Больному туберкулезом дадут отдельное жилье

Молодая женщина умерла от туберкулеза. Ее сын-подросток, оставшийся сиротой, заразился. В квартире, где он живет, еще девять человек, из них четверо - дети…

Смерть ей не к лицу

В семье калининградцев Ворониных (фамилии и имена изменены) две дочери. Старшая, Инна, удачно вышла замуж. У нее четверо детей: младшему 8 лет, старшей - 18.  Глава семьи ходил в море, но на квартиру не накопил, пришлось ютиться у родителей жены. Там же после рождения сына осталась младшая дочь, Алена. Она мать-одиночка.
Весной 2005 г. Алена заболела бронхитом. Из боязни быть уволенной женщина, не долечившись, вышла на работу в одну из крупных торговых сетей Калининграда. Как назло, ее поставили фасовать мороженые продукты, и кашель усилился. После очередного обращения  к врачам Алене поставили шокирующий диагноз: «открытая форма туберкулеза в стадии распада легкого». Женщину госпитализировали в противотуберкулезный диспансер. Лечение ей не помогло.
- Раз в два-три дня мы забирали Алену домой помыться, - говорит ее мать, Вера Михайловна, - в тубдиспансере горячей воды нет. Дочь была очень слаба, иногда она отключалась...
- Мы пошли по инстанциям, жаловались, что в одной квартире с заразной больной живет пятеро детей, - вступает в разговор Инна, старшая сестра Алены. - По закону  таких больных должны обеспечивать отдельной жилплощадью, но у чиновников «железный» аргумент: жилья в городе нет.  Смерть Алены стала для нас полной неожиданностью.  Утром мы отвезли ее в больницу, а уже вечером нам сообщили, что она умерла…
Бедняжке был всего 31 год, а ее сыну Павлу - 15. Опекунство над ним оформила бабушка.

Беда не приходит одна

Не прошло и полугода, как страшный диагноз «туберкулез левого легкого в стадии распада, открытая (заразная) форма» был поставлен и Павлику. Его положили в тубдиспансер, семью поставили на учет. Выяснилось, что у двух младших детей снижен иммунитет к этому заболеванию и существует угроза их заражения. В 2006 г. ребятишек направили в санаторий. К счастью, болезнь у них не развилась.
После длительного лечения в Калининграде и Санкт-Петербурге Павлу удалили часть легкого. Процесс удалось приостановить, но подросток (теперь уже инвалид) остался заразным…
-  Мы пытаемся изолировать Павлушу от других детей, - говорит Вера Михайловна, бабушка, - но в небольшой трехкомнатной квартире это невозможно. Он живет со мной и мужем, в маленькой комнате ютятся  Инна с мужем, в третьей - детская. Павел все понимает и старается не выходить из комнаты, но это не жизнь...

Хождения по мукам

- Мы обращались за помощью в мэрию и в правительство области, - говорит Вера Михайловна. - Хватит с нас Павлуши. Если бы Алену вовремя изолировали, мальчик бы не заразился. Конечно, мы его не бросим, но жить с другими ребятишками ему нельзя.
На все обращения семьи приходили отписки. Приведем  одну - из управления учета и распределения жилья мэрии Калининграда от 18.10.2006 г. за подписью начальника управления Н.И. Яценко:
«Обращение о включении Вашего внука в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади, рассмотрено. В соответствии с п. 4 части 1 ст. 51 ЖК РФ данное право закреплено за гражданами, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в их составе имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, указанного в установленном Правительством РФ перечне. Однако в Калининградской области порядок предоставления изолированных жилых помещений больным активной формой туберкулеза не утвержден... управление вернется к рассмотрению Вашего обращения после принятия вышеуказанного документа».
Региональный закон не принят до сих пор…

Бороться, судиться и не сдаваться!

- Мы обратились за помощью к юристам «Ассоциации правозащитных объединений, содействующих выполнению Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (председатель Анатолий Гетманенко), - вступает в разговор Федор, муж Инны. -  Там посоветовали обращаться в суд. В бытность мою моряком загранплавания иногда приходилось таким образом выбивать зарплату, поэтому идею поддержал. Нам помогли составить заявление, истицей была мама - официальный опекун Павла.
В иске подчеркивалось, что юноша имеет право на внеочередное обеспечение жильем, а мэрия Калининграда необоснованно ему отказывает. Истица просила суд принудить мэрию предоставить ее подопечному отдельную квартиру на условиях  социального найма. Молодой человек был признан малоимущим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и  поставлен на учет.
Дело рассмотрел суд Центрального района Калининграда. Он руководствовался ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», ст. 14. Согласно ему, «больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых площадь и состав семьи не позволяют выделить  отдельную комнату, а также в квартирах, где проживают дети, в коммуналках и общежитиях, должны предоставляться вне очереди отдельные жилые помещения». В результате суд вынес решение о понуждении мэрии Калининграда предоставить Павлу на условиях социального найма квартиру  площадью не менее 20 кв. м, отвечающую всем санитарным и техническим требованиям.
Мэрия обжаловала это решение, но коллегия по гражданским делам областного суда признала его законным.
Настрадавшаяся семья надеется, что решение суда будет исполнено быстро и никто больше не заразится…

Мнение

Владимир Сорокин, член совета Калининградской областной адвокатской палаты:
- Это дело относится, как говорят юристы, к категории бесспорных, ведь закон предусматривает обеспечение страдающих опасными заразными заболеваниями отдельным жильем. Обидно, что людям пришлось добиваться того, что им положено. Но заставить чиновников исполнять закон можно только через суд, другого пути, увы, нет.

Только цифры

По данным Министерства здравоохранения регионального правительства, в настоящее время в области зарегистрировано 1800 больных открытой (заразной) формой туберкулеза.
В 2007 году выявлено 10 случаев заболевания у подростков до 17 лет.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Страна Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.