Товар с двух ракурсов: зачем ММО регистрирует права на образ Королевских ворот

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

В конце октября Музей Мирового океана решил зарегистрировать изображение Королевских ворот в качестве товарного знака. Инициатива возникла спустя много лет с тех пор, как аналогичные действия предпринял Кафедральный собор, и к моменту, когда Корпорация развития области объявила, что начала продавать право на использование образа Дома Советов. Как ММО объясняет свое решение по Королевским воротам и что оно означает для предпринимателей, выяснял «Новый Калининград».

Права на название ворот — у журнала

Королевские ворота передали Музею Мирового океана в 2005 году. Незадолго до этого была начата их реставрация к 750-летию Кёнигсберга-Калининграда. На фасаде с городской стороны смонтировали отреставрированные горельефы короля Фридриха I, герцога Альбрехта и короля Пржемысла Отакара II. Реставрацией занимались специалисты из Государственного Эрмитажа под руководством скульптора Вячеслава Мозгового.

После открытия ворот летом 2005 года внутри разместилась экспозиция, посвященная Великому посольству Петра I. С того времени музей никак не ограничивал использование образа ворот в коммерческих целях, однако пытался «отменить» регистрацию права на их нынешнее название. Как следует из решения Роспатента, в год передачи объекта культурному учреждению издатель журнала «Королевские ворота» зарегистрировал одноименный словесный товарный знак, в связи с чем музей подал возражение.

В учреждении тогда поясняли, что исторический объект закреплен за ММО, а компания «Журнал «Королевские ворота» (сейчас издателем является ООО «Стартап») вводит потребителей в заблуждение, поскольку «не имеет никакого отношения к памятнику» и у нее нет разрешения на использование его изображения. В музее также заявляли, что подали заявку на регистрацию комбинированного товарного знака, в состав которого входит словесный элемент «Королевские ворота» и изображение фасада. Издатель же пояснял в ответ, что на момент подачи им заявки в Роспатент ворота не принадлежали ММО, а слово «королевские» вошло в официальное название памятника позднее.

В результате ведомство встало на сторону СМИ. «Согласно Постановлению Совета Министров № 1327 от 30.08.1960 года и приложению № 1 к нему в списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, содержится обозначение „Городские ворота № 1, 1795 г.“, которое не является сходным до степени смешения с оспариваемым товарным знаком», — пояснили в ведомстве.

Права на изображение исторического объекта тогда так и не были зарегистрированы. Учреждение возобновило эти действия лишь в 2023 году. О том, что Музей Мирового океана подал заявки в Роспатент на регистрацию товарного знака, накануне сообщило калининградское патентное бюро Biznes.ru. В открытом реестре Роспатента указано, что документы поступили 26 октября, сейчас они находятся на стадии формальной экспертизы. «Охрану планируется получить для печатной продукции, услуг для бизнеса, организации мероприятий, научных и технологических услуг, а также для услуг гостиниц и ресторанов», — говорится в сообщении бюро в соцсети «ВКонтакте».

NVR06764.jpg

Использование образа — по договору

В пресс-службе Музея Мирового океана «Новому Калининграду» пояснили, что регистрируют изображение Королевских ворот с двух ракурсов — фронтального и углового, а наименование объекта остается за журналом. «Есть федеральный закон о музейном деле, который регламентирует использование изображения музейных объектов и охраняет право. Эту работу в Музее Мирового океана решено было упорядочить. Тем более, если говорить о регионе, у нас есть такой опыт — это Кафедральный собор. Они эту работу давно уже провели, у них товарный знак зарегистрирован», — пояснила заведующая медиасектором музея Екатерина Говорова.

Как известно, Кафедральный собор зарегистрировал свой товарный знак в 2002 году. Спустя пятнадцать лет предпринимателей, использующих изображение этого объекта на своей продукции, проинформировали о необходимости оплаты. В законе «О Музейном фонде Российской Федерации», на которой ссылаются в ММО, в статье 36 указано следующее: «Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев».

По словам Екатерины Говоровой, после того, как образ ворот станет товарным знаком, для его использования в коммерческих целях нужно будет заключать лицензионный договор с музеем. Будут ли взимать плату за эти действия, в учреждении уточнить не смогли, пояснив, что вопрос прорабатывается. «По крайней мере, без согласования с музеем нельзя будет использовать изображение Королевских ворот в коммерческих целях», — сообщили в пресс-службе.

Незадолго до того, как ММО подал заявки на регистрацию изображения Королевских ворот, Корпорация развития Калининградской области начала предлагать предпринимателям заключить договоры по предоставлению прав на коммерческое использование Дома Советов. Визуальный образ советского строения, которое находится в процессе демонтажа, зарегистрировали в марте. Как писал «Новый Калининград», теперь предпринимателям предлагают покупать у корпорации этикетки с уникальными номерами и наклеивать их на свою продукцию. Одна наклейка на товар стоимостью до 250 рублей обойдется в 3 рубля с НДС. Если продавец оценивает продукцию в 250-1000 рублей, то цена этикетки составит 6 рублей. Для товара дороже тысячи рублей наклейка будет стоить 12 рублей.

Как уточнили в Музее Мирового океана, нынешнее решение зарегистрировать изображение Королевских ворот никак не связано с действиями в отношении образа Дома Советов. «Это музейная работа, которую сейчас просто решено проводить», — заверили в пресс-службе, добавив, что ранее учреждение зарегистрировало в качестве товарного знака изображение ледокола «Красин», открытого для посещения в Санкт-Петербурге.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.