Министр образования поведала о задачах, стоящих перед педагогическими коллективами

Начинается новый учебный год, а значит – новый виток реформирования школьной системы, которое активно проводится в нашей области. О задачах, стоящих перед педагогическими коллективами - в беседе регионального министра образования Наталии ШЕРРИ с обозревателем «Калининградской правды» Ириной Климович.

-Наталия Сергеевна, на днях в области состоялась традиционная августовская педагогическая конференция. Какая тема из обсуждаемых на ней была главной?

-Реализация программы модернизации образования в Калининградской области – итоги и перспективы. Говорили о том, что было сделано удачно, что пока не получилось, ставили задачи.

Первое, на что должны обратить внимание школьные коллективы, – повышение качества обучения. Кстати, без решения этой задачи невозможно исполнить положение Закона об образовании, по которому с нынешнего сентября на территории России введено всеобщее среднее образование.

Вторая задача – построение системы оценки качества. В 2008 году единый государственный экзамен становится нормой жизни – это уже не эксперимент. Правило «плюс один балл», по которому двойки в аттестат не выставлялись, отменяется. Возрастает ответственность как учителя, обязанного дать школьникам необходимый багаж знаний, так и родителей, и учеников.

Третья задача – обеспечить переход на нормативно-подушевое финансирование. Все школы области уже работают по этому принципу, а с 1 января 2008 года к ним присоединятся учреждения начального и среднего специального профессионального образования, детские дома, коррекционные учреждения, интернаты. Конечно, проблемы есть, их не бывает только у тех, кто не работает. Но в целом ситуация складывается неплохо: основная часть учебных заведений в условиях такого финансирования чувствует себя комфортно. Более того, у многих школ появилась возможность разработки собственной системы оплаты труда, увеличивая не только «стимулирующую», но и «базовую» её часть. Около 12 школ уже представили нам свои расчеты. Своим опытом они готовы поделиться с коллегами.

-Какие еще вопросы были затронуты на конференции?

-Говорили о необходимости роста общественно-государственного участия в управлении образованием. В школах это могут быть управляющие, наблюдательные или попечительские советы, наделенные определенными полномочиями, одно из которых, например, – распределение средств внутри учреждения, в том числе стимулирующих надбавок учителям. Во многих школах такие органы уже работают.

Обсудили ход конкурсов, организованных для школ и учителей в рамках нацпроекта «Образование» и областной программы. Эти творческие состязания активизировали деятельность как педагогических коллективов, так и родительской общественности. Главная же цель – сделать школу конкурентоспособной, привлекательной для учеников, что в условиях нормативно-подушевого финансирования повысит и уровень ее материального обеспечения. В области такими уже стали: Знаменская школа в Гвардейском районе, Побединская и Илюшинская в Нестеровском городском округе, Привольнинская, Доваторовская, Междуреченская в Черняховском, Крыловская в Правдинском, Озерская и Новостроевская в Озерском, Добровольская в Краснознаменском, Васильковский лицей в Гурьевском и другие.

Говорили на конференции и о важности воспитательной работы, об ответственности школы за все, что происходит с ребенком, в том числе и во внеурочное время. Отметили лучшие школы, учителей, поздравили ветеранов, дали напутствие молодым специалистам, которых к нам с каждым годом приходит все больше.

-Вы упомянули о введении в России всеобщего среднего образования. Но ведь способности у ребят разные, для кого-то задания в старших классах слишком сложны, а учитель «натянуть» оценки для аттестата двоечника, как случалось прежде, уже не сможет: ЕГЭ ребята сдают не в своей школе, под присмотром незнакомых педагогов.

-Школам придется строить работу с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Важно также, чтобы учитель вовремя обратил внимание на отлынивающего от занятий ученика. Если и это не помогает, ребенок может получить образование в иной форме – вечерняя школа, профессиональное училище, экстернат.

-Введение нормативно-подушевого финансирования привело к закрытию, понижению статуса или перепрофилированию некоторых сельских школ области. Муниципалитеты в новых условиях уже не могут их содержать. Но ведь не секрет, что довольно часто именно школа является в посёлках центром не только образования, но и культуры. Выбирая место жительства, люди в первую очередь интересуются, есть ли там детский сад и школа. Вы не думаете, что реструктуризация сети образования может нанести селу непоправимый урон?

-Социологические исследования показывают, что село выживает не там, где есть школа, а там, где есть рабочие места. Не может быть школы в каждом населенном пункте. Например, в нашей области на 1 сентября прошлого года было 254 школы, а хуторов и поселков – 1025. Вот что действительно важно, так это наличие детского сада, чтобы матери имели возможность работать.

Задача школы – дать качественное образование, чтобы дети нас потом не упрекали, её территориальное расположение не имеет значения. В Калининграде, например, некоторые ученики едут через весь город в лицеи и гимназии. И время тратят, и дорога небезопасная.

В каком селе будет школа, решает учредитель – муниципалитет. Остаются крупные, те, где активно работает коллектив. Малокомплектные, как показывает опыт, не дают качественного образования. К сожалению, не все родители это понимает, хотя, казалось бы, «двойки» и «тройки» по ЕГЭ должны были открыть им глаза.

Причины – на поверхности: не дело, когда учитель физкультуры преподает иностранный язык, литератор – информатику, математик – географию. А это в малокомплектной школе – обычное явление. Удивляет и обижает, когда директора разводят руками и сетуют на «тяжелый контингент», то есть учеников. Не тяжелые они, а социально запущенные. И в этом недоработка педагогов, которые ведут обучение ребят в классах, где по 3-5 учеников, то есть практически с каждым занимаются индивидуально.

В малокомплектной школе учитель, как говорится, варится в собственном соку. Нет соревнования с коллегами, творческой конкуренции, обмена опытом. Кстати, и дети, и преподаватели, пришедшие в крупные школы, назад, как правило, возвращаться уже не хотят.

К слову, в области закрыты всего 19 школ, 26 – реорганизованы. Ни одно здание «не ушло» из ведомства образования. В зависимости от потребности населенного пункта открываются детские сады, комплексы детсад - начальная школа, кружки дополнительного образования.

Приобретено много школьных автобусов, выделено 250 миллионов рублей на ремонт 150 километров дорог, в том числе подъездных путей к школам. А в рамках проекта модернизации объявлен конкурс «Дорога в школу». Поступило 35 проектов, экспертная комиссия приступила к их изучению. Общий фонд конкурса составляет пять миллионов рублей.

-Однако дорога есть дорога: автобусы ломаются, дети находятся в зоне риска.

- Конечно, ломаются, это же техника. Лампочки тоже перегорают. Однако нельзя сказать, что качество автобусов совсем уж плохое.

Следует заметить, что Калининградская область находится в более выгодном положении, чем многие другие регионы, где тоже идет реструктуризация школьной системы. Она компактная – расстояния между селами не так уж велики.

Если сравнить сельских ребят, едущих в школу на специальном автобусе под присмотром педагога, и калининградских, добирающихся до лицея или гимназии на городском транспорте по оживленным улицам, еще неизвестно, кто окажется в лучшем положении.

Вообще организация доставки сельских ребят в школу – задача муниципалитета. Там, где главы администраций относятся к этому делу серьезно, где грамотно разрабатываются маршруты, организуются стоянки, обеспечивается безопасность, значительно снижается риск. Где к этому вопросу подходят, спустя рукава, – риск возрастает.

-Ну, а если все же случилась авария, как детям добираться домой, особенно зимой?

-Должна быть отработана система экстренной связи. На замену неисправному автобусу тут же может быть выслан другой. Эта проблема уже решена в Гусевском, Гурьевском муниципалитетах.

-Возникает вопрос: приобретение, эксплуатация и ремонт автобусов, ремонт дорог – это же немалые деньги. Может быть, целесообразнее вложить их в малокомплектные школы и оставить все как было?

-Наша задача – не экономия средств, а повышение качества образования. Денег выделяется достаточно. Не выживать должна школа, а развиваться. Те, кто тормозит этот процесс, ставят подножку собственным детям. А на селе множество замечательных ребят – умных, талантливых, им нужно помочь реализовать свои способности.

Кстати, при эффективном расходовании средств мы уже в 2006 году смогли бы потрать 500 миллионов рублей на повышение заработной платы учителям. Не получилось – разбазарили. Можно, конечно, и дальше размазывать эту «ложку каши» по тарелке и оставаться нищими.

-Серьезную озабоченность родителей вызывают психологические проблемы, с которыми сельские ребята, как правило, сталкиваются в новых коллективах. Готовы ли классные руководители, школьные психологи оказывать им действенную помощь, ведется ли такая работа постоянно или только тогда, когда возникает конфликтная ситуация?

-Многое зависит от муниципалитета. Например, в Гусевском городском округе такая работа ведется систематически. Каждого ребенка опекает и классный руководитель, и психолог. Подобную систему выстраивают сейчас Гурьевский, Правдинский муниципалитеты. Не нужно забывать и о роли общественности. Есть проблемы – учитесь их решать, требуя внимания властей.

-В прошлом году требовали к себе внимания жители Краснолесья Нестеровского района, когда было решено оставить в поселке только начальную школу. Страсти улеглись? Где будут учиться ребята?

- Конфликт исчерпан. Жаль только, что мы потеряли целый год, и заложниками этой ситуации стали дети. По желанию родителей 9 школьников будут учиться в Гусеве, 11 – в Дубоворощинской, Замковской, Гавриловской школах, 19 – в своем Краснолесье в начальной школе, которая со временем, видимо, станет филиалом одной из перечисленных выше.

-В посёлке Зорино Гвардейского района по предписанию главного государственного санитарного врача по Калининградской области Татьяны Груничевой приостановлена деятельность основной школы, в которой уже более 20 лет неисправны водопровод и канализация. Как могло случиться, что школа оказалась не готова к началу учебного года? Родители, кстати, считают, что это неспроста, и основной школы в Зорино уже не будет – не впишется она в «подушевое финансирование»…

-С прошлого года стали более строгими требования надзорных организаций, проверяющих школы. Предписание привести в надлежащий вид коммуникации было выдано директору Зоринской школы в октябре 2006 года. Муниципалитет не нашел сразу денег, а директор почему-то не поставила нас в известность об этой проблеме. То есть оказалась недостаточно активна. Результат – к 1 сентября с ремонтом не успели. Полагаю, что искать виновных – бессмысленно, виноваты все. Однако ничего страшного нет: можно временно перевести детей в другую школу, такие случаи были. О закрытии школы никто не говорит, единственное, что ей грозит, так это стать филиалом. Конфликт в Зорино спровоцирован искусственно. Считаю, что ответственность за все несет директор и педагогический коллектив. Вместо того, чтобы спокойно решить, как не сорвать детям праздник, они вывели людей на улицу, устроили митинг.

В этой связи у меня вопрос: почему учителя так боятся того, что дети некоторое время будут учиться в других школах?

-Наша газета уже писала о том, что в учебниках курса для Калининградской области «История Западной России», выпущенных «пилотным тиражом», были обнаружены многочисленные погрешности. Исправления внесены, но напечатать необходимый тираж к 1 сентября организация, выигравшая тендер, уже не успеет. Какова судьба проекта?

- Этот учебник был написан и запущен для апробации в школы области, согласившиеся поучаствовать в эксперименте. Конкурс на его изготовление проводился на федеральном уровне, к сожалению, с задержкой по срокам. Поэтому в школах занятия по курсу начнутся с 1 января 2008 года.

Однако должна сказать, что и второй вариант – еще не окончательный. Мы хотим сделать «народный» учебник для жителей области и наших гостей и будем работать над ним ближайшие четыре года: собирать исторические материалы, рассказы первых переселенцев. Рассматривается возможность дополнения учебника хрестоматией.

В завершение разговора хочу поздравить педагогические коллективы, ребят и родителей с началом учебного года и пожелать им успехов. Надеюсь, что сообща мы выстроим систему образования, соответствующую веку, в котором живем. Мы уже много сделали, важно не опускать руки и двигаться только вперед.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.