Нас убеждают, что только атом спасет калининград

Все новости по теме: АЭС в Калининграде

«Никто не забыт и ничто не забыто» - этот послевоенный лозунг, по идее, можно было бы применить и по отношению к чернобыльской катастрофе. Можно было бы, но не получается. Потому что на самом деле почти «забыты» и «забыто». О «чернобыльцах» у нас вспоминают разве что 26 апреля. А для отдельно взятого региона России, который начал «сладостно томиться» в ожидании Калининградской АЭС, судя по всему, эта тема уже становится полузапретной…


Руки прочь от радиации!

Активистов-общественников - экологов, ликвидаторов и переселенцев, которые говорят о причинах и последствиях чернобыльской аварии, сегодня модно считать едва ли не сумасшедшими. От них отмахиваются, как от назойливых мух, их доводы подвергаются сомнению,  прогнозы - осмеянию, требования вызывают раздражение.
Ученые-ядерщики, привыкшие рассматривать окружающий мир как совокупность молекул, искренне недоумевают по поводу чернобыльских «фобий». Дескать, на самом деле радиация была почти не при чем. А масштабные последствия аварии на ЧАЭС вызваны неумелыми действиями властей и полученными населением стрессами. И вообще, Пьер Кюри погиб в автокатастрофе, а его жена Мария, своими руками «перелопатившая» тонны урана, дожила до 66 лет (супруги Кюри занимались изучением радиоактивности; Мария Склодовская-Кюри открыла такие радиоактивные элементы, как радий и полоний). Правда, умерла от лейкемии (белокровие - «рак крови»), но это уже частности… А 2,5 тысячи первых сотрудников ПО «Маяк», где изготавливается начинка для российского атомного оружия, получили огромные дозы радиации, но дожили до 75 лет. А работники Горно-химического комбината облучались не меньше, но медики обследуют их уже 40 лет, и ничего. И так далее, и тому подобное.
Власти «античернобыльское знамя», естественно, подхватили. Им, властям, выгодно, чтобы к ликвидаторам и переселенцам народ относился с оттенком пренебрежения. Мол, носитесь тут со своими льготами, а на самом деле вы такие же, как все. Кому сейчас легко? Нечего тут своими болезнями по ушам «ездить». Все болеют, всем несладко.
Да, на очередную годовщину аварии с высоких трибун еще говорят что-то вроде «мы перед вами в неоплатном долгу». Но и словосочетание «чернобыльская мифология», когда речь идет о последствиях катастрофы - реальных и еще возможных, произносится все чаще. А под эту «сурдинку» уже не так стыдно, когда «чернобыльцы» судятся за положенные по закону квартиры и выплаты. А уж льготы монетизировать в такой ситуации и сам Бог велел. А уж атомную энергетику развивать… Но об этом ниже.


В припять за адреналином

Даже в Белоруссии, где к чернобыльской теме из-за громадного количества пострадавших вроде относятся с пиететом (на загрязненных землях проживает пятая часть населения республики), последствия аварии стараются принизить. Поскольку облучению подверглась значительная часть территории, вывести все эти земли из оборота белорусские власти позволить себе не смогли. И из 1,8 млн гектаров, зараженных радионуклидами сельхозугодий, пахать и сеять было запрещено на 264 тыс. гектаров. Остальные использовались по назначению.    А уже в 1997 году в оборот было возвращено 5 тыс. гектаров земель, и этот процесс продолжается. Сегодня, спустя 22 года после аварии, на цезиевых лугах и полях продолжают пастись кровы и овцы, выращивается рожь и картофель. Два года назад из 340 тыс. взятых для анализа проб продуктов питания в 15% случаев содержание цезия-137 превышало предельно допустимые нормы! Постепенно были сняты ограничения на прописку, в отселенные деревни возвращаются неприжившиеся на новых местах люди и приезжают беженцы из «горячих» точек бывшего СССР, звучат официальные заявления, что в «зоне» можно нормально жить и работать…
Ушлые разработчики компьютерных игр давным-давно наделали «стрелялок» типа «убей чернобыльского мутанта». На Украине не менее ушлые туроператоры уже с добрый десяток лет возят в Чернобыль туристов-экстремалов. Триста пятьдесят-четыреста долларов - и вы можете пощекотать себе нервы видами города-призрака Припять в индивидуальном порядке. Семьдесят долларов - и вас доставят из Киева в «зону отчуждения» на комфортабельном автобусе в составе группы туристов. «Стремление не только знать историю, а и суметь прочувствовать ее толкает на своеобразный подвиг - преодолеть в разной степени бушующую в нас болезнь радиофобию и дотронуться к трагедии не только отдельно взятого города или страны, но и всего человечества», -  живописует одна из украинских турфирм на своем сайте (стилистика и орфография оригинала сохранены). Ежегодно таким образом «своеобразный подвиг» совершают тысячи человек. Особенно много иностранцев, которым так не хватает адреналина в своих сытых и спокойных «европах»…


Да не пострадал никто!

Тема Чернобыля постепенно «размывается», становясь все менее острой. Стоит ли удивляться, что Комитет ООН по влиянию атомной радиации как-то заявил, что «нет никаких доказательств о негативном влиянии на здоровье населения, связанном с ионизирующей радиацией. Нет возрастания заболеваний раком или смертности, которые могли бы быть связаны с радиоактивным воздействием». Видимо, у международного чиновничества свои резоны. И возникает стойкое ощущение, что резоны эти формулируются где-то в недрах МАГАТЭ (Международного агентства по использованию атомной энергии), стремящегося обелить «мирный атом».
Такую же задачу явно преследуют и наши ученые. «Есть очень ограниченная группа лиц, действительно пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС», - заявляет директор Института общей ядерной физики академик и чиновник РАН Спартак Беляев. «По официальным данным, признанным мировой наукой, из 660 человек, находившихся на момент аварии на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, пострадали 147 человек, из них скончались 28 человек», - конкретизирует главный научный сотрудник Российского научного центра «Курчатовский институт» Юрий Савинцев…


«Рак - от стрессов»

Совсем другую картину рисуют представители общественных организаций. Гринпис и «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 тыс. случаев уродств у новорождённых, 10 тыс. случаев рака щитовидной железы и ожидается ещё 50 тыс. По данным российского Союза «Чернобыль», из 600 тыс. ликвидаторов 10 % умерли от воздействия радиации и 165 тыс. стали инвалидами.
В таких случаях истина бывает где-то посередине. Думается, и стрессы, и плохое медицинское обслуживание (через несколько лет после чернобыльской аварии Советский Союз распался, что за этим последовало, всем хорошо известно) сыграли свою зловещую роль. Но показатели заболеваемости раком «щитовидки» все равно говорят сами за себя: в пострадавших от радиации Брянской, Калужский, Тульской и Орловской областях количество таких случаев среди взрослых выросло почти в 3 раза, среди подростков - более чем в 10 раз. В Калининграде с «щитовидкой» мучается целое поколение… На Украине заболеваемость этим недугом выросла почти в 6 раз. В Белоруссии с 1986 года рак щитовидной железы у детей диагностируется в 33,6 раза чаще! Могли ли к этому привести только стрессы? Вопрос отнюдь не риторический. А теперь вспомните, что говорит Комитет ООН по влиянию атомной радиации…
При этом Европейская ассоциация по изучению щитовидной железы утверждает, что в ближайшие 30 лет в Белоруссии, России и Украине рак «щитовидки» будет диагностирован у тысяч детей. А по прогнозам ВОЗ, только в белорусском Гомеле это онкологическое заболевание поразит 36% из числа тех, кому на момент аварии было менее 4-х лет.


Палочка-выручалочка

Все эти цифры и прогнозы российским властям хорошо известны. Но, во-первых, есть ведь мнения ученых! А во-вторых, перед страной столько проблем, которые хочется решить быстро и сразу… Новые АЭС в такой ситуации - это как палочка-выручалочка. Если их настроить везде и как можно больше, будет вам и электричество, и возможность заработать на его продаже. (см. комментарии Калининградского союза «Чернобыль»). Приблизительно то же самое говорят и инициаторы возведения атомной станции в Калининградской области (как уже сообщалось, региональное правительство и концерн «Рос- атом» подписали соответствующее соглашение; АЭС у нас должна «распахнуть свои двери» в 2015 году).
Справедливости ради, стоит сказать, что после Чернобыля требования к безопасности АЭС существенно выросли. Были пересмотрены сами подходы к проектированию, строительству и эксплуатации станций. Сегодня до 40% стоимости АЭС составляют всевозможные системы защиты и безопасности, российские считаются одними из лучших в мире.
Можно дать голову на отсечение, что этот довод жители Калининградской области услышат еще неоднократно. Насчет выше-приведенной статистики - более чем сомнительно. Ну, может только по центральным телеканалам - раз в году, в день, когда произошла чернобыльская катастрофа.
С момента, когда взорвался четвертый энергоблок ЧАЭС, прошло 22 года. Достаточно для того, чтобы в «массовом сознании» трагедия «замылилась», а остался только нездоровый интерес к «чернобыльским мутантам». И можно быть уверенным: власть для того, чтобы «ничто не было забыто», не пошевелит и пальцем. Власти надо строить новые атомные станции, а не подстегивать чернобыльские «фобии». Кажется, для Чернобыля, о котором жители СССР узнали только под давлением международного сообщества, началась вторая волна молчания…

Оксана ОШЕВСКАЯ


Компетентный комментарий

Член областного союза «Чернобыль», член Центрального Совета российского Союза «Чернобыль» Геннадий САЛЬНИКОВ:

Нас уверяют, что Калининградская область сможет «заработать» на АЭС. Но ведь это будет федеральная, а не региональная, собственность. Не говоря уже о том, что 49% станции будет принадлежать частным инвесторам. Так что деньги от продажи электроэнергии региону точно не достанутся. Что же достанется? А то, что область должна будет обустроить новый город для сотрудников станции, провести всю инфраструктуру. Возникает вопрос: получит ли регион от АЭС хоть что-нибудь, кроме страха?
Общеизвестно, что в свое время президент Академии наук СССР академик Александров сказал: реакторы чернобыльского типа настолько безопасны, что их можно установить на Красной площади. Сейчас мы тоже слышим, что современные АЭС не представляют из себя никакой угрозы. Но вот 100-процентную гарантию безопасности все равно вам не даст никто. Если дадут - пусть строят.


Председатель областного Союза «Чернобыль» Михаил ОЙСБОЙТ:

Лично я далеко не уверен в том, что существует некая глобальная угроза энергетической безопасности региона. А ведь именно этой угрозой нас все время пугают. Разве у нас появились крупные энергоемкие предприятия - металлургические комбинаты, нефтеперерабатывающие заводы? Скоро будет введен в эксплуатацию второй блок ТЭЦ-2, которая, как нам объясняли раньше, решит все энергетические проблемы области и даже перекроет наши потребности. Что, уже не решит, не перекроет? Было бы гораздо правильнее и честнее провести по вопросу строительства АЭС референдум. Такие референдумы, кстати, в свое время состоялись в Ростовской и Костромской областях. Ответ населения был однозначен - нет. Я не сомневаюсь, что калининградские власти на это не пойдут. По крайней мере, сейчас. А в будущем… Не забывайте, что тогда общественно-политическая ситуация в стране была совершенно другой…


Между тем…

Россия тратит на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС 1% бюджета, Украина - 12%, Белоруссия - 25%.
В России в результате чернобыльской катастрофы загрязнено радионуклидами 0,5% территории, на Украине - 7%, в Белоруссии - 23%.
В России облучено 3% населения, на Украине - 5%, в Белоруссии - около 40%.
П омимо Белоруссии, России и Украины от чернобыльской аварии в разной мере пострадали Греция, Швеция, Финляндия, Норвегия, Словения, Польша, Румыния, Швейцария, Чехия, Великобритания, Италия, Эстония, Словакия, Ирландия, Франция, Германия, Латвия, Литва, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Португалия, Израиль.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Известия Калининграда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.