Решено снести: что помешало достроить автодром на Девау

Все новости по теме: Недвижимость

В конце апреля Арбитражный суд Калининградской области отказался удовлетворять взаимные иски Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и инвестора, который строил ему инфраструктуру автодрома на аэродроме Девау. В обмен калининградская фирма должна была получить дорогую землю на ул. Озерной. Проблемы возникли, когда Росимущество добилось в суде решения о сносе построенных объектов на том основании, что оно сначала разрешило разместить автодром на аэродроме, а потом передумало. «Новый Калининград» рассказывает, как ДОСААФ и инвестор оказались в тупиковой ситуации.

Летом 2014 года ДОСААФ и компания «Технострой» заключили инвестиционное соглашение о строительстве инфраструктуры автодрома на аэродроме Девау. По его условиям инвестор строит три больших гаража: на 25 грузовых автомобилей, на 7 легковых автомобилей, на 4 легковых и 4 грузовых автомобиля с контрольно-техническим пунктом соответственно и гостевую автостоянку. Стоимость строительства составляла более 26 млн руб. Эту цену ДОСААФ должен был оплатить имуществом — тремя нежилыми зданиями общей площадью 3,1 тыс. кв. м на Озерной, 43, и переоформлением права долгосрочной аренды земли под ними. Кадастровая стоимость переданного земельного участка площадью почти 9 тыс. кв.м на данный момент составляет более 84 млн руб.

«Технострой» был создан незадолго до заключения инвестиционного соглашения и с 2016 года принадлежит в равных долях Александру Мануйлову и Валентине Щербаковой.

Снимок экрана 2019-05-14 в 12.08.56.jpg

Желтым выделен участок, который получал «Технострой».

Автодром ДОСААФу нужен, чтобы учить вождению допризывную молодежь, рассказывает глава калининградского подразделения организации Олег Урбанюк. «Наша школа готовит 70-75% допризывной молодежи по военно-учетным специальностям для службы в вооруженных силах, — говорит Урбанюк, — [Молодые люди] приходят по повестке в военкомат, мы отбираем их для обучения, и они уже идут с полученной специальностью. Мы выполняем госзаказ Минобороны по призывной молодежи. Они сдают на права и идут в армию как готовые специалисты». В боксах, которые строились в рамках инвестсоглашения, должны были стоять «Камазы», «Уралы», прицепы и автобусы подобные тем, что используются в вооруженных силах».

Отозванное согласие

В 2014 году областная Служба охраны памятников выдала разрешение на строительство первой очереди автодрома с боксами для грузовиков и инвестор начал строить объекты. Разрешение на строительство выдавала именно данная служба, а не городские власти, в связи с тем, что строительство осуществлялось фактически на территории исторического объекта — немецкого аэродрома. В июле 2017 года эта же служба ввела первую очередь автодрома в эксплуатацию. Между этими двумя событиями, в 2016 году, право аренды на землю под автодромом переоформили с одной структуры ДОСААФ (авиационно-спортивного клуба) на другую (головную структуру ДОСААФ, которая заключала договор с инвестором).

За месяц до ввода автодрома в эксплуатацию прокуратура Ленинградского района вместе с теруправлением Росимущества провели проверку и обнаружили, что, переоформляя право аренды под инвестиционным объектом с одной структуры на другую, ДОСААФ не урегулировал отношения с собственником земли — Росимуществом. На само переоформление земли решения не было, а согласие на строительство автодрома Росимущество сначала озвучило письмом в 2013 году, но через 10 дней свое письмо отозвало. То есть инвестдоговор заключили после письма об отзыве согласия на строительство автодрома собственником земли.

В Службе охраны памятников после проверки заявили, что ДОСААФ показал им только первое письмо о согласии на строительство автодрома и не показал второе, которым согласие отзывалось, чем ввел службу в заблуждение. В итоге и служба отозвала свои разрешения, и прокуратура подала иск в Ленинградский районный суд о признании незаконным разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию инфраструктуры автодрома, а также понуждении снести постройки.

В суде представители ДОСААФ заявили, что согласие на организацию автодрома было дано, а отменяющее его письмо не могло иметь «обратной силы». «Теруправлению Росимущества с начала 2015 года было известно о строительстве спорных объектов, однако каких либо мер по предотвращению указанного строительства с их стороны не поступало, что позволяло ответчикам полагать об отсутствии возражений собственника и продолжать нести расходы по возведению спорных объектов», — приводится позиция ДОСААФ в решении Ленинградского районного суда.

_NEV4094.jpg

Снести за 3 месяца

Как установил суд, договор аренды земельного массива площадью почти 90 га под аэродромом Девау, держателем которого являлся авиационно-спортивный клуба ДОССАФ, не предусматривал возможности передачи прав на часть его без согласования с собственником земли даже головной структуре ДОСААФ. Из переписки между структурами ДОСААФ и Росимуществом не следовало, что такое согласие было получено. На этом основании суд удовлетворил иск прокуратуры о сносе построек. Решение вступило в законную силу в сентябре 2018 года. Объекты должны были быть снесены в течение трех месяцев, но пока снос не производился, говорит Урбанюк.

Инвестор, построивший боксы, оказался заложником ситуации. С одной стороны, он выполнил свою часть сделки и построил боксы, с другой — из-за того, что они теперь признаны самостроем, он не может юридически исполнить сделку и передать имущество ДОСААФ. Полноправно распоряжаться полученной от ДОСААФ землей и нежилыми зданиями на Озерной «Технострой» он тоже не может, так как они «привязаны» к сделке по автодрому договором ипотеки.

В 2018-2019 годах в арбитражном суде инвестор пытался добиться принудительной передачи ДОСААФ построенных им боксов и, соответственно, гашения записи об ипотеке в отношении имущества на Озерной. ДОСААФ же в рамках встречного иска требовал расторгнуть инвестдоговор, вернуть имущество и землю на Озерной и выплатить неустойку в размере 1,7 млн руб. В конце апреля 2019 года суд отказал обоим — и ситуация осталась в подвешенном состоянии. Решение не вступило в законную силу и может быть обжаловано.

Параллельно городские власти принуждают «Технострой» вносить арендную плату за землю. В марте 2019 года калининградский арбитраж удовлетворил иск об взыскании долга за апрель-декабрь 2018 года в размере более 1 млн руб. Решение также не вступило в законную силу. Согласно ЕГРЮЛ, в конце апреля налоговые органы приняли решение об предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.

7 декабря 2018 г-DSCN4448.jpg

Боксы, которые подлежат сносу.

Глава регионального отделения ДОСААФ Олег Урбанюк говорит, что инвестиционная сделка досталась ему «по наследству» и заключалась на уровне федерального руководства организации. Он затрудняется комментировать, почему не были должным образом урегулированы отношения с Росимуществом перед строительством. Тем не менее снос инфраструктуры автодрома, по его словам, будет означать «срыв призыва и всего».

В ДОСААФ надеются на помощь замполпреда президента в СЗФО по Калининградской области Романа Балашова в противостоянии сносу элементов автодрома. «Он понимает эту ситуацию», — уверен Урбанюк.

Глава областной Службы охраны памятников Евгений Маслов сообщил «Новому Калининграду», что решение о согласовании строительства автодрома на Девау принималось службой непросто и порождало внутренние дискуссии. Сейчас в службе признают, что фактически было совершено новое строительство, а не восстановление исторического объекта, и разрешение на строительство выдавать не стоило (разрешение на строительство выдавалось, когда службу возглавляла предшественница Маслова — Лариса Копцева, — прим. «Нового Калининграда»).

Текст — Вадим Хлебников, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград», ДОСААФ


Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Почему дело Рудникова-Дацышина — самый важный процесс десятилетия

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о конце эпохи «понятий».