"Все у нас заканчивается просьбой "дайте денег"

В конференц-зале отеля «Волна» ученые трех десятков европейских и отечественных университетов обсуждали проблемы образования и делились друг с другом управленческим опытом. Руководили форумом министры образования Калининградской области - Наталия Шерри и России - Андрей Фурсенко (сейчас, правда, исполняющий обязанности).

Ему, кстати, до окончания форума досидеть не удалось. Выступающих было слишком много. Андрей Александрович в одном из перерывов вышел из зала и к очередному туру научных прений больше не вернулся. Прямо в фойе он сел за накрытый стол и долго беседовал с одним из калининградских студентов. Вскоре к Фурсенко на чашечку кофе присоединились Георгий Боос и ректор РГУ им. И. Канта Андрей Клемешев. В холле, где это происходило, работал телевизор и пахло пирожными. Обстановка царила почти домашняя. Чем я и воспользовался, чтобы задать министру и его собеседникам несколько вопросов.

- Андрей Александрович, как известно, основной трамплин для поступления в университет - школа… Дети почти ничего не знают об истории своей малой родины. При этом в программу активно вводятся уроки патриотического и православного толка. Не кажется вам это перекосом?

- Вашим педагогам никто не мешает рассказывать о прошлом края, - ответил Фурсенко. - Для этого в рамках так называемого регионального компонента есть специальные уроки. Но молодого гражданина страны не сделаешь культурным, если он не знает религиоведческих основ православия. Именно эта конфессия в России - государствообразующая. Такие вещи дети должны знать.

- Вы поймите, мы не заставляем детей калининградских школ верить в Бога, - добавила региональный министр образования Наталия ШЕРРИ. - Не надо так набрасываться на этот урок, он сугубо культурологический. Мы не навязываем ребятам какие-то системы ценностей, мы учим, как в них разбираться… Учебник краеведения у нас уже есть, так что никакого перекоса не будет.

- Насколько активно область участвует во всероссийской реформе образования?

- Калининград заявлен в конкурсах лучших учителей и инновационных вузов. По результатам этих мероприятий уже сейчас здесь работают самые интересные образовательные эксперименты. Особенно приятно упомянуть участие Калининграда в конкурсе «Комплексная модернизация системы образования регионов». Областей-претендентов на то, чтобы именно у них прошли испытания этой программы, было 54. В процессе проиграли более половины участников. Вы вошли в число победителей.

- Мы можем надеяться, что, участвуя в национальном проекте «Образование», финансирование школ и вузов улучшится?

- Конечно, по нацпроекту один только РГУ имени Канта получил 341 миллион рублей. Однако такие целевые транши - не главная задача. Нам важно подкорректировать содержание уроков, лекций, программ и учебников под реалии сегодняшнего дня, а также проследить за изменениями в знаниях учеников. Одна из главных проблем, которую должно решить мое министерство, - адаптировать образование под рынок труда. Ваш город отличается от многих других тем, что здесь эту задачу пытаются решить комплексно.

- В чем по-вашему главные беды высшей школы?

- Беда не столько в самих вузах, сколько в том, как их воспринимает сегодняшнее общество. В чем для большинства россиян цель образования? Получить диплом - и все. Студент, не напрягаясь, просит продать ему эту заветную «корочку», а преподаватель, тоже, не напрягаясь, этот документ «реализует». У студента - диплом, у педагога - свободное время для того, чтобы подзаработать где-то на стороне. Довольны оба. Тем временем на очереди уже следующий «труженик» науки. Я, конечно, утрирую, но зачастую происходит именно так. Самое страшное, что до сих пор все считают это нормальным. Пока не изменится менталитет, никакие, даже самые высокие, зарплаты сотрудников учебных заведений коррупцию не уничтожат.

- А стипендии когда прибавите?

- Ну вот, как всегда все заканчивается просьбой «дайте денег», - так и не ответил министр и вместе с Георгием Боосом вышел из гостиницы «Волна». На продуваемой шквальным ветром стоянке его уже ждал автомобиль.


ДОСЛОВНО

Студентов слишком много?

- Каждый двадцатый гражданин России - студент, - заявил на Балтийском образовательном форуме проректор МГИМО Андрей Мельвиль. - Дать качественные знания такому количеству учащихся при нашем-то финансировании - непросто. «Усушка и утруска» студенчества стране не помешает. Еще одна проблема: многие российские преподаватели на хорошем уровне не знают иностранных языков. Когда к нам по разным программам приезжают зарубежные студенты, выясняется, что, в отличие от наших педагогов, читающих у них лекции, они почему-то легко говорят и пишут по-английски. Языковой барьер стоит и перед многими моими коллегами, приехавшими на этот форум. Посмотрите: здесь у многих российских ученых наушники с синхронным переводом. Знали бы вы язык, они бы не понадобились.


КСТАТИ

Стипендия калининградского студента-отличника - 900 рублей.

Те, кто сдал сессию без троек, получают 750 рублей.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Комсомольская Правда - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.