«Два экскаватора и пять калек»: как идет берегозащита на Балткосе (фото)

Все новости по теме: Экология
«Два экскаватора и пять калек»: как идет берегозащита на Балткосе (фото)

Возле Западного форта на Балтийской косе идут работы по восстановлению авандюны. Эти работы подпортили лето отдыхающим, они ведутся в непосредственной близости от нового пляжа. Но больше всего вопросов к «берегозащите» на косе возникло у экологов и местных жителей. Чтобы укрепить берег в районе форта, рабочие сгребают песок прямо с пляжа, дополнительно разбивая его тяжелой техникой. Потом песок ссыпают в мешки и составляют из них защитную стенку. Экологи считают такое укрепление недолговечным и опасным для природы. Власти говорят, что это противоаварийные работы и они необходимы, а «нормальное» берегоукрепление на косе тоже будет. Когда-нибудь, когда появятся деньги. На самом постапокалиптическом пляже области побывали корреспонденты «Нового Калининграда».

Авандюну на Балтийской косе укрепляют по обеим сторонам от Западного форта. Для этого рабочие наполняют песком мешки из геотекстиля, так называемые биг-бэги, и ставят их друг на друга в несколько рядов перед разрушенной частью дюны. В теории эта конструкция должна защитить поселок от подтоплений.

Официальный пляж на Балткосе этим летом обустроили впервые. Его разместили чуть дальше места берегоукрепительных работ, но отдыхающие есть и возле биг-бэгов: они карабкаются по ним через дюны, используют их в качестве лежаков, с интересом ковыряют полиэтилен и вообще активно взаимодействуют с новыми «запчастями» авандюны.


«Песок берут с пляжа. Они его собирают, в биг-бэги насыпают, и рядом ставят. Черпают вот прямо с береговой линии, с дюны. Вот пройдите, посмотрите», — советуют «Новому Калининграду» жители поселка.

Посмотреть действительно есть на что: на протяжении примерно километра от форта пляж взрыт колесами тяжелой техники (такие колеи даже пресловутым «джиперам» продавить не под силу). На береговой линии есть целые площадки, на которых ясно видно: верхний слой песка сгребали ковшами.

«Ну а чего, тут работают два экскаватора, одна машина и пять калек. У нас все ж так делается», — описывают «Новому Калининграду» ход работ местные жители.

Для косы, которую на словах тщательно берегут от любителей прокатиться по пляжу с ветерком, ссылаясь на ущерб для хрупкой экосистемы, идея сама по себе довольно странная. Удивляют такие «технологии» и местных жителей, и отдыхающих, они снимают работающие на пляже экскаваторы и выкладывают видео в социальные сети.

«Это, конечно, абсолютно недопустимо», — говорит доцент БФУ им. И. Канта, кандидат географических наук Олег Басс. По его словам, технология с биг-бэгами, которую сейчас активно пытаются внедрить на морском побережье, очень хорошо себя зарекомендовала, но только на берегах рек с небольшим течением. Такие же «мешки», только меньшего размера, наполняют тем, что достается со дна при расчистке рек, и укрепляют ими берега.

«Но здесь мы имеем дело с морским прибоем, который, как вы видели сто раз, даже металл и бетон разрушает со временем. Это абсолютно неустойчивая конструкция. Еще одна печальная вещь: оно очень подвержено вандализму. Даже с пресловутыми габионами была такая проблема: в определенных местах из них доставали камушки, а потом из этих камушков кто-то складывал у себя на приусадебных участках бортики. А биг-бэгам достаточно двух шаловливых мальчишек с ножичком — и все, эта „берегозащита“ возвращается в исходное состояние», — говорит ученый.

Еще одна серьезная проблема — сами биг-бэги. Они вовсе не безвредны, продолжает Олег Басс. «Несколько лет назад появилась очень „модная“ тема у экологов — микропластик в Балтийском море. И вот вам пожалуйста. Так эти работы и идут во всех случаях: в одном случае это полиэтилен черненький, в другом — полипропилен серенький. А потом куски полиэтилена в море и по всему побережью. Это все уже было. Их применяли в районе Янтарного при защите насосной станции лет 10 назад, все это разметало. Потом в районе Куликово при строительстве переходов, газопроводов, водоводов — тоже. В Зеленоградске их ставили. Было по крайней мере 4 попытки использовать эти конструкции и все они были неудачными, и все это заканчивается печально, это неэффективно», — поясняет Олег Басс.

Но власти называют это «противоаварийными» работами. А это значит, что никакой экологической экспертизы для их проведения не требуется, и черпать песок прямо с береговой линии и даже с авандюны — занятие, по всей видимости, легальное. Даже техзадание к контракту на берегоукрепление не предполагает, что песок будут завозить на косу откуда-то извне.


Глава балтийской администрации Сергей Мельников пояснил корреспонденту «Нового Калининграда», что за эти работы отвечает «Балтберегозащита», и все вопросы, касающиеся технологии проведения работ, нужно задавать именно им. «Новый Калининград» попытался обратиться в госпредприятие за комментарием, но там всегда неохотно общаются с прессой.

«Технология восстановления авандюны посредством установления биг-бэгов, наполнение [их песком] и дальше формирование авандюны — это принято нашим государственным учреждением бюджетным „Балтберегозащитой“. Я полагаю, что они свое технологическое решение такое как-то обуславливали и знают, что делают. Для меня самое главное, что люди обращались по поводу ситуации, которая бы могла там перерасти в чрезвычайную, с подтоплением, какое было там порядка 7-8 лет назад», — пояснил Мельников.

Подтопления на Балтийской косе действительно не редкость, случилось оно и во время экстремальных штормов прошлой зимой. Морская вода перехлестывала через полуразрушенные авандюны и заливал посёлок. Но помогут ли нынешние противоаварийные работы предотвратить такой потоп в дальнейшем — еще большой вопрос. «Дело в том, что мощность этого волнения такова, что эта слабенькая защита из мешков, простите, абсолютно не справится», — говорит Басс.

И власти, и ученые сходятся в одном: Балтийской косе нужны совершенно другие берегозащитные сооружения. Дело в том, что на участке побережья в районе Западного форта дюны не формируются из-за так называемых компенсационных (разрывных) течений.

«При северо-западных ветрах там образуется локальное повышение уровня вод. Давайте примем уровень воды в морском канале за молами за отметку „0“. Тогда в районе форта, это мы измерили, примерно +0,4 метра. Уклон такой, как у равнинной реки. И вот эта река, которая идет вдоль южного мола, уносит весь песок и не дает формироваться авандюне», — поясняет доцент БФУ им. И. Канта.

В результате за последние 50 лет море «слизало» довольно широкий пляж, который когда-то отделял Западный форт от моря и защищал его от разрушений. Сейчас вода уничтожает уже сам форт.

«В 1971 году я там работал в экспедиции, когда был студентом. И я прекрасно помню, какие там были дюны, какие сооружения. Мимо форта, который сейчас разрушается, можно было проехать по пляжу. Тогда еще были остатки немецких берегозащитных сооружений: была стенка свайно-валунная и гребенка бун. Но произошло разрушение этих сооружений, их же нужно было поддерживать! Остатки стенки в виде валунов там метрах в 30-40 от берега они сохранились», — вспоминает Басс.

Ситуацию усугубила реконструкция мола. «Южный мол имел систему дренажа. Он монолитный, но в нем были дренажные каналы, они сбрасывали повышенное давление, которое образуется при северо-западных ветрах, нивелировали его. И вокруг западного мола не образовывалось течение, достаточно мощное для того, чтобы подхватывать песок», — говорит ученый.

По его словам, этот участок Балтийской косы спасут только берегозащитные сооружения, какие когда-то были у немцев. Они позволяли удерживать песок и формировать пляж, который сам по себе — лучшая защита побережья.

«Надо строить буны, как в свое время немцы строили. Почему-то считается, что буны — это наносозадерживающие сооружения, и это отчасти верно. Но в данном случае здесь буны струеотклоняющие. То есть течения, которые приводят к разрушению и невозможности создать широкий пляж, их нужно отбросить. А бунами их можно отбросить, и будет нарастать пляж. Точно так же нужно поступить в районе мола. И, возможно, нужен волнолом. Эта временная мера с биг-бэгами будет худо-бедно работать, пока не разрушится. А она разрушится очень быстро. Здесь нужно проводить не противоаварийные работы, а комплекс работ для нормальной инженерной защиты», — заключает Басс.

Необходимость эту давно понимают и власти, но все никак не складывается. В 2018 году «Балтберегозащита» даже пыталась начать проектирование, однако тогда подрядчик решил ограничиться восстановлением авандюны, что не способно защитить форт, и контракт расторгли.

Сейчас, по словам Сергея Мельникова, местные власти подали бюджетную заявку на новый проект защитных сооружений. По самым оптимистичным прогнозам, проектирование может завершиться к 2024-25 году, тогда можно будет приступать к строительству. Если удастся войти в какую-нибудь федеральную программу и получить на него денег.

«Спроектирована должна быть шпунтовая стенка, волноломы, отсыпка того, что море забрало, — сказал Мельников. — Этот проект как раз должен будет пройти экологическую экспертизу, пара лет согласований».

А пока неэстетичный, недолговечный, и сомнительный с точки зрения защиты природы вал из мешков стоимостью в 29 млн рублей — все, что будет бороться со стихией на Балтийской косе (которой власти в скором времени обещают статус национального парка, то есть особо охраняемой природной территории). «Настоящая» берегозащита здесь начнется не ранее 2025 года, и то если повезет. Доживет ли до светлого будущего Западный форт — большой открытый вопрос.

Текст: Алла Сумарокова, фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.