша задача – вывезти собранные отходы за пределы города на полигон. За каждым комитетом мэрии традиционно закреплены свои участки, и все вышли на их уборку. И я вместе со всеми – наш комитет занимался посадкой деревьев по улице Леонова и Кошевого. Конечно, за два дня Калининград мы не очистим, но ведь месячник благоустройства на этих выходных не заканчивается.

- Интересно, а от студентов поступали предложения?

- Мэр города во время годового отчета предложил студенчеству Калининграда конструктивный диалог. Поможете благоустройству города – рассмотрим ваши пожелания, например, по проездным билетам в общественном транспорте. Ведь по большому счету именно молодежь активно мусорит в центре. Если студенты так же энергично возьмутся за метлы и лопаты – мы поощрим их труд. Возможно, даже устроим для них праздник. Пусть организовывают в своих учебных заведениях бригады, приходят к нам и выбирают участки, где не хватает дворников.

- Помощи в благоустройстве Калининграда стоит ждать и от недавно образованной административно-технической инспекции. Это была ваша идея?

- Нет, Юрия Савенко. Такие службы существуют во многих городах, в том числе и в Нижнем Новгороде. Я знаю, как должна быть организована их работа, то есть воплощение идеи было за мной.

- Можно ли говорить о первых результатах их деятельности?

- Штат инспекции пока невелик – всего девятнадцать человек. Но за короткое время уже удалось справиться с третью несанкционированных свалок мусора в черте города. А это еще одна наша головная боль. Я был просто поражен тем, что на калининградских стройплощадках не соблюдаются элементарные правила благоустройства. Кучи песка, отделочных материалов, остатков железобетонных конструкций, полиэтилена совсем не красят улицы и дворы. К безответственным строителям мы решили применять самую суровую меру – не давать в дальнейшем лицензий на строительство. На территориях садовых обществ и коттеджных поселков происходит то же самое. Так что, работы предостаточно. Но, помимо злостных «грязнуль», приходится бороться и с «тихонями». Например, очень часто предприниматели ни с кем не заключают договора на вывоз мусора, а свои отходы сваливают в контейнеры жилых домов. За один только день в Балтийском районе инспекторы составили семьдесят актов о подобных нарушениях. Можно представить, сколько их наберется по всему городу.

Сегодня у нас наблюдается ненормальная динамика: семьдесят процентов оплаты за вывоз мусора идет от населения, и всего двадцать от предприятий и организаций. Должно быть наоборот. И эту ситуацию надо исправлять.

- Внешний вид города немало портят и железнодорожные откосы. Удалось ли достигнуть взаимопонимания с руководством Калининградской железной дороги?

- Нужно заметить, что так называемые зоны отчуждения стали значительно чище. Понятно, что мусор под мосты в центре города попадает не из вагонов электричек. Его бросают сверху многочисленные прохожие. Но эти территории находятся в федеральной собственности, и отвечать за нее волей-неволей придется КЖД. Я считаю, что убирать откосы следует не только по весне. Мы настаивали на этом неоднократно. Железнодорожники пошли нам навстречу. На следующей неделе они предоставят нашей комиссии специальный состав, для того чтобы проехать и осмотреть состояние откосов в черте Калининграда.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.