Тумба-Юмба: почему в Калининграде закрыто экс-управление Росохранкультуры

Все новости по теме: Калининградский анклав
Сотрудники бывшего Балтийского управления Росохранкультуры отказались работать и уволились, все до одного. Для острова под названием «Калининградская область» катастрофой это не стало — хотя бы потому, что произошло это еще в апреле, но, по большому счету, так и осталось незамеченным. На самом деле ситуация очень показательная и выходит далеко за рамки охранной сферы.

Здравствуйте, вас ожидает Северная Пальмира

Кабинеты, которые занимало Балтийское управление Минкультуры России (так оно называлось в конце своего пути) в здании ГТРК «Калининград», заперты. На двери висит объявление о том, что структура ликвидирована с 18 апреля. Еще в нем написано, что по вопросам ввоза-вывоза культурных ценностей теперь нужно обращаться в Санкт-Петербург. Указаны телефоны и адрес электронной почты. Подоконник рядом завален письмами; охранники говорят, что посетители приходят каждый день.

Роль, которую играло управление, незаметная, но важная. Можно сказать, помогающая населению полуэксклава не чувствовать себя жителями Тумбы-Юмбы, а знать, что «там, наверху» о них думают и даже заботятся. Любой коллекционер, художник, да и просто — любой, мог прийти сюда и за установленную государством плату получить «индульгенцию» для вывоза нераритетных культурных ценностей за рубеж. В управлении работали эксперты, которые давали оценку вывозимому. Человек получал справку и спокойно отправлялся в место назначения. Скажем, на выставку своих картин. Теперь представьте, что за справкой нужно ехать в Северную столицу — картины для этого придется или взять с собой, или сначала оплатить приезд питерского эксперта.

«Существенные трудности» или «большая головная боль»

Ситуация обернулась «существенными трудностями для художников и частных лиц, владеющих коллекциями, произведениями искусства и другими культурными ценностями», гласит скупой комментарий регионального минкульта, куда обратился корреспондент «Нового Калининграда.Ru». Еще в сообщении говорится о сложностях с тем, чтобы «получить разрешение на ввоз и вывоз музыкальных инструментов, поскольку для этого приходилось ездить в Санкт-Петербург».

Директор калининградского Музея янтаря Татьяна Суворова куда более эмоциональна. С вывозом экспонатов проблем не возникло — для этого есть так называемый «Карнет АТА» — международный паспорт для временного вывоза, который можно оформить в Минкультуры РФ. Но музей занимается кураторскими проектами с художниками, и здесь ситуация получилась щекотливая. «Без представителя Росохранкультуры все наши художники вынуждены вывозить работы за пределы области — на выставки, на продажу, или еще зачем-то — фактически нелегально, — заявила Татьяна Суворова. — Или через Петербург, а там еще может быть очередь, и документы примут не сразу. Для нас это вообще очень большая головная боль». В итоге вмешиваться в ситуацию и даже упреждать проблемы, по словам директора музея, приходилось Службе государственной охраны объектов культурного наследия — структуре областного правительства, которая, в общем-то, ничего подобного делать не обязана.

Но и это не все. Была у маленького Балтийского управления Минкультуры России еще одна роль — инспекции исторических объектов и организаций, которые занимаются реставрационной работой. Реставрация — дело нудное, дорогостоящее, требует всяческих согласований, а речь идет, как правило, о ремонтах, на которых владельцу недвижимости очень хочется сэкономить. Раньше был план проверок, теперь все пущено на самотек; если инспекции случаются, то по инициативе прокуратуры, и системного характера уже явно не носят. Справедливости ради стоит сказать, что у данного ведомства другое мнение. «Я не могу сказать, что сейчас этим никто не занимается. У нас периодически проверки такие проводятся, этим занимаются районные прокуратуры, привлекая экспертов областной охранной службы», — пояснила руководитель пресс-службы областной прокуратуры Оксана Пономарева. Но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что к чему.

20140905_144137.jpeg

Крах Росохранкультуры

Трудности у управления начались не вдруг, и связаны они были вовсе не с тем, насколько хорошо или плохо его сотрудники справлялись со своими обязанностями. В 2011 году не стало Росохранкультуры, подразделением которой оно изначально являлось. Уничтожение ведомства принято объяснять жесткой и непримиримой позицией, которую занял ее бывший руководитель Александр Кибовский в отношении знаменитого проекта питерского «Охта-центра». Санкт-Петербург оставлен «Газпромом» в покое, однако Кибовскому этой истории, судя по всему, не простили.

После того, как Росохранкультуры не стало, Балтийское управление стало подчиняться Минкультуры РФ. Однако год назад там затеяли очередную реорганизацию, и подобные структуры было решено укрупнить; так калининградцы поступили в подчинение к северо-западным коллегам.

Все бы ничего, но, как рассказал корреспонденту «Нового Калининграда Ru» один из бывших сотрудников Балтийского управления, в Питере калининградские штаты было решено сократить до двух человек. «И плюс еще, если раньше у нас были должности главных специалистов, то остались должности референтов, а это, соответственно, зарплата в 12–13 тысяч, и нужно будет выполнять те же функции, что раньше выполняли пятеро, — рассказал собеседник. — Естественно, мы сказали „до свидания“, и уволились. Получается, что с 30 апреля никого там у нас нет вообще». И добавил, что после всего этого к нему обращались сотрудники таможни, которые изъяли на границе некие ценности, и потребовалась срочная экспертиза. Посылка, которую они отправили в Санкт-Петербург спецпочтой, вернулась назад с посланием, что привозить ценности нужно лично.

Уволившиеся сотрудники связывают настойчивое желание «питерских» усечь Балтийское управление до минимума с тем, что в тесной связке с ними работают некие «ООО-шки», в которых можно заказать экспертизу вывозимых ценностей без очередей, но дороже. Возможно, это так и есть, во всяком случае, «Гугл» на соответствующий запрос легко выдает пару адресов. Как бы то ни было, с 1 октября в Калининграде на работу выходят новые сотрудники «охранкультуры». Теперь это будет отдел Северо-Западного управления Министерства культуры РФ, пояснили в управлении корреспонденту «Нового Калининграда.Ru». Рассказывать, сколько здесь будет специалистов и на каких условиях им предстоит работать, не пожелавшая назваться сотрудница Северо-Западного управления не захотела.

Но, наверное, это не так уж и важно. Важно отношение тех, кто находится на федеральном «верху», к особенностям самой западной российской территории, которые аборигены привыкли возводить в абсолютную степень. Уже в который раз выясняется, что «там» то ли просто забывают об этих самых особенностях, то ли не хотят о них знать, то ли начхать. Как это было с прошлогодними «творожковыми баталиями», нынешним эмбарго, а когда-то — с газовыми войнами «Россия — Белоруссия».

Текст — Оксана ОШЕВСКАЯ, фото — «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Ошевская

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.