В Калининградской области гемодиализ в основном делают частные клиники — на них приходится более 90% процедур, которые оказываются по полисам ОМС. При этом отделение диализа Областной клинической больницы практически в оказании помощи пациентам, нуждающимся в заместительной почечной терапии, не задействовано. Почему так происходит, разбирался «Новый Калининград».
Гемодиализ — это один из методов внепочечного очищения крови. Необходимость в нём возникает при тяжёлых заболеваниях почек или поступлении в кровь большого количества токсинов, с которыми здоровые почки могут не справляться. В Калининградской области в рамках программы Обязательного медицинского страхования (ОМС) медицинскую помощь пациентам, нуждающимся в гемодиализе, оказывают четыре организации — одна государственная, ещё три частные. Здесь пациенты могут получить почечную терапию бесплатно, точнее, за них заплатит территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).
По данным терфонда, с января по май 2024 года в регионе программную заместительную почечную терапию методом гемодиализа получили в общей сложности 383 пациента, им было проведено 18 тысяч 599 процедур на общую сумму 131 млн 691 тыс. рублей. Однако Калининградская областная больница из этого объема средств получила лишь 3,2% — 4,211 млн рублей. Дело в том, что на базе главной больницы региона процедуру гемодиализа за этот срок прошли всего 24 человека. Остальные 359 (94%) направлялись в частные клиники (но за счёт средств бюджета ОМС).
В число частных клиник, работающих по системе ОМС с пациентами, нуждающимися в гемодиализе, вошли «Б. Браун Авиттум Руссланд Клиникс», медицинский центр «Эскулап» и «Амбулаторный диализный центр».
«Амбулаторный диализный центр» — многопрофильная клиника, обслуживающая жителей восточных муниципалитетов региона. Сам центр располагается в Черняховске. С января по май процедуру гемодиализа в нём прошли 32 пациента, а всего было проведено 1830 процедур. Средняя стоимость одной процедуры составила 7434,76 рублей. Компания заработала на оказании услуг 12 млн рублей. Отметим, что это единственный диализный центр на востоке области.
В 2023 году депутат заксобрания Дмитрий Латушкин во время общения законодателей с экс-министром Александром Кравченко сообщил, что к нему обращались нуждающиеся в гемодиализе жители Советка, Славска и Краснознаменска. «Приходится им обращаться за прохождением этой процедуры в город Черняховск и город Калининград. Это не очень удобно, потому что общее состояние после процедуры оставляет желать лучшего, честно говоря. Есть ли возможность размещения, условно говоря, в городе Советске подобной организации?» — спросил у министра Латушкин. По словам Кравченко, в региональном минздраве думали о такой перспективе: «Даже неоднократно приглашали бизнес какой-то зайти в эту историю. Потому что так сложилось, что в нашем регионе это вообще бизнес. В чем проблема? <...> Когда мы начинаем анализировать и опрашивать людей, проживающих в этих муниципальных образованиях: а хотят ли они и готовы ли они отказаться от Черняховска, например? В больше массе они говорят „нет“. И мы эту историю прорабатывали с бизнесом в части частного партнерства, чтобы поставить в Советске диализный центр. Бизнес на это не идет, ему это неинтересно», — подчеркнул Кравченко.
В клинике «Б. Браун Авиттум Руссланд Клиникс» были приняты 77 пациентов (20% от общего числа нуждающихся). Согласно данным сайта компании, нефрологическое отделение в Калининграде на улице Азовской является одним из подразделений питерской сети клиник, разбросанных по всей стране. За четыре месяца здесь было оказано 3533 процедуры. Средняя стоимость за одну процедуру — 7512,65 рублей. За пять месяцев 2024 года получила за оказание своих услуг 26,5 млн рублей.
Этот центр открылся в Калининградской области в 2011 году и был создан на условиях частно-государственного партнерства. Как говорил экс-министр здравоохранения области Александр Выговский, с открытием центра проблема гемодиализа для людей с почечной недостаточностью в Калининградской области была «закрыта на ближайшие несколько лет». «Меньшая часть проходит лечение в областной больнице, но там в основном люди, которым требуется неотложная помощь по очистке крови. А для хронического гемодиализа, для плановой очистки крови больные прикрепляются к этому центру. Сейчас здесь под наблюдением находятся 73 человека, но есть возможность увеличить их число», — рассказывал министр здравоохранения 13 лет назад. Как тогда же утверждало руководство Центра, мощности амбулатории позволяли принимать 200 постоянных пациентов.
Однако к 2024 году расстановка сил в этом медицинском бизнесе значительно поменялись. По данным террфонда ОМС, самый значительный доход за счёт лечения «почечных» пациентов — 88,532 млн рублей — получил другой частный медицинский центр «Эскулап», имеющий в Калининграде два филиала. В нём за пять месяцев 2024 года были приняты 245 пациентов (64% от общего числа), им проведено 11 673 процедуры. Средняя стоимость каждой составляет 7584,41 рублей. На сайте «Эскулап» основной задачей клиники называется «оказание специализированной медицинской помощи пациентам с хронической почечной недостаточностью в виде заместительной почечной терапии (хронический программный гемодиализ и хронический амбулаторный перитонеальный диализ) в рамках ОМС». В одном из корпусов центра располагаются 35 диализных мест, а также функционируют пять отдельных диализных залов. Во втором филиале — 10 диализных мест.
Как указано на сайте клиники, «все услуги оказываются бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования».
По данным государственного информационного ресурса финансовой отчётности, выручка компании за 2023 год составила 230 млн рублей, что на 1,3 млн рублей больше, чем годом ранее. Себестоимость продаж — 191,8 млн рублей . Управленческие расходы — 38,4 млн рублей (на 8 млн выше, чем годом ранее).
По данным ЕГРЮЛ, одним из учредителей и руководителем компании «Эскулап» является Инна Зарипова. Она же, как указано на сайте Калининградской областной больницы, является заведующей диализным отделением главного медучреждения региона, к тому же является главным внештатным специалистом области по диализу. Кроме того, также в число соучредителей «Эскулапа» входят Эдуард Иванов и Михаил Полковников. Человек с фамилией Полковников, ранее занимавший должность в областной больнице, лишился своего поста в 2017 году, рассказывал экс-губернатор Антон Алиханов семь лет назад.
Врач Инна Зарипова одновременно занимает пост завотделения государственной клиники и директора частного медцентра, который оказывает те же услуги, что и государственный диализный центр. По закону «О противодействии коррупции», подобные ситуации могут расцениваться как конфликт интересов.
Под конфликтом интересов <...> понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). (Статья 10. «Конфликт интересов»)
Отвечая на вопрос о возможном конфликте интересов, в минздраве сослались на статью 60.1 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство) независимо от формы собственности медицинской организации.
«В связи с этим в случае с указанным в запросе специалистом все соответствует действующему законодательству, и работник имеет право на такое совмещение», — добавили в минздраве. Кроме того, там сообщили, что в Областной клинической больнице действует комиссия по противодействию коррупции. «Соответственно, трудовая деятельность сотрудников лечебного учреждения организована в полном соответствии с действующим законодательством», — говорится в ответе на запрос. Сама Инна Зарипова в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда» также сообщила, что не видит конфликта интересов в том, что работает в двух местах: «При чём конфликт интересов? Место лечения у нас выбирает сам пациент».
Родственница пациента, проходящего процедуру диализа, рассказала, что лечение он проходит в «Эскулапе» по направлению врача. «В областной там буквально пять кресел, а в „Эскулапе“ более 30-35. А в областной ещё и стационарные больные, кто лежит, тот проходит при необходимости. Родственник говорит, что в областной больнице печально во всех отношениях: начиная от условий, заканчивая персоналом», — добавила она.
Как сообщили в минздраве, распределение объёмов медицинской помощи между медицинскими организациями, имеющими лицензию на соответствующие работы, осуществляется в зависимости «от мощности медицинских организаций и потребности региона с учётом обеспечения доступности оказания медицинской помощи населению». «В настоящее время профильной медицинской помощью пациенты обеспечены в полном объеме, в связи с чем открытие дополнительных структур для ее оказания не планируется», — добавили в облминздраве.
Почему государственное здравоохранение вместо того, чтобы развивать главное медучреждение области и вкладывать в него средства, в том числе приходящие по линии ОМС, отдаёт финансовые потоки частникам? В минздраве Калининградской области на этот вопрос «Нового Калининграда» не ответили.
Текст: Виктория Никонорова, фото из архива «Нового Калининграда»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter