Пенсионными деньгами залатают дыры региональных бюджетов

Средства с накопительных счетов будущих пенсионеров управляющие компании начнут инвестировать в отечественные ценные бумаги уже с апреля этого года. И, конечно, большая доля этих средств будет вложена в облигации, которые сейчас ринулись выпускать российские регионы. Но опыт показывает, что не все регионы вовремя и в полном объеме привыкли платить по своим долгам. Может получиться так, что управляющие помогут залатать регионам дыры, а деньги пенсионеров пойдут по ветру.

Финансисты всех уровней с растущим нетерпением ждут, когда международные рейтинговые агентства присвоят России так называемый инвестиционный рейтинг. После прохождения этого рубежа в российские ценные бумаги смогут вкладывать свои средства даже самые консервативные западные инвесторы - пенсионные фонды. Западные средства приведут к подорожанию абсолютно всех ценных бумаг. Этой ситуацией вовсю пользуются регионы - международные рейтинговые агентства в последние недели просто "пекут" рейтинги для различных областей.

Почти половину пенсионных денег можно вложить в региональные долги По закону, который прописывает правила инвестирования накопительной части денег с пенсионных счетов работающего населения, до 100% денег, собранных управляющими компаниями, можно инвестировать в государственные ценные бумаги. В облигации субъектов федерации и в муниципальные ценные бумаги можно вкладывать до 40% средств.

В 1998 г. Министерство финансов не исполнило своих обязательств по государственным ценным бумагам, объявив дефолт. Регионы же, отказавшись от исполнения обязательств, своих поступков попросту никак не объясняли. Казалось бы, несложно получить и предъявить эмитенту исполнительные листы. Но в случае, когда этим эмитентом выступает региональная администрация или другая госструктура, арест ее банковского счета или имущества практически невозможен.

Вячеслав Томашевский, начальник управления казначейских операций Международного Промышленного банка, в беседе с "Финансовыми Известиями" отметил, что местные администрации имеют возможность затягивать судебные разбирательства: службы судебных приставов, территориальные управления юстиции, местная прокуратура, банки и прочие структуры, формально не подчиняясь региональным властям, в реальности непосредственно от них зависят. "В этих условиях о выгодном размещении средств в муниципальные бумаги говорить не приходится, - отмечает Томашевский. - Впрочем, как известно, "у инвесторов короткая память".

Вкладывать деньги клиентов в облигации российских регионов в некотором смысле даже рискованнее, чем в акции, говорит начальник аналитического управления инвестиционной компании "ФИНАМ" Сергей Аринин. По его словам, сейчас облигации Белгородской области торгуются с доходностью 13,6% годовых - это чуть выше инфляции. Но для того, чтобы покупать такие бумаги, нужно изучить финансовую отчетность области и быть уверенным, что денег у казны на выплаты хватит. То есть надо держать в штате человека, который будет следить только за бюджетом конкретной Белгородской области, да к тому же человек должен уметь просчитывать нерыночные, то есть политические, экологические и другие риски региона.

Положительным примером обслуживания своих долгов могут служить правительства Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов, говорит Томашевский, которые даже в самые тяжелые времена своевременно исполняли свои обязательства. Но таких эмитентов скорее единицы.
Развязку этой истории ждет весь рынок

Самая громкая история неплатежей связана с нижегородскими еврооблигациями, которые были выпущены администрацией Бориса Немцова и проданы на внешнем рынке за $100 млн. в 1998 году. Пришедшим вместо Немцова губернатором Иваном Скляровым 100 млн. руб. были потрачены на заведомо неокупаемые проекты, например на зарплаты бюджетникам.

В 1999 году области удалось провести реструктуризацию долга. Вместо $119 млн. (долг плюс проценты) область должна была отдать уже $135 млн. В апреле прошлого года выплачено $29 млн., еще $28 млн. - в октябре, $27 млн. будет выплачено в апреле этого года. Области от этого, правда, не легче. Чтобы не ударить перед иностранцами лицом в грязь, Нижегородская область берет новый кредит в Сбербанке. Пенсионные деньги - это те длинные деньги, которые могут помочь российским регионам латать глобальные дыры в строительстве, в сельском хозяйстве. Но это деньги, на которые работоспособное население будет жить в старости. Хотелось бы, чтобы губернаторы, принимая решение о выпуске долговых бумаг, понимали свою ответственность перед людьми, доверившими им свои средства.
Нижний Новгород
Региональные долги: без проблем не обходится

Кредитный договор на сумму $30 млн., подписанный в ноябре 1998 года между немецким Дрезднер Банком и частной организацией - "Региональным фондом развития Калининградской области", является визитной карточкой губернии. Как сообщил корреспондент "Известий" в регионе Илья Стулов, гарантом этой сделки выступил хозяин янтарного края Леонид Горбенко. "Фонд" успел получить со своих германских партнеров $10 млн., которые были направлены на воспроизводство куриного поголовья. Сменивший Леонида Горбенко в 2000 году на посту губернатора Калининградской области Владимир Егоров от долговых обязательств поспешил откреститься. В подписанном соглашении было обнаружено несколько нарушений российского законодательства.

Областная администрация обратилась в российский арбитраж с просьбой признать сделку ничтожной. Робкие предложения кредиторов перенести рассмотрение спорного вопроса в Лондонский третейский суд (так было прописано в договоре) до сих пор не находят понимания в Калининграде.

Между тем долг Дрезднер Банку, обеспечением которого является областной бюджет, составил уже более $17 млн.

В Карелии проблемы, возникшие из-за международного кредита, едва не привели к бюджетному и политическому кризису. Как сообщил корреспондент "Известий" в Петрозаводске Алексей Укконе, в прошлом году наступил срок начала выплаты кредита Международного банка реконструкции и развития, выданного администрации Петрозаводска для модернизации жилищно-коммунального хозяйства города. Из запланированных $23,5 млн за 8 лет было израсходовано около 8 млн. Когда пришло время расплачиваться по кредиту, новый мэр Петрозаводска Виктор Масляков заявил, что денег в бюджете нет, и дал понять правительству Карелии, что администрация не намерена расплачиваться за ошибки своих предшественников. Отказ администрации от выплаты кредита привел к тому, что в 2003 году Минфин России поставил перед правительством Карелии условие: не начнете выплаты, потеряете финансовые дотации из федерального бюджета. Для дотационной республики такой расклад смерти подобен. МБРР уже возвращено около $3 млн. В 2004 году планируется выплатить еще около 30 млн руб. Весь долг в размере $8,1 млн должен быть выплачен до 2010 года.

Губернатор Новгородской области Михаил Прусак в беседе с корреспондентом "Известий" Геннадием Рявкиным сказал, что самой большой бюджетной проблемой "остаются еще с 1998 года расчеты по кредиту ВБРР, взятому под строительство Псковского жилого микрорайона в Великом Новгороде и составлявшему более $20 млн. Чтобы не вводить в Новгороде внешнее управление - а город находился на грани банкротства, - мы взяли эти долги на областной бюджет в 2002 году, - добавил губернатор Прусак, - а кроме того, позднее удалось через правительство добиться реструктуризации кредитной задолженности до 2011 года".

В настоящее время сумма долга составляет приблизительно 350 млн. руб. Ежегодно бюджет расходует на его погашение 47 млн. руб.

Серьезно беспокоит новгородского губернатора сейчас и циркулирующая, по его словам, в правительстве "идея давать территориям кредиты (для погашения задолженности по зарплате, например) под проценты. Дескать, будем давать деньги под проценты, не будете просить, а сами станете искать пути решения". "Если такое постановят, большинству российских регионов грозит финансовый крах", - считает Михаил Прусак.
Источник: FundsHub.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.