В калининградских школах стартует преподавание не соответствующих действительности сведений по нелепым пособиям

Тема школьного курса «История западной России» в прошлом году занимала важное место в публикациях нашей газеты. Вразумительных ответов на поставленные нами вопросы от заказчиков и изготовителей учебников мы так и не получили, поэтому решили сделать паузу – до появления основного тиража этого многострадального курса. Последнее, что звучало по этой теме гласно, – слова сотрудницы регионального министерства образования Маргариты Короткевич на педагогической конференции в конце августа, проходившей в стенах Музея Мирового океана. Кратко их можно резюмировать следующим образом:

- «всем смертям назло», начинается преподавание курса «История западной России» в общеобразовательных школах Калининградской области;

- преподавание это будет осуществляться по учебникам, подготовленным авторским коллективом РГУ имени И. Канта;

- конкурс на изготовление основного тиража учебников выиграло чебоксарское издательство «Третий Рим»;

- в связи с тем, что конкурсные процедуры затянулись и печатание учебников не успевает к началу учебного года, занятия по ним начнутся не 1 сентября, а в январе - после выхода школьников с зимних каникул.

В кулуарах конференции мне удалось побеседовать с некоторыми из авторов курса. Один из них заявил, «что после ваших публикаций нам пришлось бесплатно переписывать целые главы». Другая (завуч одной из калининградских школ) выражала крайнее негодование «кампанией» в «Калининградской правде» и заявляла, что сам факт появления курса – это «прорыв в изучении краеведения, значение которого невозможно переоценить». И что авторский коллектив – это, оказывается, «первопроходцы, а в новом деле не бывает без шероховатостей, первый блин – комом, надо помогать, а не критиковать» и т.д.

Я позволил себе с ней не согласиться. Во-первых, говорю, «помогать» можно при гласной и открытой процедуре создания учебников, при реальном конкурсе. А как с этим обстояло дело – можно проследить по нашим публикациям. Во-вторых – уж слишком большие деньги заплачены за «шероховатости» и «блин комом». Полагаю, налогоплательщики имеют полное право знать, куда и на что тратятся их кровные… В общем, мы не договорились и пошли каждый своей дорогой – ждать окончания зимних каникул.

В декабре мне совершенно случайно удалось узнать, что учебники отпечатаны и поступают в школы: заинтересованные круги, очевидно, сделали выводы из прошлого опыта и режим секретности вокруг учебников ужесточили. Во всяком случае получить для ознакомления комплект пилотного варианта (тиражом 300 экземпляров) год назад было проще, чем сейчас получить комплект варианта основного, тираж которого в 20 раз больше! В свободном доступе учебников нет, их распределяют строго «по головам» учеников, поэтому полного комплекта у меня по сей день не имеется. Приходится выходить из положения, заимствуя то там, то здесь отдельные экземпляры учебников и рабочих тетрадей «почитать на пару дней». Впрочем, этого вполне достаточно, чтобы составить необходимое представление о качестве пособий.

Помимо того, что с обложки и титульного листа по непонятной причине исчезло всякое упоминание о Калининградской области, первое, что бросилось в глаза, – это сведения о фирме-изготовителе. Им оказалась – не поверите – всё та же «ОЛМА медиагрупп». Куда девалось выигравшее конкурс, по свидетельству Маргариты Короткевич, чебоксарское издательство «Третий Рим» – неизвестно. Звоню по этому вопросу в региональное министерство образования. Там лаконично отвечают, что «конкурс проводили не они, а конкурсное агентство в Москве», поэтому конкретной информации по данному вопросу они не имеют. Ладно. Предоставим налогоплательщикам решать эту загадку самостоятельно, упомянув лишь о том, что в выходных данных учебников, помимо названия издательства, есть и другой интересный факт: «Подписано в печать 28.06.2007». То есть уже после того как июньский конкурс на изготовление основного тиража провалился за отсутствием желающих «конкурировать», а августовский, в котором «победили Чебоксары», ещё не был назначен. Как сказал бы Козьма Прутков, «не верь глазам своим»…

Вчитавшись же в сами тексты, я понял, что уважаемая завуч «с двадцатилетним опытом факультативного преподавания краеведения» серчала на «Калининградку» совершенно зря: мы-таки помогли «эпохальному прорыву». И помогли очень серьёзно: авторы курса, как школьники, усердно исправили те ляпы, на которые им указали доктор исторических наук В.И. Кулаков и ваш покорный слуга. Из учебников исчезли освящённые докторскими и кандидатскими степенями позорные «лемберги», «бреслау» и «богемские короли», по невежеству «сдутые» из немецких научно-популярных книжек. Только вот беда: авторы, очевидно, не поняли, что им указали не всё, а лишь то, что сразу бросалось в глаза. В задачу критиков входило лишь привести наиболее вопиющие примеры того, что предлагаемый продукт явно недоброкачествен, а авторы подумали, что найденное, - это и всё. Поэтому осталось в «исправленном» варианте текста нелепостей намного больше, чем было исправлено.

Мало того – нелепости прибавились новые. Если вы помните, среди прочего критику вызывал картографический материал учебников. Надо отдать должное – авторы серьёзно потрудились над его корректировкой, и вот результаты. В учебнике для 6-х - 7-х классов на карте «Заселение территории юго-восточной Прибалтики» (с. 13), призванной иллюстрировать реалии I тысячелетия н.э., почему-то обозначены не существовавшие тогда города, причём названия двух из них даны по-немецки (Кёнигсберг и Мемель). На карте «Племенная структура Юго-Восточной Прибалтики в X в.» (с. 14) обозначен город «Берес» (очевидно, «Берестье» - нынешний Брест). На карте «Прусские земли в XIII веке» (с. 29) обозначено поселение Трусо, исчезнувшее ещё в IX-X веках. На той же карте в числе племенных центров прусских земель показан основанный крестоносцами замок Мемельбург. Там же местонахождение прусского городища Рудава (ныне Мельниково Зеленоградского района) показано значительно восточнее реального – приблизительно на р. Дейме (территория нынешнего Полесского района). На карте «Польша и Литва в XIV-XV в.в.» (с. 75) территории Пруссии, а также нынешних Латвии и Эстонии показаны как… «польские и литовские земли, захваченные немцами в XI-XIV в.в.». На карте «Тевтонский орден. Вторая половина XV в.» (с. 94) как «попавшая в зависимость от Польши после 1466-го» показана некая небольшая территория западнее Данцига, тогда как на самом деле в эту зависимость попала вся оставшаяся территория ордена с центром в Кёнигсберге. Карта «Бранденбургско-Прусское государство» (с. 151) не соответствует заявленному названию, так как территория названного государства на этой карте полностью не показана. На карте «Шведские завоевания на Балтике. XVII в.» соответствующим цветом обозначена Финляндия, в реальности завоёванная шведами в XII-XIII веках, и Норвегия, связанная со Швецией личной унией, лишь в 1814 г. На карте «Европа в конце XVII – начале XVIII веков» (с. 207) территории Финляндии и Восточной Прибалтики показаны цветами, отличающимися от цвета Швеции, что не соответствует действительности.

Это, подчёркиваю, только по одному учебнику для 6-х – 7-х классов, и только по его картографическому ряду. Относительно остального его содержания можно упомянуть, к примеру, такую замечательную подробность: на с. 57 псковский посадник Твердила Иванкович обозначен как «посадский». Кто не понимает – разница между терминами «посадник» и «посадский» примерно такая же, как между «невежей» и «невеждой», - это совершенно разные слова. И кстати, «Калининградка» в своей публикации уже указывала на эту нелепость написавшему сие доктору исторических наук… почти полгода назад, но, к сожалению, после даты «подписано в печать». Так что объяснять этот казус будут теперь уже в школе преподаватели ученикам, а денежки, освоенные за написание «прорывных» пособий, уже, как вы понимаете, не вернёшь.

Открыв же наугад рабочую тетрадь для тех же 6-х – 7-х классов, я испугался уже не на шутку. Там на странице 24-й деткам совершенно серьёзно задаётся такой вопрос: «Почему пруссам не удалось взять ни одного рыцарского замка?» Написавшие это, очевидно, не читали ни «Хронику» Петра из Дусбурга, ни вышедшую почти три года назад книгу А. Бахтина о замках и укреплениях Тевтонского ордена. А то они знали бы, что в разное время взятию пруссами подвергались почти все орденские замки – за редчайшими исключениями. Некоторые, как замок Кройцберг (ныне Славское Багратионовского района), – даже по два раза. Кстати, как значится в выходных данных тетради, соавтор этого замечательного вопроса – та самая завуч с «опытом факультативного преподавания краеведения»…

Ещё раз повторюсь – это лишь малая часть тех нелепиц, что удалось найти под шикарными глянцевыми обложками. Например, по глупостям учебника для 8-х – 9-х классов у меня уже составился текст объёмом в три страницы формата А4 двенадцатым шрифтом – просто размеры публикации не позволяют привести его полностью. Да и не моё это дело, в конце концов – есть люди и с научными степенями, и с краеведческим авторитетом. Но они почему-то молчат. А тем временем зимние каникулы закончились, и по горе-пособиям начались занятия. Причём начались столь ретиво, что в целях наверстывания первого полугодия, упущенного в непонятных подковёрных движениях, в калининградских школах, как мне сообщили, снимают уроки ОБЖ, а их часы отдают под преподавание «Истории западной России».

Ну, хоть убейте - непонятна мне логика тандема оборотистых учёных и не слишком разборчивых чиновников. Ведь, казалось бы, уже поймали вас за руку почти год назад, вытащили на всеобщее обозрение вашу научно-методическую тщету. Неужели недостаточно? Неужели бесконечная история будет продолжаться?
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.