2010
Итак, утилизационный сбор — это плата за последующую переработку товара на благо окружающей среды. Он может включаться в стоимость товара, оплачиваться при продаже или непосредственно перед утилизацией.
Первые шаги по утилизации автомобилей в России начались в 2010 году. Тогда была принята программа, по которой можно было сдать на переработку старую машину и получить скидку в 50 тысяч рублей на покупку новой. Правда, скидка распространялась лишь на некоторые марки авто, произведенных в России. Программа действовала до 31 декабря 2011 года.
В целом эксперимент посчитали успешным. Только за первый год было утилизировано 1,32 млн легковых машин и продано около 175 тысяч новых, 80% из которых составила продукция АвтоВАЗа.
2012
Затем с сентября 2012 года утилизационный сбор стали взимать при таможенном оформлении автомобиля. За каждую новую или подержанную иномарку, ввозимую на территорию страны, начислялся сбор в зависимости от возраста автомобиля и объема двигателя.
Помните многочисленные объявления, появлявшиеся на всевозможных форумах Калининграда и области осенью и зимой 2012 года? Калининградцам, имеющим загранпаспорт с шенгенской визой, предлагали растаможить на свое имя автомобиль и получить за несколько часов бумажных хлопот от тысячи до пяти тысяч рублей.
Одной из причин появления подобных предложений было введение утилизационного сбора, который для физических лиц был намного ниже, чем для юридических. А растаможить машину «для себя» можно было
2014
Если раньше утилизационный сбор касался только иностранных автомобилей, то теперь его распространили и на машины российского производства. Причиной подобного шага стало вступление России в ВТО, после которого в ЕС посчитали неправомерным взимание утилизационного сбора только с иномарок. Ведь в
Цена вопроса
Согласно постановлению об утилизационном сборе, подписанному Дмитрием Медведевым в конце декабря прошлого года, базовые ставки будут следующими — 20 тысяч рублей для легковых транспортных средств и 150 тысяч для грузовиков и автобусов. Размер утилизационного сбора должен будет рассчитываться следующим путем: базовая ставка х коэффициент утилизационной трудоемкости х коэффициент объема двигателя.
Все эти параметры прописаны в соответствующем документе. Также вводится плата за так называемое шасси транспортного средства у грузовых автомобилей.
Исключения
Владельцы машин в возрасте «за 30» от уплаты утилизационного сбора освобождаются. Разумеется, речь идет о возрасте машины, а не ее хозяина. Правда, сбор не будет взиматься только в том случае, если автомобиль находится в хорошем состоянии. Тогда ему присваивается статус «раритет». Также сбор не распространяется на технику, ввозимую участниками госпрограммы по переселению соотечественников, на автомобили беженцев, представителей международных организаций, дипломатических и консульских учреждений.
Где заплатить
Автопроизводители и владельцы автосалонов будут оплачивать утилизационный сбор за своих покупателей, и он уже будет включен в сумму продаваемой машины. Тем же, кто приобретает автомобиль другим способом или ввозит его в страну сам, придется оплачивать сбор самостоятельно.
При ввозе автомобиля через границу РФ утилизационный сбор нужно будет оплатить на ближайшем таможенном посту при декларации машины. А при покупке автомобиля, владелец которого ранее не уплатил утильсбор, — в налоговой службе. После оплаты на паспорте транспортного средства будет проставлена соответствующая отметка. Без нее машину не поставят на учёт в ГИБДД и не выдадут номера.
Региональный аспект
Также новый закон отдельно оговаривает отмену льгот для автомобилей, помещенных в Калининградской области под процедуру свободной таможенной зоны. То есть на машины с «областной растаможкой». Теперь за них также придется платить утильсбор.
Важный нюанс
Согласно постановлению Правительства РФ об утилизационном сборе, вступившем в силу 1 сентября 2012 года, который дополняет новый закон, сбор не распространяется на автомобили, паспорта ТС которых выданы до 1 сентября 2012 года.
Итого
Отныне утилизационный сбор придется платить как за новые, так и за подержанные автомобили и российского, и зарубежного производства. Причем если за новые машины, произведенные в России и купленные в салоне, может заплатить сам производитель, то за те, что привозят
Ожидаемо, что нововведения приведут к подорожанию автомобилей, произведенных и собранных в России. Получается, что российские машины, и без того не пользующиеся особой популярностью, теряют одно из своих конкурентоспособных качеств — низкую цену. Также, по оценкам экспертов, в среднем легковые автомобили отечественной сборки, а это около 30 марок, включая такие, как «Фольксваген», «Тойота» и «Рено», в наступившем году подорожают на 5–15%.
Вполне вероятно, что в Калининградской области, со всех сторон окруженной европейскими странами, эти нововведения могут привести к тому, что авторынок замкнётся на перепродаже старых автомобилей, оформленных до 1 сентября 2012 года, за которые не придется платить сбор. И вместо обновления транспортной линии, на которое направлен закон об утилизации автохлама, может получиться противоположное — в желании сэкономить владельцы будут до бесконечности реанимировать трупы своих железных лошадок, которым давно полагается почить на свалке металлолома.
текст — Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2025