Переход на новые условия оплаты труда в здравоохранении оказался сопряжён с большими проблемами

Известно, что всякие новшества в любой сфере внедряются болезненно. И это объяснимо: нелегко «вписаться» в новые правила, особенно, когда эти правила нечетко прописаны. Именно такая картина наблюдается сегодня в медицинских учреждениях области.

С 1 января нынешнего года калининградская медицина в рамках пилотного проекта перешла на новую систему оплаты труда. И сразу – шквал обращений недовольных, во все мыслимые инстанции – от СМИ до президентской администрации. Почему так болезненно отреагировали медики на, казалось бы, рядовую административно-хозяйственную акцию?

На заседании региональной трехсторонней комиссии, где рассматривался этот вопрос, заместитель председателя областной организации профсоюза работников здравоохранения Елена Орлова даже голос сорвала.

- Профсоюзы с сожалением вынуждены констатировать, что внедрение новой системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения не только не привели к положительным результатам, но даже ухудшили положение, - горячилась Елена Васильевна, отстаивая законные права медиков, и привела конкретные цифры.

В 74 медицинских учреждениях области внедрена система так называемого одноканального подушевого финансирования. В 40 из них, между прочим, имеются первичные профсоюзные организации, так что защита их интересов – прямая обязанность Калининградской федерации профсоюзов. Что она, собственно, и делает.

Так вот, буквально один месяц работы по новым правилам выявил массу недостатков. Главный – реально, в 70 процентах медицинских учреждений, снизилась заработная плата. Меньше прежней, рассчитанной по единой тарифной сетке, получили работники Светловской окружной, Озерской центральной районной, Пионерской и Балтийской городских больниц, детских поликлиник №№1 и 6 в Калининграде… Список можно продолжать и продолжать, за его пределами оказалась лишь треть медучреждений, в которых сотрудники ощутили на себе положительные результаты нововведений.

Заметим, что непростой вопрос с внедрением новой системы оплаты труда рассматривался и в Москве, на заседании федеральной трехсторонней комиссии с участием, в том числе, и Минздрава РФ. В ее рекомендациях черным по белому записано: оплата труда в результате реформы не может быть ниже той, что была у работника в рамках системы единой тарифной сетки. У нас же в области сплошь и рядом все происходит, как говорится, с точностью до наоборот.

Надо признать, что реформа оплаты труда медицинских работников началась не в лучшие для них времена. Достаточно сказать, что в некоторых медицинских учреждениях есть задолженность по зарплате (или иным выплатам) еще с… 2006 года. Никак не наладится четкая работа Фонда обязательного медицинского страхования. Одноканальное подушевое финансирование само по себе требует серьезных административных усилий. В общем, на нашу медицину одномоментно навалился целый комплекс различных преобразований, и она, похоже, с этими вызовами справляется далеко не лучшим образом.

Члены областной комиссии и приглашенные попытались выяснить, почему так происходит. Ведь о предстоящей реформе говорят уже с августа прошлого года, времени для подготовки, кажется, было более чем достаточно. Наш региональный минздрав, в частности, разработал методические рекомендации по оплате труда работников учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Однако, как считают представители профсоюзов, документ этот, мягко говоря, не без огрехов

Три важных момента упущены разработчиками рекомендаций. Во-первых, при формировании «основного оклада» не учтена ранее действующая 30-процентная надбавка за непрерывную работу в учреждениях здравоохранения. Не предусмотрено также «суммирование» вредных условий труда в случае, если таких факторов два и более. И, наконец, коэффициент специфики работы ограничен 40 процентами. Хотя согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 1999 года, никем не отмененному, существует список учреждений и должностей, работа в которых дает право на повышение окладов на 60 процентов.

Эти «технические» недоработки, как считают профсоюзы, и вызвали в свою очередь то реальное снижение заработной платы, которое произошло в январе в большинстве медучреждений. Но только уровнем зарплат проблемы не исчерпываются. По-прежнему тяжким грузом висят задолженности по выплатам. Грешат этим госпиталь ветеранов войн, медсанчасть №1, детская городская поликлиника Калининграда №6, онкологический диспансер, калининградская поликлиника №8. В каждом конкретном случае здесь надо досконально разбираться, «виновников» найти непросто, но конечный результат – сами задержки - явно не способствует популярности реформ. Кстати, у нас уже есть прецедент, когда медработник в индивидуальном порядке получил по суду не только причитающиеся ему деньги за вынужденный прогул в результате задержки зарплаты, но еще и компенсацию морального ущерба.

В прошлом году областная трехсторонняя комиссия, как известно, подписала соглашение о минимальном размере оплаты труда в размере пяти тысячи рублей. Однако, по крайней мере, пять медучреждений – Пионерская и Балтийская городские, Полесская и Нестеровская центральные районные больницы, ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» (бывшая портовая больница) в Калининграде не выполняют это обязательное для всех работодателей условие.

В некоторых муниципальных медучреждениях поспешили перевести отделения или станции скорой помощи на финансирование из средств фонда ОМС. А это повлекло дополнительные расходы для лечебно-профилактических учреждений. Например, в общем бюджете Пионерской городской больницы средства, необходимые для обеспечения деятельности «скорой», составляют 4,5 млн рублей.

В разработанной схеме оплаты труда отсутствует единый подход к формированию «базового оклада» как гарантии определенного и дифференцированного уровня зарплаты работников различных квалификационных групп. Зачастую получается, что зарплата врача высшей категории сравнима с заработком санитарки (врач-хирург Полесской центральной районной больницы получил в январе 3843 рубля на одну ставку).

Размер «базовой единицы», которая рассчитывается отдельно по каждому медучреждению, колеблется от 700 до 4000 рублей. Следовательно, в тех медучреждениях, где «базовая единица» низка, нет заинтересованности в качестве оказываемых услуг, в повышении квалификации и росте профессионализма.

Пожалуй, многое проистекает от низкого подушевого норматива, который в январе по области составил всего 150 рублей. Сейчас, правда, это показатель увеличен, и есть надежда, что положение постепенно выправится.

В общем, клубок проблем запутан достаточно плотно. В принципе, плохая подготовка к переходу на новую систему оплаты труда уже нашла свою оценку в губернаторских выговорах министру здравоохранения и руководителю территориального фонда ОМС. На трехсторонней комиссии рекомендовано изыскать возможности для дальнейшего увеличения норматива подушевого финансирования, не допускать снижения заработной платы при переходе на новую систему оплаты труда, принять все меры по безусловному выполнению регионального соглашения по МРОТ. Показательно, что все заинтересованные стороны не прячут, подобно страусу, голову в песок, открыто говорят о проблемах. Это обнадеживает. Верится, что благое дело – реформа в оплате труда медицинских работников - войдет, наконец, в нормальное рабочее русло, и сотрудники больниц и поликлиник на себе почувствуют выгоды от нововведений.

Александр ГМЫРИН

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.