УТЛАЯ ЛОДЧОНКА
— Решением суда религиозную организацию мусульман лишили права собственности на недостроенное здание. Чего ждать от этого вердикта?
— Честно говоря, что это означает, пока сложно понять, пока я не получу в письменном виде мотивировочную часть решения суда. Но мы и не делали ставку на этот суд. Я уже говорил, с первого дня было понятно: суд определил свою позицию, занял позицию одной из сторон и не является судом, который может вынести объективное решение. Судья была мотивирована, ее обязали помочь прокуратуре уничтожить мечеть. Если они считают, что добились этого, то глубоко ошибаются. В этой истории не поставлена точка, эта история только развивается, потому что в наших руках до этого не было никаких документов — только о законности строительства мечети. Вот представьте, принимает орган (мэрия Калининграда — прим. «Нового Калининграда.Ru») законное решение, вдруг
— То есть?
— Потому что моей целью было убрать «Фридландские ворота» из процесса, доказать несостоятельность их иска. Обеспечительная мера, связанная с приостановкой строительства мечети, была принята по иску не прокурора, а «Фридландских ворот», и весь ущерб, который нанесен нам, нанесен
— На процессе представитель прокуратуры действовала не лучшим образом.
— Да, мы ее все время ставили в тупик, она не могла ответить ни на один вопрос, не могла поддержать собственный иск, более того, не понимала, для чего она выбрала именно ту или иную норму закона. «Давайте я подумаю, я не готова, можно мне подумать, вы меня путаете». Вот такому человеку суд… Поэтому достаточно легко нам будет доказать, что прокуратура как госорган, надзирающий за соблюдением закона, в данном случае нарушает закон. Вы не забывайте, что мы ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав и свобод человека, а это посягательство на свободу Религиозной организации мусульман. Это вообще смешно и недостойно будет выглядеть. Вообще недостойный иск был, прокурор должен вообще снять с себя мундир, они не имеют права работать в этих органах, потому что мы в том числе их кормим — для того, чтобы они такие дела, беззаконие творили. Поэтому я доволен. Сейчас у нас процессуальный противник прокуратура, а с прокуратурой, как ни странно… это для
Нам достаточно одну норму нарушения материального и процессуального права показать, чтобы отменить это решение суда. А мы там на десяток нарушений уже указывали — укажем еще. И, соответственно, я намерен обратиться в квалификационную комиссию по поводу судьи, чтобы ее наказали и лишили статуса судьи. Она не может быть судьей, ей нельзя доверять судьбы людей, тем более по таким щепетильным вопросам. Такую же жалобу мы подадим на прокурора.
— Вы утверждаете, что вам все было понятно с самого начала. На основании чего?
— Мы достаточно ясно это видим по процессу: «Фридландские ворота» не приложили нужные документы, они не оплатили госпошлину, они иск написали против администрации города, а обеспечительные меры приняли по поводу мусульман. Ни один из этих аргументов не принимал суд. Он использовался как рычаг, как карманная организация, что недопустимо. Судья должна была отказать в иске с самого начала. А так получается, им можно нарушать все? Этот вопрос еще открыт для нас: каким образом она продлила им срок исковой давности, если я еще на первом судебном заседании заявил, что срок пропущен. Она обязана была пойти в совещательную комнату, выйти и сказать, не вникая в суть дела, не изучая материалы дела, обязана была отказать. Не отказала.
Соответственно, как можно такому человеку доверять? Я сразу понял это. Но учитывая, что за ее спиной был герб России, проявляя уважение к нашей стране и закону, мы посчитали возможным в этом процессе доказать, что они все не правы. Надеялись, что они в
— На судебном процессе очень много говорилось о том, что с его началом усилилась межнациональная напряженность в регионе. Вот вы лично связываете с чем этот иск? Что это — недомыслие? Попытка раскачать лодку?
— Я думаю… Я очень внимательно, вы понимаете, вне судебного процесса общался с религиозными лидерами вашего города, теми, кто имел отношение и участвовал в совещаниях в различных органах, бывал в различных кабинетах… Есть одно из открытых писем мусульман, которые обращались к прокурору и губернатору, они слышали о том, что (по этому поводу мы не хотели говорить на суде, есть органы, которые должны этим заниматься) им заявляли неоднократно: мы не допустим, чтобы в этом «русском городе» — вот такие слова — была мусульманская мечеть.
Я говорю: не может быть такого, вы что, сами слышали? Но об этом же, кстати, упоминала руководитель «Фридландских ворот» в беседе с Иршатом (Хисамовым, руководителем Религиозной организации Калининграда — прим. «Нового Калининграда.Ru»), что на нее давят, она ничего не может сделать, потому что боится. Все в вашем городе всего боятся, личность придавлена, никто не верит в справедливость, никто не верит в закон. Есть определенные силы, которые боятся,
Но самое главное — все это, конечно, воспринято как удар по мусульманам. Это веронетерпимость, это ксенофобия, это исламофобия. Это делалось, прекрасно понимая, что мусульмане могут занять иногда крайние позиции, могут, когда на святое
— Вы были свидетелем этому?
— Я не участвовал в этом собрании, это мне докладывают из религиозной организации мусульман, об этом мне пишут. Поэтому мы и знали, что принято политическое решение на местном уровне. Это противоречит ситуации, которая складывается в целом в России. Это противоречит позиции и посылу федерального центра, где тоже, конечно, разные люди есть — и те, которые хотят дестабилизировать обстановку, чтобы сказать: мы наводим порядок. Но
Мы же все видим. Тогда возбудите аналогичные иски по поводу построенных домов (в Южном парке — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Конечно, все это имеет религиозную направленность. Это непонимание. Не все в полной мере понимают, что такое ислам, и в этом виновато религиозное духовенство России: руководство Совета муфтиев изолировалось от рядовых мусульман, у него на первом месте коммерция теперь.
РУССКИЕ И НЕРУССКИЕ
— Вы говорили уже о том, что в Калининградской области достаточно сильны антимусульманские настроения. Вы связываете это с незнанием исламской культуры?
— Я думаю, да. Это знаете, с чем связано?
Вообще, в целом надо признать: да, есть глобальная проблема, многие боятся признать это. Проблема отношений между русскими и нерусскими, есть она. От того, что я не скажу об этом, она не исчезнет. Она есть.
— Она совершенно очевидна.
— А вы от многих людей слышали такие вещи? Все говорят: нет, у нас все хорошо. Есть эти проблемы, но их не замечают. У нас нет министерства по делам национальностей, нет органа, который бы занимался теми глубочайшими миграционными процессами, которые… Мы превратились уже в Азию! Вы что думаете? Я кавказец, то, что здесь столько азиатов, лично меня напрягает. Понимаете, у нас странная ситуация сложилась. Когда перемешали всех, в один казан бросая. И азиатов, и кавказцев, дагестанцев. Слушай, мы живем в России, мне нельзя тыкать, мне не может прийти русский человек сказать: вот ты мусульманин, здесь тебе не Самарканд. Слушайте, это моя Родина! Россия — в том числе исламская страна.
— Да, на суде этот город упоминал адвокат «Фридландских ворот».
— Знаете, я не могу это не замечать. Если таких людей не ставить на место, вот тогда назревает конфликт. Вот представьте, допустим, запретили бы мечеть (ее пока не запретили). Что получится? Люди уйдут в подполье, будут молиться в подвалах,
И этот судебный процесс как раз направлен на то, чтобы поддержать эти настроения, чтобы усилить радикальное крыло ислама. Для них сейчас это вообще подарок, благодатная почва. Сказать: «Вот видите, мы ждали, вот что гяуры (не верующие в Аллаха — прим. „Нового Калининграда.Ru“) делают», или
— Такие заявления зазвучали сразу же после приостановки строительства.
— Да, мне пишут об этом. Я говорю: какой штаб, вы что? Они, конечно, могли друг с другом договориться: прокурор, губернатор, глава города — попариться в бане, попить вина или, там, пива и сказать: давайте вот так сделаем. А они учли, как поступит мусульманин? Кто это учел?
Поэтому мы обратились к президенту, 5 писем направили, они находятся на исполнении, я в контакте с руководством отдела внутренней политики Кремля. Пока, говорят, идет судебный процесс, а у нас судебная власть отделена, мы не вмешиваемся. Мы отвечаем, что вмешиваться не надо, в суде мы сами докажем, нам помощь не нужна. Но знать, что происходит, вы обязаны, вы должны знать, к чему это ведет. Потому что это как у Ленина было: из искры возгорится пламя. Это ведет к пламени. Как Высоцкий пел: «Нескольких буйных найти, и хватит, больше не надо».
— В России были прецеденты, подобные калининградскому?
— Нет, вы знаете, к моему удивлению. Наоборот, в Москве власть всячески закрывает глаза на любые упущения и нарушения, связанные со строительством Соборной мечети. Я всегда считал, что строить там, где есть угроза обрушения, нельзя. А власть приходила и говорила: «Строй!». Появлялся там
А население Москвы, когда было принято решение в каждом районе Москвы построить по мечети, вышло на улицы. Русские, обычные москвичи, сказали: «Мы не хотим в нашем районе иметь мечеть» — и это нельзя скрывать. Почему? Опять же, потому, что с ними никто не говорил. Вы что думаете, в Выползовом переулке, на проспекте Мира соседи хотели, чтобы там была мечеть? Не хотели. Но туда ходили, ходил автор проекта, людям объясняли. С людьми надо работать. Я уверен, с любым человеком можно договориться, объяснив ему, открыв глаза.
Но это проблема всей России, серьезная проблема: скрытый конфликт между русскими и нерусскими. И некоторые пытаются перевести это в межконфессиональный конфликт между православными и мусульманами, и, видимо, большой куш хотят сорвать на этом. Это нужно Западу, это нужно врагам России. Это давно витает: следующая война будет межрелигиозная. Поэтому, думаю, власти нужно более внимательно смотреть, не допускать таких процессов. Тем более что это игра: учреждение культуры (музей «Фридландские ворота» — прим. «Нового Калининграда.Ru») на своего хозяина подает в суд. Они что, сами там не знали, что неправильный иск? Конечно, знали.
БАРАНОФОБИЯ И МУЭДЗИНЫ
— Те, кто протестует против строительства мечетей — и в Москве, и в Калининграде, — приводят одинаковые, в общем-то, аргументы. Дескать, будет кричать муэдзин, мусульмане станут резать у мечети баранов. Насколько эти страхи беспочвенны?
— Да, такие опасения были и в Москве. И они не беспочвенны, надо быть справедливыми. Мы должны честно говорить, что да, эти проблемы могут быть. Проблема возникает и страх у людей, почему? Потому что идут большие миграционные процессы. Человек, вчера живший в ауле, он появляется здесь, не зная ни языка, ничего. Приезжает, делает черную работу. Потом в свободное время он не знает, куда себя деть. Начинает к женщинам приставать. Вот этих негодяев должны прежде всего мусульмане… Создать структуру внутри религиозной организации мусульман, когда возникает конфликт, связанный с мусульманином, незамедлительно должна реагировать сама религиозная организация. Наказать этого человека! Потому что, если просто отправить его в суд, и его еще оправдают, опять это будет против государства играть.
Есть проблема людей непросветленных, скажем так, людей, которые говорят «мы мусульмане», а на самом деле являются статистическими мусульманами, по факту рождения, по крови, но не являются на самом деле верующими людьми. Их много, вот они творят бесчинства. Вот этих людей нужно ограждать.
— Но
— Что касается резни баранов, это происходит дважды в год. На
Все можно урегулировать, но использовать это тоже как повод, мол, они будут резать там баранов… Ну почему вы решили? Если мы строим
— Вы сейчас настроены оспаривать решение суда. Есть вероятность, что процесс затянется не на один месяц, а возможно, даже не на один год, поэтому…
— Нет, таких опасений нет. В апелляционную инстанцию мы в течение месяца обратимся. Все доказательства собраны, все в делах, подшито. После апелляции решение суда вступает в законную силу, и потом мы имеем право опять же обратиться в кассационную инстанцию, что займет пару месяцев. Потом в течение 6 месяцев мы можем обратиться в надзор. Но мы в надзор хоть обратимся, это не лишает нас права параллельно обратиться в Европейский суд по правам человека. Я думаю, до конца года уже все будет ясно. Тем более, что, понимая загруженность Европейского суда и щепетильность нашего вопроса, мы будем просить, чтобы рассмотрение нашего дела в первоочередном порядке было, то есть это уже вопрос аргументации. У нас есть опыт решения таких вопросов. Но мы бы не хотели обращаться в Европейский суд, я лично очень не хотел бы выходить за пределы границы России — не потому, что это непатриотично, а просто потому, что, я считаю, в российском суде можно поставить справедливую точку в этой истории. В том числе — в Калининграде, в областном суде, я на это надеюсь
— Я почему об этом спрашиваю. Городские власти заявляли ранее, что предложат другой участок. Такой компромисс возможен? Или Религиозная организация мусульман Калининграда настроена идти до конца?
— Вы знаете, по поводу этого были телефонные звонки лично мне, когда я начал участвовать в этом процессе…
— От кого?
— Авторитетные люди, в том числе из федерального центра, звонили и говорили: «Почему, Дагир, мусульмане столь несговорчивы, бескомпромиссны? Вам же предлагают другой участок, почему нельзя построить в другом месте?» Или же второй вариант был: «Почему нельзя достроить, но без минаретов?» А я на это сказал: а как вы представляете себе церковь без крестов? Некорректно ставить такие вопросы. Я понимаю, можно сказать: не ставьте туда рупор, чтобы утром читали азан (призыв к обязательной молитве — прим. «Нового Калининграда.Ru») перед каждым намазом — да, это беспокоит людей. Нельзя делать то, что…
— Это возможно?
— Да, это возможно, чтобы не кричали. Каждый мусульманин знает время намаза: цивильно каждому дают в пятницу листок, типография печатает время, дают каждому в карманчик, как визитку. Есть время намаза, человек сам будет знать. У нас же не 9-й век,
— А по поводу перемены места?
— Мы готовы, и такая необходимость есть, построить; но обратите внимание: не вместо, а вместе, наряду с этим. Здесь 300 молебных мест, этого мало там, где мусульман, как некоторые статистики говорят, до 100 тысяч человек. Пускай даже 30 тысяч человек — но мало же 300 мест. Это явно и очевидно. Соответственно, чтобы люди опять же не ходили по подвалам, можно было бы сделать ближе к лесу, скажем так, подальше от других людей, где объездная дорога, дать место большей площади, построить мечеть и здесь проводить крупные праздники, где масса людей собирается. Там же — только пятничные намазы, культурный центр, прием гостей. Все.
— Там — это в Южном парке?
— Да, бывает же такое: главный дом, для гостей. А в другом, дальнем, месте можно было бы рядом отвести территорию, мясо чтобы резали там, аккуратно сделать, чтобы санитарная служба проверяла. Как
Я хотел бы категорично сказать: мы абсолютно никогда не согласимся, мусульмане, на то, чтобы ломали то, что мы сделали, или, как в советские времена, сделали амбар. Мечеть должна быть достроена, и о
О «РЕКАХ КРОВИ»
— Дагир, в завершение не могу не спросить об истории с сюжетом двухгодичной давности на
— Прежде всего надо сказать, что эта история завершилась. По этому факту было возбуждено уголовное дело — не против меня, а по факту выхода сюжета. Было проведено несколько экспертиз, которые показали, что эта передача была смонтирована, а слова, которые относились вообще к другим событиям и другому пояснению, были вырваны из контекста. Соответственно, никакого состава преступления в моих словах не было найдено, уголовное дело закрыто.
История касалась моего взгляда на адаптацию или использования элементов исламского права, Шариата, и соответствующих изменений в законодательстве о третейском судопроизводстве. Вот мне говорят, что я сумасшедший, раз поднимаю эту тему: в рамках светского права можно элементы Шариата… Я тогда спрашиваю: что делают шариатские суды в Грозном, Дагестане, Ингушетии, Кабарде? Вы что, слепые, глухие? Они даже входят в администрации! Они есть, это уже реальность, а нам говорят — нет. Я поехал туда, встречался, я говорю: они есть, их надо узаконить, иначе это незаконно. А в подтексте говорю: или запретите, но я не могу как мусульманин это сказать. Я говорю: обратите внимание, есть такая проблема. Она есть, они выносят решения! А кто такие эти судьи? Где они учатся? Никто же не знает, никто их не контролирует. Но нет, это никому не интересно.
Я перед сюжетом на
Конечно, я читаю в комментариях: это тот самый Дагир Хасавов. Но мне нечего стыдиться в своей биографии, я всю жизнь отдал государству. Да, обидно было. Я юрист, правовед, закончивший 2 спецшколы МВД СССР, работавший всю жизнь в органах МВД. Зачем мне, офицеру, делать заявления против своей страны? Вот это обидно, что не нашлось ни одного трезвомыслящего человека, который сказал бы: давайте, ребята, разберемся, кто такой Дагир Хасавов, чем он занимался, в чем его жизнь заключалась?! Это больной вопрос, я его нигде не обсуждаю. Вы же видели, я не хожу с охраной, представляюсь своим именем. Я считаю, что я прожил достойную жизнь и продолжаю жить достойно.
Текст — Оксана ОШЕВСКАЯ, фото с сайта адвокатского бюро «Дагир Хасавов и партнеры».Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter