Сотни тысяч жителей Калининграда стали невыездными

Все новости по теме: Калининградский транзит

Чтобы пересечь границу, им потребуется загранпаспорт - на таком условии настоял Евросоюз. Но к середине декабря из миллионного населения области документы получили чуть больше 500 тысяч.

Слава Асташкин - ученик 7 "Б" школы №8. Человек без гражданства. 13 лет назад он родился в России, в прошлом году вместе с мамой приехал в Калининград из Ставрополя. Когда зашла речь о загранпаспорте, выяснилась пренеприятная деталь: в свидетельстве о рождении забыли сделать отметку о гражданстве. Поставить ее могут только в Ставрополе. И теперь мама заверила у нотариуса доверенность на бабушку, которая там живет и может заняться добыванием гражданства своему внуку. Впрочем, прежде ей предстоит найти папу Славы: он должен дать согласие на получение мальчиком российского гражданства. А с отцом они не поддерживают отношения 7 лет. Теперь папа, который неизвестно где живет и даже алиментов не платит, стал ключевой фигурой в этом бюрократическом абсурде.

А вот педагогу Светлане Авхимович повезло - она на финише бумажного марафона. Получением гражданства для своей дочери озаботилась полтора года назад, сумела договориться о справках с бывшим мужем и два месяца своего отпуска провела в ОВИРе Ленинградского района Калининграда, оформляя бумаги. В январе дочь получит гражданство и начнут оформлять загранпаспорт.

"Ну дурдом!" - слышу от мужчин, выходящих из упомянутого ОВИРа. В справедливости суждения пришлось убедиться довольно скоро. На дверях кабинета, куда стоит длинная очередь, красуется надпись: "Документы на загранпаспорта принимаются только с наклеенными фотографиями". А как их наклеить, куда именно? В очереди кивают в конец коридора, где дама бальзаковского возраста печатает на машинке анкеты. У меня с дочерью анкеты готовы, осталось только разрезать фото и наклеить. Но ни ножниц, ни клея не допросишься. Как выяснилось, предприимчивая дама за такого рода услуги даже с пенсионеров берет по 90 рублей.

Наконец, я попадаю в заветный кабинет, но тут выясняется: анкеты неправильно заполнены. Все потому, что в свое время я, как и многие калининградцы, поверила объявлению мэрии: "Дорогие родители! Чтобы оформить загранпаспорт на ребенка, обращайтесь в школу..." Я принесла документы, оплаченные квитанции. Потом каждую неделю стала наведываться в школу, где мне рассказывали занимательные истории о причинах задержки. Когда же, наконец, догадалась забрать документы, то едва их отыскала в куче других. Потом в ОВИРе посмеялись: "Вы что, с ума сошли - паспорт в чужие руки отдавать?!" Но в итоге документы все же приняли, и, стало быть, через месяц моей дочери выдадут загранпаспорт.

Слушая истории "невыездных", я убеждаюсь, что легко отделалась. Той же Светлане Авхимович, социальному педагогу, удалось оформить для ребят 32 паспорта. Но в целом из 490 учеников школы, известной тем, что ее когда-то окончила Людмила Путина, огранпаспорта лишь у 250 человек.

Школа находится на окраине Калининграда, где селятся беженцы из бывших республик Советского Союза. Публика по большей части небогатая, живущая в экстремальных условиях. Одиннадцатилетний Витя Стоян, смущаясь, рассказывает директору школы, почему у него обожжено лицо: родители весь день на работе, самому приходится растапливать печку - и вот в тот раз как-то неудачно получилось... Его родителям непросто будет добиться гражданства для сына, родившегося в Казахстане. Не говоря уже о том, чтобы отдать за паспорт 500 рублей.

Меж тем только в декабре Минфин перечислил 5 млн. рублей на оформление загранпаспортов для социально незащищенных граждан. Это вместо обещанных 35 млн. рублей. При мне пожилая и бедно одетая женщина пробилась сквозь очередь в ОВИРе и попыталась узнать, как ей оформить документы. Лучше б не спрашивала. Как выяснилось, для получения загранпаспорта по безналичному расчету надо представить в собес заявление, гражданский паспорт, справку о составе семьи, свидетельства о рождении детей, пенсионное удостоверение, справку о доходах за последние шесть месяцев, справку с биржи труда... Бег с препятствиями на длинную дистанцию для стариков и старушек.

К слову, военные пенсионеры, некогда причастные к государственным секретам, лишены даже такой перспективы. Сотрудники паспортно-визовой службы заявляют, что к прошению о загранпаспорте бывшему военнослужащему надо приложить письменное разрешение УФСБ. В управлении в свою очередь объясняют, что ограничения накладывает то ведомство, где они служили, то есть Минобороны. ФСБ делает туда запрос и на основании полученных из ведомства ответов дает заключение...

По этому поводу начальник УФСБ Владимир Сотников высказал такое мнение: "Те, кто связал свою жизнь с военной службой, знали, на что шли: имевшие доступ к секретам предупреждались об ответственности". Помилуйте, г-н Сотников, кто из нынешних военных пенсионеров мог представить, что для передвижения по своей стране ему понадобится загранпаспорт?

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Труд

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.