Казус Достоевского: как в Калининграде открывали памятник писателю

Все новости по теме: Городской облик
Казус Достоевского: как в Калининграде открывали памятник писателю

В Калининграде открыли памятник Федору Достоевскому. Церемония прошла 11 ноября — в день 200-летия одного из самых известных в мире русских писателей. Но символизм события этим не исчерпался: для памятника смогли найти место только в сквере Адама Мицкевича, который пришлось срочно переименовать.

Кампания по открытию памятников к юбилею писателя пронеслась по всей России. В Москве, например, их теперь три, и последний посвятили молодому Достоевскому. Калининградский куда более узнаваем, но его авторы (вернее, авторы идеи — их было несколько) решили соригинальничать по-другому. Бронзовый литератор держит в руках птицу. Точнее, пытается укрыть ее ладонями: «Его произведения — грустные, тяжелые и сложные, на самом деле мы хотели повернуть читателя, зрителя к писателю, показать его добрый взгляд — вот посмотрите, у него очень добрый взгляд — его отношение к людям. И мы увидели в „Братьях Карамазовых“ — в последней главе — воспоминание о том, что Илюшечка просил, чтобы воробушки прилетали на его могилу, и подумали, что это замечательный образ, который мы можем передать. Хотели сделать это место живым», — пояснил журналистам Александр Шендерюк-Жидков, глава управляющей компании «Содружество» (он выступил в роли главного мецената). Впрочем, идея с птицей оказалось не уникальной. Например, в Омске писателю посвятили бронзовую дверь с пролетающим сквозь нее орлом: скульптор таким образом воплотил эпизод «Записок из Мертвого дома».

Вообще, создалось ощущение, что к юбилею случилось соревнование на тему «кто знает/помнит/читает что-нибудь из Достоевского». Губернатор Антон Алиханов, например, сообщил на церемонии открытия, что от «Братьев Карамазовых» получил удовольствие, а теперь взялся за «Идиота», почему-то выпавшего из кругозора. Правда, ничего не цитировал, — за него это сделал замполпреда Роман Балашов, прочитавший заодно и немного из Евтушенко, но по теме: райтеры оказались на высоте. Министр культуры Андрей Ермак не выступал, но журналисты все равно допытались, что в школьные годы он писал сочинение в стихах по «Преступлению и наказанию», но предпочитает «Идиота». Шендерюк-Жидков блеснул энциклопедичностью и привел выдержку из Фрейда, написавшего своеобразное послесловие к «Карамазовым» — «Достоевский и отцеубийство».


Шендерюк-Жидков, между тем, стал третьим виновником торжества после Достоевского и скульптора Андрея Следкова (калининградцы имеют представление о его творчестве по памятнику Александру Невскому, хомлинам и части входной группы в зоопарк). В это трудно поверить, учитывая указ президента о праздновании юбилея и последовавшую кампанейщину, но, как говорят все причастные — и он сам в том числе — именно экс-вице-премьер пришел год назад к губернатору с идеей поставить памятник писателю. И дал на это денег. Именно он вместе со скульптором выбирал образ и место (сначала рассматривалась площадка перед драмтеатром — но решили, что на небольшом участке компании Шиллера и Петра Первого вполне достаточно). Однако, как выяснилось, делал он все это не столько из любви к Достоевскому. «Я сам родился в Калининграде, и здесь вопрос самоидентификации человека всегда стоит на первом плане. В любое время и в любых обстоятельствах... задумываешься, с кем ты, кто ты. И, мне кажется, сегодня, когда мы открываем этот памятник, мы свой выбор сделали, и дай бог, чтобы мы с этим выбором прошли до конца», — заявил в микрофон Шендерюк-Жидков. Такой водораздел между «нашими» и «ненашими», как известно, четко обозначал и сам писатель.

В этой связи как-то особенно выпуклой выглядит история с переименованием сквера, где поставили памятник — более того, она кажется не случайной. В 1999 году его назвали именем польского (белорусы, кстати, считают его своим тоже) поэта Адама Мицкевича, который — и это также хорошо известно — выступал за независимость Польши от Российской империи; в среде «новых почвенников» его за такое, естественно, принято называть русофобом. Но времена тогда были более травоядные, с соседями мы собирались дружить — а дружба предполагает переосмысление прошлых обид. Мицкевичу — поэту, между прочим, мирового уровня — даже собирались посвятить памятник и вроде сделали постамент, однако потом что-то не задалось. И вот теперь появилась нужда увековечить имя большого русского писателя — а для такой величины маленькая улочка Достоевского, по мнению причастных к проекту, не подходила. В конце октября горсовет стыдливо принимает решение о переименовании, в котором нет слова «переименование» и нет фамилии Мицкевича. Депутатов понять можно — потом же как-то придется принимать помощь от ЕС (и Польши как его части) по Программе приграничного сотрудничества, если ее, дай бог, продлят. Но некрасивая история выплеснулась за пределы чиновничьих кабинетов — и сколько бы Шедерюк-Жидков и Ермак ни называли ее «техническим вопросом», ни говорили о том, что памятник Мицкевичу уже есть в Зеленоградске, на фоне конфронтации между Россией и Польшей этот казус выглядит крайне символичным. Новый глава города Евгений Любивый выражать свое отношение к случившемуся и вовсе отказался, сославшись на то, что не в курсе ситуации — тоже показатель и своего рода символ.

Наверное, не удивительно, что единственным, кто попытался сгладить режущие грани между «своими» и «чужими», был в этот день скульптор Андрей Следков. «Очень рад, что мои работы посвящены именно представителям русской истории. Это никак не умаляет достоинства той истории, которая здесь есть, более ранней, которую надо хранить и никак не ущемлять, а только лишь дополнять», — сказал он. А потом пошутил насчет облика скульптуры: «Мне уже несколько раз звонили. Это зеленое не надо отмывать, это сделано специально, я хотел показать, что как будто он здесь стоит очень давно — с годами патина набирается сама, но мы ее сделали искусственно, пожалуйста, оставьте ее в покое». И ему даже смеялись — наверное, посчитали, что художнику пока простительно не отвечать на вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» — заданный другим классиком и немного по другому поводу, но опять актуальный.

Памятник действительно производит впечатление, будто находится на этом месте, под березкой за драмтеатром, не первый год. Авторы решили обойтись без большого постамента, его роль играет гранитный валун. Таблички пока нет — как рассказал министр культуры, возможно, это будет просто QR-код, возможно, рядом появится табличка с цитатой: решение пока не принято, но в любом случае ее хотят сделать незаметной, не перегружающей пространство. Когда вокруг установят скамейки, на одной из них должен появиться еще один бронзовый воробушек: эта идея тоже обсуждается. Возможно, добрый посыл, который в ней содержится, заставит кого-то смягчиться — пусть это и будет совсем не по-достоевски.

Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар / Новый Калининград


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.