Ликбез для слепых: возможна ли идеальная ситуация на дорогах Калининграда

В среду горвласти позвали питерского разработчика «комплексной схемы развития общественного транспорта» за 23 млн рублей на разговор. Схема, несмотря на простоту названия, вроде бы должна размотать спутанный клубок дорожных проблем в Калининграде. Есть ли на это шансы, исходя из развернувшейся дискуссии оценивал корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

«И жениться обещал»

Площадкой для обсуждения стал горсовет депутатов, и поэтому скучать никому не пришлось — хотя поначалу участники серьезно рисковали вывихнуть челюсти. Первый доклад был долгим и ожидаемо нудным, потому что читал его гость из Санкт-Петербурга, который с особенностями эксклавной столицы по понятным причинам был незнаком: НИПИ ТРТИ (Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития транспортной инфраструктуры) выиграл тендер на разработку вышеупомянутой волшебной схемы совсем недавно.

Усыпленный словосочетаниями вроде «моделирование на микро- и макроуровне» зал быстро встряхнулся под напором вечно бодрого депутата Александра Пятикопа. Который напомнил о многострадальной транспортной схеме, разработанной белорусами (теперь питерцам придется делать ее по новой), и о том, что терминологией калининградцев удивить трудно — а дайте нам лучше критерии работы общественного транспорта. А то, мол, одна бабушка видит в автобусе лишь грязь и хамство, а у второй там же «водитель молодой, красивый и жениться обещал». Гости сообщили, что критерии, в общем-то, известны: скорость движения автобуса и время, которое горожане в нем тратят.

Однако Пятикопа успокоить так просто невозможно, и он совсем уж было собрался вешать питерцев на дыбу, когда в спор вмешался председатель горсовета Андрей Кропоткин, напомнивший, что устраивать допросы уже выбранному подрядчику как-то поздновато. Его поддержал председатель депутатской транспортной комиссии Сергей Донских, который сообщил о том, что «мы не в ту степь пошли», и вообще — причиной нынешних слушаний (так официально называлось собрание) стало желание одной из компаний (не НИПИ ТРТИ) вновь запустить в Калининграде «зеленую волну» — за свой счет, но с большими оговорками. Заодно, мол, решили и всех собрать. Наконец, желание Александра Ивановича продолжить прения попытался пресечь председатель комитета городского хозяйства Сергей Мельников, заявивший, что жители хотят в идеале доехать от подъезда до подъезда, и желательно бесплатно, а такое не случится никогда, потому что никогда не будет на это денег — поэтому точка.

moto_8.JPG«Уяу, уяу, мотоциклисты»

Но тяжелая артиллерия горсовета Пятикопом не ограничивается, и градус обсуждения вновь подогрел депутат Виктор Трофимов, заявивший, что транспорт в Калининграде ходит как черепаха, хоть и представляет из себя свинарник, и поэтому лично он предпочитает ходить пешком. «Занимаемся одной трепологией только! Мне тут делать нечего!» — возмутился он, на что обиделся Мельников, сообщивший, что «только слепой» не замечает происходящих в Калининграде перемен: «Вас тут никто и не задерживает!».

В итоге первый начал читать доклад о «переменах», второй действительно вышел, но через несколько минут вернулся, чтобы услышать, к примеру, что в городе за 4 последних года были установлены 10,5 тыс дорожных знаков, 3 тыс дорожных столбиков, 21 новый светофор и создан рабочий проект надземного перехода над Московским проспектом. То, что проект, как сообщалось ранее, будет реализован в лучшем случае в 2016 году, несмотря на всю его актуальность, присутствующих не смутило.

Впрочем, через какое-то время в бой опять вступил Александр Пятикоп, пустившийся в рассуждения о том, что в городе действует куча не согласованных между собой программ, призванных повысить безопасность дорожного движения. В ответ Мельников «в целях экономии времени» пригласил его на заседания «нашей рабочей группы», чтобы тот понял, что «мы с региональным правительством не лебедь, рак и щука», но тут вмешались молчавшие до того представители ГИБДД, заявив, что программы есть, однако реализация отстает, приведя в качестве одного из примеров разметку горячим пластиком, которая в этом году начиналась, начиналась, да так и не началась. С пластика разговор перетек на асфальтобетонных «лежачих полицейских» (первого горвласти хотят разместить в Майском переулке, потому что рядом школа № 33 и «там гоняют»). А вообще председатель комитета городского хозяйства видит избавление не в асфальтобетонных неровностях (хотя в Белоруссии такие видел: «на джипе подлетаешь только так») и не в шумовых полосах: «все время думаю, как их сорвать и поставить камеры», но тогда «ночью будут эти — уяу, уяу, мотоциклисты», да и денег на камеры пока особо нет.

_NVV1086.jpg«Больной пример» ГИБДД

Наконец, дело дошло до доклада ГИБДД. Начальник областного отдела надзора Николай Потапчук вернулся к программам безопасности дорожного движения, и выяснилось, что в самую главную — федеральную целевую — город мог бы попасть напрямую, но то ли не захотел, то ли не смог, и поэтому в свое время остался без этих денег. При том, что 75% ДТП происходит на 10 центральных городских улицах — и если привести их «в нормативное состояние», то аварийность сразу же снизится на четверть. Впрочем, приводить тоже нужно с умом, а не так, как это случилось с улицей Невского, которую Потапчук назвал «самым больным» примером того, насколько безграмотным может быть проект реконструкции. Ни на одном перекрестке левые повороты не были им предусмотрены, а для того, чтобы они появились, пришлось «отбирать» одну полосу; в итоге в часы пик скорость на дороге составляет в среднем 10 км/ч.

Среди других предложений Госавтоинспекции — во-первых, учитывать в Генплане, что 350 машин на тысячу населения будет не через 15 лет (он предусматривает именно такое развитие событий), а уже есть сейчас, и с избытком, а поэтому проектировать парковки стоило бы, исходя из реальности. Да и вообще надо бы посчитать количество авто в каждом дворе.

Во-вторых, обозначать пешеходные переходы не только «зебрами», но и нормально установленными знаками, а также пешеходными ограждениями — иначе происходит, как с недавней аварией на ул. Гагарина, где, двигаясь в левом ряду, невозможно понять, что переход впереди и на нем может появиться девочка на велосипеде. В-третьих, по-мнению ГИБДД, перед каждым выездом на главную дорогу должны появиться знаки обязательной остановки (это снизит количество ДТП на 20–35%); в четвертых — закрыть большую часть выездов на магистральные улицы, потому что «строятся 2 домика на 2 подъезда, и каждому выезд на улицу — эту систему нужно ломать» (возможно снижение аварийности еще на четверть).

Депутаты слушали Потапчука, затаив дыхание. «Николай Стефанович, вам диссертацию нужно писать, вам небезразличен наш город!» — удивленно восхитился Донских. И предложил вынести прозвучавшие тезисы на заседание его комиссии, чтобы потом «четко давать поручения администрации города», порадовавшись вместе с Пятикопом, что подрядчик из Питера так удачно оказался введен в курс дела, и — самое главное — реализация вышесказанного в основном не потребует больших затрат. Почему звезды, то есть ГИБДД с горвластями, не сошлись раньше,  так и осталось за кадром.

Текст — Оксана ОШЕВСКАЯ, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Текст: Оксана Ошевская

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.