Льготный курс

Все новости по теме: Монетизация льгот
Вчера утром около тысячи пенсионеров из подмосковных Химок в знак протеста против замены льгот денежными выплатами на три часа полностью заблокировали движение по Ленинградскому шоссе. Аналогичным образом недовольные льготники, с 1 января ощутившие на себе действие новых законов, действовали в Самаре, Альметьевске, Владимире, Солнечногорске. Похоже, что вслед за «рельсовой войной», бушевавшей в России в девяностых годах прошлого века, страну может захлестнуть война «дорожная». Причина очевидна – проведенная второпях монетизация льгот оставила недовольными миллионы граждан страны.

Вчерашний несанкционированный митинг химкинских пенсионеров стал уже третьим в наступившем году. Он оказался самым многочисленным, ведь объявление о грядущей акции было напечатано накануне в одной из местных газет. И оно не осталось незамеченным. К 10 утра у здания городской администрации собрались более тысячи человек.

«Это не 100 человек, как на прошлой неделе. Это весь город, – радостно говорила пенсионерка Никонова, участвовавшая во всех предыдущих мероприятиях. – Теперь они никуда не денутся, будут с нами говорить. Мы хотим, чтобы нам сохранили льготы, как и московским пенсионерам».

«Мы все равно заставим власть слушать людей, – объясняла Мария Семенова. – Ведь нам после замены льгот деньгами жить не на что. Раньше мы за все платили пятьдесят процентов. А теперь нам взамен пытаются сунуть 500 рублей. Вот и думай, что с ними делать, ведь квартплата тут же поднялась на 40 процентов. Я теперь плачу за квартиру 860 рублей, плюс телефон, плюс лекарства. И дорога подорожала. Вон они, автобусы, с надписью «льгот нет». Теперь чтобы съездить в Москву, нужно 100 рублей. А у меня вся пенсия 2000. Как жить? А ведь еще и кушать надо!»

«Верните наши льготы, – скандировали старики и звали мэра Химок. – Стрельченко, выходи!»

Но в течение часа к митингующим так никто и не вышел, и тогда возмущенные льготники двинули к Ленинградскому шоссе. А в толпе появились на скорую руку нарисованные плакаты. Химкинские милиционеры не пытались помешать старикам. Некоторые снисходительно улыбались. «У меня у самого льготы отменили, – шептал какой-то сержант. – Молодцы, старухи!»

К 11.30 Ленинградское шоссе было полностью блокировано. Машины пытались объехать митингующих по прилегающим улицам, но узенькие дороги не справлялись с потоком автомобилей, то и дело возникали пробки. Только после этого очнулись представители городской администрации, решившие «поговорить с народом». Но разгоряченный народ их уже не слушал. Тогда к месту митинга подтянулось несколько грузовиков и автобусов с ОМОНом и солдатами внутренних войск.

«Громов отказался с нами общаться, – сказал какой-то пенсионер. – Он московский ОМОН вызвал, для разгона демонстрации».

«Неужели осмелятся бить», – тут же стали возмущаться старики.

«Пусть бьют. Мы отсюда не уйдем», – сжимали кулаки другие.

Удаление стариков с трассы началось после продолжительного инструктажа. Первыми шли рослые омоновцы. Они вклинились в толпу и стали разделять ее на две части.

«Позор!» – скандировали пенсионеры.

«Посмотрите, с кем вы воюете. Ведь мы же вам в матери и отцы годимся. Ведь мы же вас всех вырастили!» – плакали бабки.

Омоновцы, стиснув зубы, продолжали двигаться сквозь толпу. «У нас у самих зарплата маленькая!» – цедили некоторые из них. – Мы же трассу не перекрываем».

Маленькие старушечьи кулачки тонули в цепких руках камуфлированных здоровяков, которые перехватывали все удары. Силы были неравны, и через пять минут митингующие были разделены на две части. После этого к омоновцам присоединились солдаты внутренних войск. Вскоре на проезжей части пенсионеров не осталось. Но, глядя на цепи омоновцев и на собравшихся журналистов, старики радостно галдели.

«Они думают, что вот нас прогнали с дороги и победили, – сказала пенсионерка Нина Пантелеева. – Нет. Это мы победили, ведь наконец-то о наших проблемах начнут задумываться власти. И мы все равно своего добьемся. Мы будем постоянно перекрывать трассу, пока не отменят монетизацию».



На другой стороне льгот

Во многом недовольство химкинских стариков кроется в том, что монетизация льгот резко разделила москвичей и жителей Подмосковья. Так, правительство Москвы подписало с Московской железной дорогой соглашение, по которому столичные пенсионеры – ветераны труда с середины октября по середину мая будут оплачивать половину стоимости проезда в пригородных поездах. Подмосковные власти не смогли договориться с МЖД и решили компенсировать своим ветеранам отмену этой льготы деньгами. Следовательно, отныне ветеран-москвич платит за проезд в электричках половину стоимости проезда, а подмосковные ветераны – полную цену. Между тем в Москве пенсионеров из Подмосковья – как ветеранов труда, так и обычных – ожидает еще один неприятный транспортный сюрприз. Столичные власти сохранили для пенсионеров бесплатный проезд на городском транспорте, но льгота эта распространяется только на обладателей московской прописки или «социальной карты москвича».

Работники станции метрополитена нововведению, мягко говоря, не обрадовались. Весь день старший контролер пропускного пункта на станции «Аэропорт» Нина Филимонова только и успевает объяснять горожанам, как попасть в подземку. «Уже голос сорвала, – сказала она. – У нас вся смена сипит. Горожане совершенно ничего не знают, что делать с «картой москвича». Одни упорно предъявляют ее нам, другие вообще забывают про нее, показывая удостоверения. А я не могу пропускать по удостоверениям, если у людей есть социальная карта».

Контролеры с ужасом ждут начала рабочих дней. «В час пик у нас будут страшные давки, – убеждена Нина Филимонова. – У всех надо проверить наличие социальной карты и отправить их назад, к пропускным пунктам. Говорят, на метро «Полежаевская» женщина-контролер уже получила сотрясение мозга, когда льготники, толкаясь, спешили зайти в метро».

Пока что социальная карта есть далеко не у всех категорий льготников: из-за больших очередей в районных управах люди просто не успевают ее получить. Чтобы переход на новый порядок был безболезненным, льготникам разрешили до 30 июня проходить в метро по обычным удостоверениям. Только теперь контролеры будут требовать «в дополнение» паспорт с московской пропиской.

«Получается, что из нас вообще изгоев сделали – поездка за пределы родного города превратилась в настоящую проблему, – пожаловалась «НИ» жительница подмосковного города Лобня, ветеран труда Людмила Маетная. – После вступления закона о льготах в силу, чтобы съездить в Москву, придется тратить огромные деньги. А с нашими пенсиями сделать это весьма проблематично. Кроме того, некоторые маршруты перешли на безльготный режим еще в конце 2004 года, когда закон еще не вступил в силу. И сейчас бесплатно можно проехать только на нескольких маршрутах, и то вокруг города. Что же касается материальных компенсаций, то тут вообще ничего не понятно. Нас как-то собрали в местном собесе и попросили всех, у кого нет сберкнижек, завести их. На них якобы будут деньги начислять. Но сколько и когда – непонятно. Пока мы никаких средств не получали. Получается, что льготы отменили, квартплату повысили, цены взвинтили, а денег никто нам не перечислил. Так что на пенсию в 2 тысячи рублей биологически выжить очень сложно».

До сих пор не получили компенсаций и столичные пенсионеры. «В конце прошлого года в военкомате нас попросили написать заявление на право предоставления льгот и предъявить соответствующие документы, – сказал «НИ» пенсионер-военнослужащий Аркадий. – При этом нас не просили конкретизировать, какие льготы хотим сохранить, а какие перевести на денежные компенсации. И тут начинается самое интересное – сотрудники военкомата сами будут решать, кому сохранить льготы, а кому выделить «живые» деньги. Мне должны прибавить к пенсии 550 рублей, которые должны были выделить уже в январе. Пенсию я получил, но никаких компенсационных выплат не было. Будем ждать февраля – заплатят или нет. Надеюсь, что-нибудь перечислят».

Возникшие нестыковки могли бы объяснить по телефонам «горячей линии», созданным в каждом округе столицы. Как признаются работники, сразу после первого января возросло количество обращений. «Самый частый вопрос – каким категориям пенсионеров какие льготы сохранены и как получить материальную компенсацию», – сказали «НИ» по телефону «горячей линии» Управления социальной защиты населения Центрального округа Москвы. Правда, назвать, кому же все-таки сохранены льготы, наша собеседница не смогла. «Сейчас нет специалистов, которые могут ответить на этот вопрос, позвоните попозже», – сказала работница управления.

В собесах других округов вообще отказались разговаривать с корреспондентом «НИ». «Понимаете, мы не уполномочены говорить, кто, зачем и по каким вопросам звонит. Да, люди обращаются, мы им отвечаем, все в рабочем режиме», – сказали в собесе Восточного округа.

Не удалось получить разъяснений и по широко разрекламированной федеральной «горячей линии» по вопросам монетизации льгот. На протяжении всех праздничных дней служба просто не работала.



«Дорожная война»

Примеру химкинских пенсионеров вчера последовали и жители подмосковного Солнечногорска. Несколько сотен льготников перекрыли трассу Москва – Санкт-Петербург. Поддержали стихийную акцию протеста и более 300 пенсионеров в Самаре. Они перегородили одну из наиболее оживленных трасс – Революционную улицу. Они также протестовали против отмены бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Предусмотренных компенсационных выплат хватает лишь на 18 поездок. Однако самая массовая акция прошла в Татарстане. Около 5 тыс. жителей Альметьевска провели несанкционированный митинг на центральной площади, требуя восстановить бесплатный проезд для пенсионеров на городском транспорте и отменить стопроцентную плату за квартиры и коммунальные услуги.

А во Владимире, как сообщает наш корреспондент Юрий БОРИСОВ, на днях на Театральной площади прошел санкционированный митинг, посвященный проблеме монетизации льгот. Все шло по намеченному плану, митинг закончился примерно через час. Неожиданно сразу по окончании мероприятия 300 пенсионеров вышли на проезжую часть Дворянской улицы. Движение транспорта было остановлено. Пенсионеры требовали повышения суммы компенсации за утраченные льготы, сохранения бесплатного проезда в троллейбусах, а также приезда губернатора Владимирской области Николая Виноградова и главы Владимира Александра Рыбакова. Г-н Рыбаков приехал спустя два часа. Он попросил протестующих покинуть проезжую часть, но его слова не возымели действия. Пенсионеры кричали мэру: «У вас зарплата – 55 тысяч, у губернатора – 94 тысячи, а нам подачку кинули в 200 рублей! А мы за вас голосовали!». Потом митингующие все же освободили улицу, но обещали продолжить акцию протеста у здания мэрии.



Локальные конфликты

Кроме стихийных митингов монетизация льгот спровоцировала и настоящую «войну ведомств». «Сотрудники милиции в новом году уже неоднократно вступали в конфликт с работниками нашего предприятия из-за так называемой монетизации льгот», – рассказал собкору «Новых Известий» в Калининграде Валерию ГРОМАКУ начальник калининградской автоколонны Ринат Шаймухамедов. На днях кондуктор автобуса 42-го маршрута Леонид Андреев и неизвестный капитан милиции повздорили из-за оплаты проезда. Когда кондуктор предложил сотруднику милиции заплатить за проезд, тот наотрез отказался: «следую по служебным делам». Как рассказал «НИ» свидетель конфликта Юрий Божков, никакие уговоры кондуктора на капитана не подействовали. Он лишь достал мобильник и куда-то позвонил. Через некоторое время заполненному под завязку автобусу путь преградил человек в милицейской форме и с автоматом в руках. Зайдя в салон и отобрав у кондуктора паспорт, автоматчик сообщил ему, что он задержан. Затем милиционер начал составлять протокол об административном нарушении.

Подобная история произошла и с кондуктором трамвая Галиной Омельченко. Когда она попыталась «обилетить» пассажира в милицейской форме, тот вызвал подмогу. Через несколько минут трамваю путь так же преградила милицейская машина. Вооруженные автоматами милиционеры составили на кондуктора Омельченко протокол. Вагон, а вместе с ним и другие трамваи простояли сорок минут.

«Мы действуем в соответствии с полученной из УВД области телетайпограммой, – заявили «НИ» в Ленинградском РОВД города Калининграда. – 30 декабря 2004 года сотрудники милиции получили распоряжение за подписью начальника УВД области генерал-майора милиции Сергея Кириченко, в котором говорится: «Незамедлительно принимать меры по пресечению действий со стороны работников транспорта в отношении сотрудников органов внутренних дел, находящихся при исполнении служебных обязанностей».

В Саратове в праздничные дни отношения льготников и кондукторов, по словам собкора «НИ» Константина ФОМИЧЕВА, развивались в «лучших традициях»: первые пытались доказать, что «имеют право», вторые – безжалостно их высаживали. «Федеральные» льготники, в отличие от «местных», успели до нового года получить компенсации на проезд. То есть, садясь в автобус, трамвай или троллейбус, саратовские старики оказались в неравном положении. Местное правительство, как потом выяснилось, не успев до нового года выплатить компенсации, все же продлило право на бесплатный проезд до 10 января. Но оповестить об этом народ никто и не подумал.



«Регионалы» против «федералов»

В Нижегородской области, по информации нашего собственного корреспондента Сергея АНИСИМОВА, льготники областного бюджета до сих пор не получили положенных им денежных компенсаций. По словам председателя Законодательного собрания Нижегородской области Евгения Люлина, «суммы компенсаций такие, что просто стыдно, но денег на «региональных» льготников все равно нет». Сумма денежной компенсации жертвам политических репрессий, например, составит от 200–250 рублей. В то же время единый билет на проезд в общественном транспорте в Нижнем Новгороде стоит более 500 рублей. А ведь денежными выплатами бывшим репрессированным заменят многочисленные льготы: по проезду на городском и пригородном транспорте, зубопротезированию, обеспечению лекарствами. Кроме того, они теперь лишены права на бесплатную установку телефона.

Однако кондукторов и контролеров в трамваях, автобусах и троллейбусах проблемы властей мало волнуют. Они выталкивают на улицу бывших льготников, по привычке сующих им заветные «корочки». На днях кондуктор автобуса разорвала в клочья удостоверение инвалида первой группы, у которой не было денег на билет. Многие трамваи и троллейбусы в Нижнем сейчас подолгу стоят на остановках – кондукторы «воюют» с бывшими льготниками, которым не выдали компенсацию.

По данным собкора «НИ» Дмитрия КЛИМОВА, в Приморском крае компенсацию «федеральным» льготникам уже выплатили. «Регионалы» же получат компенсации от 200 до 300 рублей в начале февраля сразу за два месяца. Власти не принесли извинений, только объяснили задержку тем, что не успели подготовить списки. Однако только за телефон во Владивостоке нужно платить 170 рублей в месяц. Проезд по городу стоит 5 рублей, проезд на электричке в дачный поселок стоит 23 рубля. Управление социальной защиты администрации Приморского края собиралось продавать региональным льготникам годовые проездные билеты на пригородные электрички по 400 рублей. Но до сих пор эти билеты не изготовили.

Поскольку компенсации не выплачены, то власти Владивостока объявили, что для льготников сохранится бесплатный проезд в городском транспорте до 1 февраля. Правда, не все водители автобусов выполняют это распоряжение.

Замену льгот денежными компенсациями жители Волгограда и области встретили спокойно, сообщает наш собкор Станислав АНИЩЕНКО. Это обусловлено тем, что Волгоградская область вошла в число немногих регионов России, в которых «региональные» льготы до 1 июля 2005 года останутся в натуральном виде. Но денег, выделенных федеральным центром на выполнение закона о замене льгот денежными компенсациями, не хватит для всех регионов РФ. Речь об этом шла на совместном совещании руководителей Волгоградского областного совета профсоюзов и органов социальной защиты Волгограда и области. В случае введения денежной компенсации из расчета 200 рублей ветерану труда и 300 рублей труженику тыла только Волгоградской области потребуется 2,2 млрд. рублей. Проект же федерального бюджета 2005 года предусматривает выделение на денежные компенсации всего 8 млрд. рублей для всех регионов России.
Источник: Новые известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.