Торгово-развлекательные центры и модернизация базаров – ради нашего светлого будущего?

Невежественные граждане, далекие от рынка - в том смысле, что живут за три остановки от Центрального калининградского, возмущаются: ну к чему столько магазинов и спекулянтов? Торгаши все заполонили – пройти невозможно! Люди «от рынка» - в смысле продажи выращенных непосильным трудом на африканских плантациях бананов, контрнаступают: дайте нам места и свободу! Мы накормим и обуем народ! Многомудрые чиновники, свысока взирая на мышиную возню «потребителей» и «реализаторов», иногда озадачиваются: настроили торгово-развлекательных комплексов, а надо ли столько? Не переборщили?

А потребительский рынок, во всем многообразии, живет по своим законам.



Калининградское общество потребления

Давненько уже понятие «общество потребления» из разряда осуждающих «их» нравы перешло в категорию «наших» реалий. Клеймом торгаша, синонимом спекулянта теперь гордятся. И гордо именуются - предприниматель.

Доля потребительского рынка в структуре валового регионального продукта составляет нынче около 20 процентов. Среднегодовая численность занятого трудоспособного населения в этой сфере - 22 процента. В нашей области работает более 15 тысяч объектов торговли, 1200 точек общепита, две тысячи организаций бытового обслуживания. Имеется 30 рынков. Из всего этого многообразия особо выделяются 1200 лицензиатов розничной продажи алкогольной продукции, которые реализуют свой дурманящий товар на трех тысячах объектах.

Много это или мало? Безжалостная статистика дает следующие соотношения. Степень развития потребительского рынка на территории области крайне неравномерна. Она колеблется от 189 квадратных метров торговых площадей на тысячу человек в Краснознаменском городском округе до 845 – в Советском. А в среднем по региону – 460 квадратных метров, что значительно ниже среднеевропейских показателей.

По обороту на душу населения в сфере потребительского рынка мы также отстаем от соседних стран. Далеко позади в этом плане мы и от Москвы, где потребительский рынок дает 50 процентов всего валового регионального продукта.

Когда праздногуляющий калининградец, раздражаясь от обилия бутиков и магазинчиков на Ленинском проспекте, возвращается к себе в микрорайон и превращается в покупателя, он резонно сетует на отсутствие продуктового магазина прямо рядом с домом, на небольшие проблемы починить вблизи обувь или отдохнуть в кафе, сразу выйдя из своего подъезда.

В тени банановых рощ

Последние новации на бывших «колхозных» рынках всколыхнули общественность по обе стороны прилавка. Взволновались продавцы и владельцы, обеспокоился народ-покупатель. По телевизору крутят леденящие воображение картины пустых торговых рядов Москвы, где, показывая пример России всей, напрочь изгнали продавцов с «неправильными» паспортами.

На трех десятках рынков нашей области страшного ничего не случилось. При всем желании не обнаруживается никаких «страшилок» в виде взлетевших ценников и отсутствия отдельных категорий товаров. Все – как прежде, и банальные обсчеты и обвесы привычно разнообразят шумную базарную жизнь.

Проблема наших рынков в другом. 22 процента из 7600 торговых мест находится на открытой территории. Постоянно уменьшается доля продажи сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории области, и все больше – привозных товаров, в том числе и продуктов питания. Развалы марокканских апельсинов вперемешку с польской косметикой теснят на том же центральном рынке скромных бабусь с пучками зелени и редиски, которые ютятся где-то на задворках.

82 процента торгующих на рынках – индивидуальные предприниматели, еще три процента – юридические лица. Лишь 15 процентов мест занимают «частники», приехавшие по случаю реализовать собственную продукцию. А в общем обороте розничной торговли удельный вес универсальных рынков составляет у нас всего 6,3 процента – один из самых низких показателей в России.

Плохая организация рыночной торговли впрямую сказывается на качестве продаваемых товаров. Просроченный или даже испорченный продукт на рынке – не редкость. А как быть с туфлями, приобретенными в лавчонках на базаре без всяких товарных чеков, у которых на ходу отвалилась подошва? Когда вы придете с претензиями, вас попросту проигнорируют, а может, вы вообще не найдете «своего» продавца.

По информации управления Роспотребнадзора по Калининградской области, в 2006 году только в это ведомство по поводу защиты своих потребительских прав поступило более 800 письменных обращений граждан, ежедневно проводится до 20 личных устных консультаций и около 30 по телефону. Правоохранительными и контролирующими органами выявлено более двух тысяч правонарушений в сфере оборота контрафактной, алкогольной и табачной продукции. Однако весь этот карательный снегопад мало остужает горячие головы ретивых дельцов от торговли.

Даже по самым скромным оценкам специалистов областного правительства, до 50 процентов товарооборота у нас находится в тени.

Наше светлое будущее

Региональное министерство промышленности, вообще весьма плодовитое по части разного рода программ, разработало «Концепцию развития потребительского рынка Калининградской области в 2007-2011 годах». Определены цели, поставлены задачи. Так, власти будут стремиться «обеспечить баланс интересов потребителей, предпринимателей и государства», создавать «условия для наиболее полного удовлетворения потребностей населения региона в товарах и услугах». Заложены и показатели, которые должны к 2011 году вывести область в потребительской сфере на уровень Польши и Литвы, а к 2016 – сравняться с Европейским союзом.

Концепцией предусмотрено довести обеспеченность торговыми площадями в среднем по области до 600 квадратных метров на тысячу жителей, а для сельских районов – 400 квадратных метров. Малые населенные пункты численностью свыше 150 жителей должны быть в обязательном порядке обеспечены объектом торговли, а меньшие – выездной торговлей. В жилых массивах городов планируется формирование специальных торговых зон, расширение сети магазинов так называемой шаговой доступности.

Для наведения порядка на универсальных рынках планируется их модернизация и поэтапный перевод в многопрофильные торговые комплексы. На продовольственных рынках со специализацией в качестве сельскохозяйственных будут выделяться зоны для местных производителей - не менее половины всех торговых мест.

Уделено внимание и развитию службы быта. Как социально ориентированная отрасль экономики, она должна считаться приоритетной и идти по направлениям территориальной и ценовой доступности услуг, повышения уровня и качества обслуживания, сохранения доступных тарифов для льготных категорий граждан.

В области защиты прав потребителей, как видится правительству, в первую голову должны быть созданы условия для осуществления добровольной сертификации услуг, организации правовой помощи населению, профилактической и информационно-просветительской деятельности.

В общем, концептуально направление развития потребительского рынка в регионе определено. Судя по документам, светлое будущее неотвратимо и ожидает нас в самое ближайшее время. Вот только на пути к процветанию нередко возникают неожиданные, как говаривал один политический деятель, загогулины. На заседании правительства, обсуждавшем недавно вышеозначенную концепцию, один из министров опять же недоумевал, посетив, видимо, один из новых торгово-развлекательных центров: с какой целью их продолжают плодить все больше и больше, причем строя супермаркеты рядом друг с другом? А правда, для чего?
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.