— Что такое передержка? Чем она отличается от приюта?
— Передержка — это квартира. Иногда кто-то временно размещается у доверенных девочек в Калининграде — для более быстрых показов, так как в Светлогорск ехать не все могут. Мы обозначились как «Домашний приют в Раушен», так как живут кошки дома, я им даю временный приют. Им ищется дом. Вообще бездомными животными я занимаюсь три года.
— А как вам в голову пришла мысль организовать передержку?
— Все началось три года назад, когда я, возвращаясь домой после работы, увидела у подвала маленького котёнка. Он пытался стащить у спавшей старой приподъездной собаки кость и, пока она спала, хватал по-быстрому всё, что можно было схватить… На этот раз ему удалось схватить бычок — нет, не рыбку, а размокший от дождя окурок. Котеныш был настолько тощ, что позвонки можно было пересчитать глазами, и в то же время на нем не было ни единой блохи… Так у меня появилась кошка Норка, и еще я узнала, что есть такие же неравнодушные люди, в разделе «Бездомные животные» на форуме «Нового Калининграда.Ru».
Так бездомыши стали получать временный приют у меня дома, в небольшой квартире. И мне всегда дико слышать, что люди могут спокойно пройти мимо месячного котенка в 500 граммов весом с отговоркой: «Я к себе не могу»… Ну да, ну да, пятисотграммовый котёнок — это же почти корова!
— Сколько обычно животных на вашем попечении?
— Одномоментно — по-разному… Бывало, что доходило до 36. Когда зима и выбор: или пройдешь мимо, или впихнуть «невпихуемое». Это обычно выброшенные и подброшенные животные, редко отказники. Живут они со мной в квартире — или в Светлогорске, или в Калининграде. Сколько поселю, столько и умещается… Иногда реально просто на голове. Первый карантин — в клетке в ванной или на кухне. Это важно. Обязательно провожу контроль состояния и кварцевание. Весь уход и лечение проводятся дома без посторонних. Близкие относятся к этому с пониманием.
Животные у меня постоянно меняются: не успеет кто-нибудь уехать домой, как тут же на горизонте появляется новый. Не успел уехать домой слепой котенок Аксель, вместо него получил приют изуродованный чесоткой кот.
— Чем вы кормите их?
— Мои кошки кушают «сушку», консервы или специальный корм по медицинским показаниям. Животные разные, и у них разные столы. Выкармливаемые вручную сосунки едят заменитель молока и паштет, детсад ест корм премиум-класса, подростки — «сушку» эконом-класса.
— И как они уживаются все вместе?
— Друг с другом дружат. Такое групповое вылизывание друг друга. Драк среди них ни разу не было. Спят кто где… Корниш-рекс Лапоть спал на шкафу, потом на кухне на холодильнике. Ночью и днем на интервалы уборки и кварцевания у всех тихий час в клетках. Ночью, чтобы не носились по голове у соседей внизу — это активные — размещаю в клетках. Там висят гамаки, стоит лоток. Спокойные — которые не скачут ночью, как стадо обезьян, — те спят со мной.
— Вы стерилизуете своих животных?
— Беременных — жестко на стерилизацию. К сожалению, это вынужденная мера, т. к. во-первых, трудно устроить уже рожденных, во-вторых, не каждая кошка с животом есть беременная. Это бывает и пиометра, которая при любом толчке прорвется, и получится перитонит, а значит гибель. Третье — не каждые роды могут быть благополучными: животные могут иметь внутренние травмы и повреждения, что приведет к патологическим родам и огромным средствам на оказание экстренной ветеринарной помощи. У меня был печальный опыт, когда кошки не могли разродиться, как следствие — три операции, огромная трата средств и потеря здоровья для кошки.
Три года я продвигаю бюджетную стерилизацию для бездомных животных. И у меня есть договоренность с четырьмя ветеринарами. Мы проводили акцию — стерилизовали по 500 рублей. В один день были простерилизованы 42 кошки — придомовые и дачные.
— С какими проблемами вы сталкиваетесь? Возникает ли из-за большого количества кошек недопонимание с соседями?
— Проблем с соседями нет, тьфу-тьфу-тьфу. Мои животные не воют, не лают, по подъезду не бегают и не гадят. Самая главная проблема — это устройство животных в действительно ответственную семью. Где не будут ждать, что «само рассосется», когда кошка не ест два-три дня, а побегут в больницу. Где не выкинут как надоевшую игрушку или рваные тапки… На днях было установлено, что выкинули в мороз нашу устроенную в семью кошку, причем в компании с другой, там живущей, возрастной перской без зубов и способности выживания на улице. Хотя можно было позвонить куратору.
— И часто у вас берут кошек?
— Скорость отдачи прямо пропорциональна пиару. А это снова средства, которых не очень много, и приходится экономить.
Сначала проводится процедура собеседования. Были ли раньше у этих людей животные? Сколько прожили? Куда делись? Чем планируют кошку кормить? Куда побегут, если животное явно плохо себя чувствует? Как относятся к стерилизации-кастрации? Противники стерилизации отсеиваются, как и те, у кого кошка «по старости умерла» — ага, в возрасте семи лет.
Животные отдаются с испытательным сроком. Если возникают проблемы, мне звонят, и мы решаем. Обычная для таких ситуаций проблема — испуг из-за нового помещения. С лотком у моих кошек все без замечаний, они сами его находят.
Я обязательно назначаю испытательный срок. Если животному и хозяевам некомфортно друг с другом, то зачем им терпеть присутствие друг друга?
— Вы отказываете кому-нибудь, можете не отдать людям кошку?
— Да, отказываю, если противники стерилизации. Или будет котик у них в туалет на улицу ходить, как пять других котов до него.
— Что требуется передержке, чего не хватает?
— Нам постоянно нужны корм, наполнитель, лекарства. Откуда берутся средства? Мы попрошайничаем, описываем проблему, и люди помогают. Как говорится, с миру по крошке — подарим жизнь кошке.
— Вы контактируете с другими калининградскими приютами? Сотрудничаете с ветеринарными клиниками?
— Конечно, контактируем. В основном, делимся полезной информацией. В летнее время мы проводим акции, во время которых мы зарабатываем аквагримом, раздаем листовки, рассказываем о деятельности нашей группы Вконтакте «Кошкин Дом 39» и знакомим с нашими воспитанниками вживую. Четыре года наши акции проходят на Ярмарке ремесел на День города в Калининграде, Светлогорске, Зеленоградске и других городах области, День Кота в Рыбной деревне, фестивале «Мультяшкино». Фото с акций есть в альбомах группы «Кошкин Дом 39».
С экстренными животными я обращаюсь в клинику «Белый клык»: их оснащенность современными аппаратами для быстрой диагностики, наличие своей лаборатории и круглосуточный режим работы позволяют провести быструю диагностику и, если это требуется, экстренную операцию. Клиники не оказывают услуги бесплатно: бездомные животные или не бездомные, а сотрудники не могут питаться воздухом. И хорошее современное оборудование стоит денег.
В «Белом клыке» у нас есть счёт. Несколько лет назад я столкнулась с тем, что операция дорогая, а денег нет. И времени на сборы тоже нет, так как кот просто не дожил бы. Потом получилось, что операция назначенная, на которую были собраны деньги — 11 тысяч, — отменилась. На деньги я решила основать экстренный счет в «Белом клыке». Это как бы касса, из которой экстренно можно принять животное или прооперировать. Потом делаем сбор и деньги возвращаем. Животное получает немедленную помощь, и не теряется драгоценное время на поиски финансов. Это два года уже работает. Вот у нас есть кот Тиррли, которого спас этот счёт, или Декстер — чесоточный кот.
18 марта нам поступила информация из Светлогорска, что сбит кот, лапки задние переломаны либо вывихнуты, огромная гематома на животе. Кот в Светлогорске, я в Калининграде… Сказала, чтобы искали машину и кота немедленно везли в «Белый клык». До клиники доехали почти в полночь. В ту ночь дежурил врач Максим Лексин. По снимку у кота был диагностирован огромный пролапс: весь толстый кишечник находился за пределами под кожей бедра плюс перелом таза — острая кость ушла во внутрь таза и ранила кишечник. Самое ужасное то, что ущемление кишечника было уже несколько дней. Кота экстренно прооперировали, и около недели он оставался на стационаре. Три операции, большие счета в клинике, но цена этому — спасенная жизнь. Сейчас кот Тиррли живет в семье, где его любят.
Был у нас котенок Лекс, порванный собаками: вырвано 2,5 сантиметра сухожилия, вшивали имплант, перелом таза и защемление. Он не поднимался на задние ножки. Перелом хвоста… Ну и лишай до кучи! Котята родились на крыше склада, когда стали спускаться, их всех порвали собаки. Этот выполз утром на передних лапах. Сотрудники вызвали нашего светлогорского ветврача усыпить его, ну а она позвонила мне. На следующий день узнала, что его там лечили «народными средствами»: на жаре в открытые раны — дыра на пузе была около трёх сантиметров — запихивали сливочное масло. И вот он на жаре под контейнером, с маслом и мухами «лечился». Забрала я его. Оперировала его Наталья Пака. После операции он стал пользоваться лапкой, до этого она болталась как тряпочка. Но на ножки полностью не встал: защемление седалищного нерва, походка «на локтях». А весной Лекс устроился в особняк к папе-банкиру — свезло калечке моему!
В ноябре пришло сообщение: «Кто-нибудь, помогите — около часа назад подкинули котенка, слепой, глаз нет». Так началась история Акселя. А ведь могла закончиться, так и не начавшись… Котенок приехал ко мне, пролечили сопли и лишай, а потом сделали операцию. Теперь он живет в новой семье.
— Какие меры, по вашему мнению, позволили бы снизить количество бездомных животных на улицах города?
— Я уже третий год пытаюсь уменьшить их количество. Первое правило: забрали котят — кошку на стерилизацию. Я организовала группу в контакте «Кошкин Дом 39», постепенно появились сообщники. Кто-то может взять на передержку или адаптацию, кто-то поможет машиной, кто-то купит шприцы или корм.
Три года назад я искала и нашла врачей, которые по нашу сторону баррикад. Цена на стерилизацию бездомных животных должна быть гуманной. В группе есть тема, где можно найти контакты врачей. За это время около тысячи кошек были простерилизованы. Я проводила три акции — стерилизация по 500 рублей — с врачом, который понимает проблему.
И я вижу решение проблемы бездомных кошек: проблема станет менее острой, если каждая клиника будет раз в период проводить акции — например, какое-то количество бесплатных или бюджетных стерилизаций. Так как бабушка, например, не может за это платить 3 тысячи — стандартную цену по Калининграду.
Конечно, вот эти стаи на улицах болтаться не должны! Их должны отлавливать и помещать на передержку — скажем, две недели. Чтобы за это время хозяин мог найти своё животное. Какое-то время они должны их обязательно передерживать, собака считается имуществом хозяина. А хозяина, который допустил, что у него собака убежала, натягивать на штраф.
Вот на рынке стоят тётеньки, которые за доплату принимают котят у населения «на реализацию». А реализация там такая, что они складывают всех животных в одну клетку, и животные там получают инфекцию. Один мужчина пришёл, очень хорошо одетый, с корзинкой щенков. Раздать хотел. Я спрашиваю у этого мужика — что же, это ваша собака ощенилась? Он говорит: да, опять принесла десяток щенков. Я говорю: а что ж вы не стерилизовали? Он отвечает: да вот, собирались, пока не собрались… Это, говорит, уже четвёртый выводок. Четвёртый! Это он сорок единиц наплодил! Отстрел одной уличной собаки стоит 2,5 тысячи из бюджета. Если бы его натянули на штраф в двадцать пять тысяч за каждый выводок, он бы сам первый побежал стерилизовать свою собаку.
Каждую кошку из представленных на снимках, а также многих других можно забрать в приюте.
Текст — Анна НОВИЦКАЯ, фото — Виталий НЕВАР
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2025