"Институт, экзамены, сессия"

Согласитесь, в самом слове «экзамен» есть что-то торжественно-волнующее. Об этом методе проверки знаний до сих пор много спорят, а вот в годы застоя тут, как и во всех других областях жизни страны, наблюдалась уверенная стабильность.



План по выпускникам

В 70-80-х советским школьникам предстояло переживать дважды за 10 лет учебы. Причем выпускные экзамены за 10-й класс, хотя формально и считались важнее, нежели те, что сдавали восьмиклассники, но отношение к ним было более спокойным. Наверное, учителя, уже отсеявшие потенциальных хабзайцев (если кто не помнит, так называли учащихся профессионально-технических училищ), как-то снисходительнее относились к тем, кто смог продержаться в школьных стенах еще два года.

Но скорее дело заключалось в знаменитом принципе плановой экономики, которая загодя определяла процент выпускников с аттестатом зрелости. В таких условиях завалить ученика на экзамене педагогам оказывалось себе дороже, и на шпаргалки во многих случаях смотрели сквозь пальцы. Как сейчас вижу одноклассника, усердно «перекатывающего» ответ со сложенной в виде гармошки «шпоры». Из-под парты она свешивалась до самого пола. А если уж мне все было заметно, то экзаменационной комиссии и подавно, однако никто не тревожил увлекшегося парня.

Отчасти вдохновляли нас и рассказы родителей о том, что им-то в школе приходилось сдавать экзамены каждый год!

- Начиная с 4-го класса, - уточняет Елена Жукова из Советска. - И за все годы учебы я не только ни разу не преподнесла подарка (читай - взятки) учителям, но даже никогда не слышала о чем-то подобном. Не принято этого было делать и в педучилище, куда я поступила после школы. Хотя когда мы еще даже не сдали выпускные экзамены, к нам приехали из Калининграда преподаватели педагогического института (позднее ставшим университетом) с предложениями поступать туда. И тут же, на месте принимали вступительные экзамены.

Единственное, на что собирали деньги студенты 50-х, так это на цветы. По сложившейся традиции, в день экзамена они должны были стоять на столе в аудитории. И группы даже соревновались, у кого букет пышнее и красивее. В 70-х уже не возбранялось приложение в виде чая-кофе-кондитерских изделий.



Спелись с профессором

- Наверное, в каждом вузе имелись преподаватели, знаменитые своей беспощадностью, - рассказывает калининградец Андрей Игнатьев. - Был и у нас такой профессор, любивший повторять, что его предмет - языкознание - даже гений не может сдать с первой попытки. Поэтому я заранее настроился отбыть номер и особо ничего не учил. Чувствуя себя совершенно расслабленным, кое-как промямлил первый вопрос. Профессор хмуро ждал продолжения. И тут я обнаружил, что вторым пунктом в билете обозначена теория языкознания Марра. А студенческие байки гласили, что наш преподаватель в свое время был репрессирован именно по этой части и даже чуть ли не сидел со знаменитым ученым в одном лагере. Терять было нечего, и я решил идти ва-банк. Обозначив вступление, быстро свернул на сталинские гонения. Профессор несколько оживился. «А вот еще такую песню сложили», - внутренне холодея от собственной наглости, продолжал я, и продекламировал известные строчки:

- Товарищ Сталин, вы большой начальник,

В языкознанье знаете вы толк…

- …А я простой советский заключенный,

И мне товарищ серый брянский волк, - вдруг тихонько подтянул преподаватель.

Я не ожидал такого эффекта и смешался, не зная, как продолжать. В аудитории повисло гробовое молчание. Профессор вздохнул, потом печально улыбнулся, видимо, каким-то своим воспоминаниям. «Идите, молодой человек», - протянул он мне зачетку. Раскрыл я ее, только оказавшись в коридоре. Как потом утверждали, это было первое «отлично», поставленное суровым профессором на памяти нескольких поколений студентов.



Польза от шпаргалок

Как почти единодушно замечают все наши читатели, приславшие письма в редакцию, шпаргалки даже не столько помогали на экзаменах, сколько укрепляли моральный дух экзаменуемых.

- Я по собственному опыту знаю, что подготовка качественных «шпор» - труд долгий и кропотливый, - пишет Александр А. из Калининграда. - И когда трудишься над ними, волей-неволей повторяешь учебный материал. Уже польза. Я так вообще нередко именно таким образом узнавал о том, что пропустил, прогуливая лекции! И часто потом на самом экзамене пользоваться подсказками даже не приходилось.

Конечно, наибольших успехов в изобретении различных видов шпаргалок достигали учащиеся вузов. Все-таки, по словам старой студенческой песни, «от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Преподаватели, сами прошедшие через все это, лишь усмехались, увидев в день экзамена обычно щеголявших в юбках «миней мини» студенток, облаченных в монашеского покроя длиннющие платья. Но задирать подол, чтобы выставить на обозрение исписанные формулами бедра, естественно, не заставляли. Хитроумные потайные карманы, браслеты с секретом внутри, «шпоры» на резинках, выпрыгивающие из рукавов - всему этому мог бы позавидовать карточный шулер.

Самый наглый и примитивный способ - незаметно пометить легкие билеты. Рассказывают, как один из «преподов», обнаруживший едва различимые знаки шариковой ручкой, не стал скандалить, а просто точно так же промаркировал все остальные листочки бумаги. Студенты тогда потерпели одно из самых тяжелых поражений в своей истории.



К ЧИТАТЕЛЯМ!

В следующем выпуске нашей рубрики вас ждет еще одна тема, связанная со «школьными годами чудесными». Воспитание полноценного советского человека было немыслимо без приобщения к общественно- полезной деятельности. Поэтому для старшеклассников летом организовывались лагеря труда и отдыха. Месяц, проведенный в них, иногда запоминался даже больше, чем весь предыдущий учебный год.

Ваши истории мы ждем по адресу: 236040, Калининград, улица Рокоссовского, 16-1, «Комсомольская правда - Калининград». На конвертах делайте пометку «Обратно, в СССР!». Авторы лучших писем получат фирменные призы от «Комсомольской правды».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Комсомольская Правда - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.