Окончательной даты нет: что происходит с введением электронных билетов

Все новости по теме: Транспортные проблемы

С момента, когда в областном центре должна была быть запущена система электронных билетов в общественном транспорте (об этом заявлялось официально), прошло больше месяца. В нужном виде она не заработала ни 1, ни 15, ни 20 июля, и сейчас до окончательной даты, судя по всему, достаточно далеко. С помощью главы Калининграда Алексея Силанова и руководителя комитета развития транспортной инфраструктуры мэрии Олега Кутина «Новый Калининград» отвечает на несколько самых очевидных вопросов, связанных с этой темой. 

Почему до сих пор в автобусах нельзя расплатиться банковской картой?

Подрядчик, питерский НТЦ «Измеритель», пока еще налаживает программное обеспечение, которое позволит принимать безнал с банковской карты. Есть проблемы, связанные с возвратом денег банками в случае каких-то сбоев. По словам Алексея Силанова, причина в том числе в одном из крупных банков, который «еще по сей момент не отрегулировал программу, чтобы мы с вами ехали и рассчитывались банковской карточкой». Сейчас возможность оплаты банковской картой апробируется в автобусах ООО «Балттрансавто» (маршрутки №№ 74, 82 и 92).

Что вообще сделано?

Около 80% калининградских автобусов, как муниципальных, так и частных перевозчиков, оснастили переносными валидаторами (устройствами для оплаты проезда). Это те самые машинки, которые сейчас находятся в руках у кондукторов вместо мотков с билетиками. Кроме того, в свободной продаже появились транспортные карты «Волна Балтики». Их можно купить в киосках «Пресса» за 100 рублей. На карты нужно «закидывать» деньги и расплачиваться в транспорте (в том, где есть валидаторы!) «безналом» уже с их помощью. Карты можно пополнять через терминалы «Сбербанка» и через «Сбербанк-онлайн» (достаточно набрать в строке поиска название карты), а также в офисах «Энерготрасбанка».

Кондукторы жалуются на то, что валидаторы быстро разряжаются. Что происходит?

Как отметил мэр Калининграда, «один поставщик не выполнил все так, как надо, сегодня поставили на валидаторы аккумуляторы, которые не совсем соответствуют требованиям». По словам главы транспортного комитета Олега Кутина, в результате часть валидаторов работает без подзарядки в течение 10 часов, остальные разряжаются за 4-5 часов. Компания-поставщик сейчас проводит «диагностику валидаторов в части в том числе возможного соответствия заявленному техническим заданием и паспортом производителя времени работы аккумуляторов». Это значит, что несоответствующие техзаданию устройства будут менять.

Когда в автобусах появятся стационарные валидаторы?

Надо понимать, что горвласти могут говорить только об оранжевых автобусах, а также трамваях и троллейбусах «Гортранса». Частных перевозчиков (пока) решили не обязывать такой покупкой. Во-первых, стационарные валидаторы стоят сами по себе достаточно дорого (ручные для частников купили за счет муниципалитета). Во-вторых, возникает вопрос контроля над безбилетниками — нынешние «гортрансовские» контролеры могут проверять только «родной» транспорт; создавать отдельную структуру и тратить деньги из бюджета никто не хочет. Поэтому частным компаниям придется решать все эти вопросы самостоятельно.

Так вот, для муниципального транспорта стационарные валидаторы должны быть поставлены в феврале-марте. Потом их постепенно начнут устанавливать. Об увольнении кондукторов речь (пока) не идет. «В „Гортрансе“ кондукторов более 400 человек. Мы сейчас говорим не о сокращении кондукторского состава, мы сейчас говорим об удобстве пассажиров. Размещение стационарных валидаторов у нас планируется на все двери, поэтому нет необходимости при высокой загрузке салона, при большом количестве пассажиров в автобусе, кондуктору успевать обилечивать всех. И здесь у нас и облегчается работа кондуктора, и увеличивается скорость погрузки пассажиров», — прокомментировал Олег Кутин.

IMG_6457.jpg

В конце июля возникли огромные очереди дезориентированных этой неразберихой льготников — за бумажными проездными. Что делать им?

В мэрии призывают льготников (речь обо всех, кроме школьников) не затягивать и оформлять специализированные льготные карты «Волна Балтики». По каким адресам это делается, можно посмотреть здесь. Сейчас написано 6 тыс. заявлений, по 1 тыс. из них карты готовы к выдаче (эти карты именные), еще 400 уже выдано. Пока процесс идет, можно будет пользоваться привычными бумажными проездными. Их обещают продавать до конца ноября. Что касается школьников: «На сегодняшний день около 19 тыс. билетов мы уже обработали и они готовы к выдаче, около 29 тыс. заявлений мы собрали, и наша задача постараться успеть до конца месяца эти заявления тоже обработать. Но, повторюсь, мы намеренно в своей работе предусмотрели так называемый переходный период, в который у нас можно будет ездить тем, кто не успел получить электронные льготные проездные, можно будет ездить по старым [бумажным] проездным», — отметил Кутин.

Когда все-таки система заработает окончательно?

Никаких дат больше называться не будет, заявил Алексей Силанов. «Все люди, причастные к этой ситуации, соответствующее выводы сделали, и я по ним тоже соответствующие выводы сделал. Все в определенной степени понесли соответствующее наказание», — сказал он. И добавил: «Но на самом деле здесь просто, наверное, ситуация, когда нельзя было дезинформировать население и вас [журналистов] при общении. Вот эти даты, которые назывались — 15 июля, 20 июля — вы знаете, когда начинают реализовываться такие проекты и их реализация в значительной степени не зависит от заказчика, конечно, очень сложно, трудно быть уверенным в какой-то дате. Наверное, сегодня в управленческой деятельности можно быть уверенным только в дате своего рождения».

По словам Алексея Силанова, с аналогичными трудностями сталкивались и в других городах, в которых запускалась такая система: «Очень много участников этого проекта, но, к сожалению, поскольку это дело новое, то несомненно возникают и проблемы. Но я думаю, что мы вместе с этим справимся. К какому числу справимся, называть не буду». 

Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»


Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.