Спам не пройдет: вступил в силу закон, защищающий абонентов от смс-рассылок

Фото «Нового Калининграда.Ru»


Ненужных смс-сообщений, засоряющих телефон сомнительными предложениями, рекламой кредитов, товаров и акций, которые хоть раз в день, но приходят, больше не будет. Во вторник вступают в силу изменения в закон «О связи». Согласно документу, подобная рассылка возможна только с согласия абонента. Но как всегда не обошлось без нюансов…

Сложности могут возникнуть с сообщениями от банков и других организаций, с которыми вы имели финансовые отношения. Их смс-сообщения с информацией об условиях выдачи кредита или нововведениях по вкладам могут быть вполне законными. Как это часто бывает, дело здесь в пунктах, прописанных в договоре мелким шрифтом. Люди, сами того не зная, подписывая документы на получение банковской карты, могут дать согласие и на смс-рассылку в любое время суток просто потому, что невнимательно ознакомились с бумагой, где была прописана ненужная услуга.

По данным специалистов, рассылка информации о банковских услугах может приходить и нынешним и бывшим клиентам банков или организаций. Потому что пункты подписанного договора, который оговаривает рассылку, могут действовать бессрочно. Часто на ненужную рассылку можно ненароком подписаться при оформлении карт скидок, заполнении анкет на различных сайтах и при покупках акционных товаров.

Владельцы зарплатных карт, которые массово оформляются в больших организациях, тоже рискуют. Ведь в корпоративный договор может быть включен пункт, разрешающий рассылку. Поэтому документы перед подписью нужно читать очень внимательно. Особенно все то, что написано мелким шрифтом. Этот совет актуален не только для того, чтобы не подписаться случайно на смс-рассылку.

Операторы связи теперь тоже могут получить штрафы. Так, за рассылку информации о состоянии счета абонента, предложений о новых тарифных планах самого оператора и других опциях штрафовать не будут. Но за рекламную рассылку не относящихся к компании услуг и товаров или же за передачу номеров своих абонентов для рассылок третьим лицам могут последовать санкции.

Если получаемые сообщения не несут полезной информации и порядком надоели, то можно обратиться в банк или магазин, изложив свои претензии в письменном виде и попросить прекратить рассылку. Так же можно поступить и в отношении какого-либо магазина или организации, навязывающей свои услуги.

Если обращение проигнорировано или смс-сообщения с заманчивыми предложениями оказались недостоверными или, того хуже, из-за спама в роуминге вы лишились связи, так как пришлось платить за эти сообщения, вы имеете полное право обратиться в местный отдел Федеральной антимонопольной службы с жалобой. Ведомство проверит законность таких рассылок и, возможно, возбудит дело о нарушениях.

0NV_0064.jpg

Имеет смысл обратиться и в суд для возмещения морального или материального вреда. Например, сообщения об уже одобренных кредитах со ссылками на определенные банки часто рассылают платежные системы или иные организации, которым абонент когда-то дал согласие на обработку своих персональных данных, использование которых для спама незаконно. Подобные нарушения могут стоить юридическому лицу административного штрафа в размере от 100 тысяч до полумиллиона рублей по закону «О рекламе». Также организацию можно привлечь к ответственности за нарушение положений закона «О персональных данных».

Еще один способ отказаться от назойливых рассылок — позвонить в службу поддержки вашего мобильного оператора и заблокировать все сообщения с коротких номеров или от какой-либо конкретной организации. Крупнейшие российские операторы делают это бесплатно и, как правило, опция включается уже в день обращения. Однако часть специалистов отмечает, что даже в спаме может обнаружиться полезная информация. Поэтому перед удалением смс и блокировкой номера, с которого оно пришло, лучше ознакомиться с его содержанием.

Как оформить заявление о спаме

При обращении в ФАС необходимо указать в заявлении свои ФИО и место жительства, наименование компании, которая беспокоит навязчивыми рассылками. Затем нужно подробно изложить факты, которые свидетельствуют о нарушении закона о рекламе. Стоит отметить время получения спама и требования о принятии мер по факту нарушения.

К заявлению стоит приложить доказательства. Это могут быть распечатка текстов смс-сообщений, скриншоты или фотографии. Детализация баланса, если смс вдруг оказались платными или были получены в роуминге, что повлекло дополнительные расходы. Также нужны копии обращения в компанию, рассылающую спам, с просьбой прекратить рассылку и подтверждение того, что после общения с компанией спам все равно продолжает приходить.

Текст: Алёна Пятраускайте

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.