30 января - 60 лет со дня затопления "Вильгельма Густлофа"

В истории все-таки бывают роковые даты. 90 лет назад, 30 января 1915 года, неожиданно для противников в Первой мировой войне Германия начала использовать подводные лодки. Нападению подвергся порт Гавр на северном побережье Франции.

Возмездие настигло немцев ровно через 30 лет. 30 января 1945 года знаменитый советский подводник Александр Маринеско потопил лайнер "Вильгельм Густлоф", утонуло около 10 тысяч человек.

Три торпеды на десерт

Январь 1945 года принес освобождение городу на Неве. После прорыва блокады советский подводный флот, до этого крепко запертый в Ленинграде и Кронштадте, получил выход в море. Советское командование решило рассчитаться с врагом за блокадные ужасы.

22 января Сталин отдал приказ Балтийскому флоту преследовать и топить все германские корабли, следующие в западном направлении. За день до этого командующий германским военно-морским флотом гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ о начале операции "Ганнибал", суть которой состояла в эвакуации из Восточной Пруссии в Германию 2 миллионов военнослужащих и беженцев. В операции были задействованы бывшие круизные корабли, флагманом которых был транспорт "Вильгельм Густлоф", который принял на борт 10 582 человека. Сопровождал и охранял транспорт эсминец "Леве". 30 января перегруженный "Густлоф" вышел в море.

По данным российских военных историков, бывший туристический лайнер "Вильгельм Густлоф" являлся плавучей учебной базой немецких подводников, здесь готовили "смертников" (из 30 000 немецких подводников погибли больше 80%). На борту лайнера, по данным немецкого исследователя Гюнтера Грасса, находилось более тысячи моряков-подводников, женский батальон ВМФ, войсковое соединение 88-го зенитного полка, а также хорватские добровольцы. Это был вооруженный лайнер, подчиненный ВМФ, который шел с сопровождением и без опознавательных знаков.

Благополучно миновав коридор в минных полях, капитан "Густлофа" пригласил офицеров на обед. Ровно в тот миг, когда вынесли десерт, лайнер был атакован тремя торпедами. В Данцигской бухте "работала" советская подлодка С-13 под командованием капитана 3 ранга Александра Маринеско. Экипажи сопровождавшего "Густлоф" эсминца "Леве", а также подоспевших пароходов "Геттинген", "Геттенланд", тральщиков М-341, М-375 и М-387 бессильно наблюдали за тонущим транспортом. По известным воспоминаниям выживших немецких моряков, затопление транспорта было весьма эффектным, и оттого еще более страшным - при взрыве торпед на "Густлофе" завыли мощные сирены и включилось освещение. По официальным данным из 10 582 человек, бывших на его борту, погибли 9343 и лишь 1239 удалось спастись. Гитлер причислил Маринеско к своим личным врагам.

До 30 января 1945 самой крупной морской катастрофой считалась гибель английского пассажирского корабля "Лузитания", атакованного немецкой подлодкой U-20 7 мая 1915 года. На борту "Лузитании" было 1959 человек, из которых погибло 1 198. Что касается известного "Титаника", потерпевшего крушение в мирном 1912 году, то на его борту погибли 1517 человек.

И еще одно роковое историческое совпадение. 30 января руководителю национал-социалистической ячейки в Давосе и личному другу Гитлера Вильгельму Густлофу, именем которого и назван был транспорт, исполнилось бы 50 лет. Однако он был убит задолго до этого. 30 января 1936 года.

Из героев в старпомы

10 февраля 1945 года немецкий флот понес еще одну серьезную потерю - был уничтожен "Генерал фон Штойбен", на котором погибли 3,5 тысячи человек. Удар по "Генералу" нанес все тот же Александр Маринеско на С-13. 15 февраля подводная лодка вернулась в порт Турку и 28 апреля была награждена орденом Красного Знамени.

Командира С-13 ждала несколько иная судьба. Как ни странно, но о потоплении "Густлофа" не сообщалось ни в газетах, ни даже в оперативных сводках. Капитан 3 ранга Маринеско, ранее награжденный орденами Ленина и Красного Знамени, был представлен к званию героя Советского Союза, но получил еще один орден Красного Знамени. Моряк посчитал себя оскорбленным. 14 сентября 1945 года "за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность" командование флотом и вовсе отстранило его от занимаемой должности и понизило в звании до старшего лейтенанта. И именно 30 января 1946 года, ни днем раньше, ни днем позже, в годовщину совершения своего подвига, Александр Маринеско был уволен в запас. И морской герой подался в старпомы в Торговый флот.

Об Александре Маринеско вспомнили в 1960-х годах. По распоряжению Никиты Хрущева незаслуженно забытому подводнику вернули звание капитана. В те же 60-е годы подвиг Маринеско попытались оспорить немецкие военные и историки. В германский Институт морского права в Киле был подан иск, суть которого состояла в том, что торпедирование "Вильгельма Густлофа" должно быть квалифицировано как военное преступление против мирного населения.

Однако правоведы посчитали иначе: несмотря на то, что на транспорте находились гражданские лица, "Густлоф" был все-таки законной военной целью и не имел статуса плавучего госпиталя. С учетом того, что Вермахт объявил акваторию Балтийского моря районом военных операций и приказал уничтожать в нем все суда, советские вооруженные силы имели право вести боевые действия и топить корабли противника.

Звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Маринеско посмертно - 5 мая 1990 года. Памятники Маринеско установлены в Санкт-Петербурге и Калининграде. Потопление транспорта "Вильгельм Густлоф" вошло в книгу рекордов Гиннеса.
Источник: Страна.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.