Доходит до безумия: к чему привёл закон об эвакуаторах в Калининграде

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Защитники автомобилистов утверждают, что эвакуаторщики и инспекторы ГИБДД нарушают закон «О принудительной эвакуации машин» и требуют его послаблений. ГИБДД и руководство ООО «Городские специализированные парковки» пока эту информацию не комментируют.

Уродливые формы

«Мою машину забрали с ул. Чайковского. Стоянка там разрешена, но улица узкая, поэтому я припарковался, немного заехав колёсами на тротуар. Тротуар широкий, я специально посмотрел, что не мешаю пешеходам — даже детские коляски проходили свободно, — рассказал „Новому Калининграду.Ru“ автомобилист Максим. — Вышел минут на 15 по делам, возвращаюсь — машины уже нет. Позвонил знакомым автоинспекторам, они сказали — машина на штрафстоянке уже. Поехал на Барнаульскую, а там очередь — ого-го. В итоге пришлось стоять около часа, чтобы вызволить её. Заплатил за работу эвакуатора. Вот так сделал доброе дело для коллег-автомобилистов, оставив им на дороге место для манёвра…».

Сегодня на центральных улицах Калининграда действительно можно увидеть картину, когда автомобилисты паркуют машины на узких улочках, не заезжая на тротуар — боятся эвакуации за нарушение Правил дорожного движения. В итоге проезжая часть сужается, и на улицах образуются пробки. Такая история — не только на ул. Чайковского, но и около Калининградской областной Думы. По словам руководителя общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгия Румянцева, эвакуация автомобилей, которые «одним колесом» заезжают на тротуар, стала новым бизнесом для калининградских эвакуаторщиков.

«Закон об эвакуации нужен, потому что есть много водителей, которые пренебрегают Правилами дорожного движения и создают препятствия, пробки, мешают движению пешеходов. Закон действительно дал несколько положительных моментов — к примеру, сейчас не так, как раньше, заставлены машинами крайние полосы на Гвардейском, Ленинском проспектах, ул. Гаражной и Черняховского, — рассказал Румянцев. — Но исполнение закона у нас приобретает уродливые формы. Это стал бизнес, на котором кто-то решил погреть руки!»

Румянцев утверждает, что зарплата водителей эвакуаторов зависит от того, сколько машин они привезут на штраф-стоянки. Также есть план по протоколам и у инспекторов ГИБДД. «В итоге они начали просто таскать машины с тротуаров. Сейчас в суде рассматривалось дело жительницы ул. Кирова. У неё около дома есть небольшая стояночка. Когда женщина приехала домой, стоянка была занята. Она поставила машину вдоль дороги — там, где стоянка разрешена. Но чтобы не мешать проезжавшим мимо автомобилистам, заехала чуть-чуть, на 10 см, колесом на тротуар. Выглядывает в окно через некоторое время, что стоянка освободилась и машину можно переставить. А там уже эвакуатор работает! — рассказал Георгий Румянцев. — Она выскочила на улицу, села в машину. Но протокол ей выписали».

Исполнение закона у нас приобретает уродливые формы. Это стал бизнес, на котором кто-то решил погреть руки!

Георгий Румянцев, руководитель общества защиты прав автомобилистов «ОСА»

Подобная ситуация, по словам защитника прав автомобилистов, наблюдается на ул. Чайковского и Грекова, где водители пытаются оставить место для манёвра своих коллег и заезжают на тротуар. «Я понимаю, когда машина целиком заезжает на тротуар, не оставляя места пешеходам — есть у нас и такие умники! Но ведь тут автомобиль никому не мешает! И вместо того, чтобы ехать дальше от центра, забирать машины, которые водители бросают в парковочных карманах и так далее, эвакуаторы облюбовали центр города и дергают всех подряд, — отметил Румянцев. — В выходные подобная история была около драмтеатра, Дома искусств. Люди припарковали машины там, где разрешено, но с заездом на тротуар. Вышли после спектаклей — 15 машин как корова языком слизала!».

При этом, по словам Румянцева, наученные горьким опытом водители отказались от заезда на тротуар, паркуют автомобили чётко на проезжей части, там, где нет знаков, в результате на узких улицах стали возникать пробки.

Доходит до безумия

evak.jpg

Впрочем, по словам Георгия Румянцева, эвакуацией машин с тротуаров дело не ограничивается. По его словам, калининградские эвакуаторщики уже были замечены в инциденте, когда забрали машину с водителем. 

«Водитель увидел, что машину хотят увезти, сел в неё. И эвакуаторщик в нарушение закона повёз его на штрафстоянку, хотя это категорически запрещено — в первую очередь с точки зрения безопасности! Такое ощущение, что водители эвакуаторов готовы за эти 2 тысячи рублей удавиться! Есть ещё одна схема. К примеру, водитель видит, что его машину хотят забрать, прибегает, говорит, что готов заплатить штраф, переставить машину, но пусть её не увозят. Водитель эвакуатора не обращает на него внимания, говорит, мол, обращайся к инспектору ГИБДД. Автоинспектор в свою очередь нарочито медленно начинает рассматривать документы, предлагает составить протокол. В это время эвакуаторщик уже цепляет автомобиль и поднимает на несколько сантиметров над землёй, а потом говорит водителю: плати 695 рублей за погрузку-разгрузку, — рассказал Румянцев. — Ко мне обратилась женщина, которая полчаса стояла так перед эвакуатором, водитель которого клянчил у неё эти деньги. В итоге он газанул, чуть её не сбив, и уехал».

При этом Румянцев возлагает вину за сложившуюся ситуацию на городские власти, которые не развивают в городе систему платных и бесплатных парковок. «Ещё в 2012 году я писал письмо горвластям, в облдуму и проч., что надо сначала провести ревизию знаков, запрещающих остановку, нужно обустроить парковки. Говорил, что заниматься эвакуацией автомобилей должно муниципальное предприятие, чтобы деньги потом шли на развитие сети парковок. Однако в итоге отдали всё это в частные руки. За время работы эвакуаторов они эвакуировали уже около 7 тысяч машин, заработали больше 15 млн рублей. Куда ушли эти деньги? В частные руки?» — отметил он.

В качестве конкретного примера отсутствия внятной политики городских властей Георгий Румянцев привёл ситуацию с ярмарками выходного дня около Дома Советов. «Доходит до безумия. Человек туда приезжает, ставит машину вдоль дороги, потому что стоянка там забита. Возвращается с мешком картошки, а машины нет! Ну неужели на выходные дни нельзя там убирать знаки „Остановка запрещена“? Ведь в выходные движение не такое интенсивное! Нет, луна-парку там разрешили разместиться, а с водителей, приехавших за недорогими продуктами, деньги стригут», — возмутился Румянцев.

Отметим, что руководитель ООО «Городские специализированные парковки» в пятницу оказался недоступен для комментариев. Сотрудники парковки сообщили, что передадут ему просьбу журналистов прокомментировать факты, изложенные Георгием Румянцевым. В городском управлении ГИБДД предложили направить информационный запрос. Аналогичная ситуация — с администрацией Калининграда, которая готова общаться с редакцией только на основании официальных информационных запросов.

Кстати, минфин Калининградской области отмечает, что в первом полугодии 2014 года поступления в региональную казну от штрафов, взимаемых за нарушения правил дорожного движения, выросли вдвое.

В 2013 году сумма штрафов ГИБДД, перечисленных в бюджет, составила 137 млн рублей, в 2014 году планируется собрать 200 млн рублей.

«В первом полугодии 2014 года наблюдается значительный рост поступлений от штрафов ГИБДД — практически в два раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — сообщил министр финансов Виктор Порембский. — В прошлом году сумма штрафов, перечисленных в бюджет, составила 137 млн рублей, в этом году планируется собрать 200 млн рублей». По словам Порембского, рост поступлений связан с тем, что в сентябре 2013 года были увеличены сами размеры штрафов. Кроме этого, министр связал увеличение поступлений с увеличением штрафов за неправильную парковку автомобилей (появлением эвакуаторов) и введением видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Эвакуатор как административный ресурс

evak_3.jpg

Ситуация с «беспределом» эвакуторщиков вышла на федеральный уровень. Нижняя палата российского парламента намерена рассмотреть смягчающие поправки в законодательство об эвакуаторах на одном из первых заседаний в ноябре. Соответствующие законопроекты ранее внесли в Госдуму представители фракций ЛДПР и «Справедливой России». 

При этом представитель ЛДПР Ярослав Нилов заявлял, что первый законопроект предлагает не эвакуировать автомобили на штрафстоянку, если имеется возможность переместить их на ближайшее свободное место, где они не будут создавать каких-либо препятствий и неудобств. Вторая инициатива направлена на отмену платной эвакуации, что, по мнению Нилова, «остудит пыл рьяных эвакуаторщиков, так как лишит их материального стимула».

В свою очередь, Федерация автовладельцев России (ФАР) заявила о создании движения, которое займётся поддержкой водителей, пострадавших от эвакуаторов. Как сообщил «Известиям» во вторник президент ФАР Сергей Канаев, его вдохновил пример автомобилиста Константина Алтухова, который провёл 22 часа в машине, уже погруженной на эвакуатор. По его словам, ФАР напечатает специальные бланки с просьбой сообщать о приближающихся эвакуаторах, куда можно будет вписать номер. Канаев считает, что другие водители смогут позвонить автовладельцу, машину которого собираются эвакуировать, и вызвать его.

Местный представитель ЛДПР Александр Ветошкин идею старших коллег по Госдуме поддержал. По его словам, он сам был против того, чтобы принимать закон об эвакуации в том виде, в котором он в итоге был принят. «Изначально, когда возникла тема с эвакуацией машин, я говорил, что нужно убирать тот транспорт, который угрожает безопасности движения, — сказал Ветошкин. — Я также отмечал, что сегодня у нас нет возможности не нарушать закон, пока не будет отработана тема с дорожными знаками, парковками в центре города, не будет договорённостей с торговыми центрами о том, чтобы первый час парковки там был бесплатным».

Депутат рассказал, что после того, как закон начал работать, и у областной Думы были неправильно припаркованы автомобили, он лично специально вызвал эвакуаторы, дабы «коллеги на своей шкуре почувствовали всю боль, которую они создали для жителей Калининграда и приморских городов». По словам Ветошкина, он говорил, что закон в том виде, в котором он есть, приведет к сумасшедшему бизнесу — эвакуаторы будут дёргать всех подряд, кроме блатных и крутых машин.

Сегодня у нас нет возможности не нарушать закон, пока не будет отработана тема с дорожными знаками, парковками в центре города, не будет договорённостей с торговыми центрами о том, чтобы первый час парковки там был бесплатным.

Александр Ветошкин, депутат областной Думы от ЛДПР

«Приведу один пример. Наш офис располагается на ул. Генделя, где паркуются сотрудники ФСБ, УФСИН, Балтфлота, некоторых фирм. Машины стоят друг у друга „на голове“, но автомобилисты как-то научились регулировать эту ситуацию — оставляют под лобовым стеклом записки с телефонными номерами, и если машина мешает, владельцу звонят, он уходит и отгоняет автомобиль. ГИБДД сюда не заезжает, хотя некоторые машины и паркуются иногда с нарушениями, — рассказал Ветошкин. — Однако недавно я приехал вечером в офис и увидел, как 3 экипажа активно вывозят машины. Решил поинтересоваться, в чём дело. Оказалось, что в офисе на ул. Генделя, 5, который принадлежит депутату горсовета Калининграда, проходила конференция „Единой России“. Депутатам нужно было припарковаться, поэтому эвакуаторы расчищали для них пространство. Получается, что это не только бизнес, а ещё и административный ресурс для партии власти». Ветошкин заявил, что поддерживает инициативы, которые исходят от его коллег на федеральном уровне. «И это очень хорошо, что на федеральном уровне решили отыграть назад, потому что наши попытки прекратить безумие эвакуаторов на региональном уровне всё время натыкались на федеральное законодательство», — заключил депутат.

Отметим, что глава калининградского отделения «Единой России» Андрей Шумилин не смог оперативно прокомментировать претензии депутата облдумы от ЛДПР.

Глава регионального отделения «Справедливой России» Павел Фёдоров считает, что закон об эвакуации нужен, потому что наказать нерадивых автомобилистов можно только рублём. «В Финляндии установлены огромные штрафы за нарушение ПДД — в процентах от годового дохода. Я видел, как человеку выписали штраф за превышение скорости в размере 295 тысяч евро! Конечно, он один раз заплатит и нарушать больше никогда в жизни не будет, — отметил Фёдоров. — На самом деле после вступления в силу закона ситуация улучшилась. В той же Москве в центре теперь можно найти место для парковки, заплатив определенную сумму. Но, конечно же, дорабатывать кое-что нужно. К примеру, у нас в городе есть широкие улицы, на которых установлены запрещающие знаки. А там аптеки, ателье, ещё какие-то учреждения. Человеку, что ли, нужно за 3 км машину оставлять и в аптеку идти? Думаю, что при наборе определённой критической массы замечаний закон доработать нужно. Но отбрасывать его, конечно, нельзя».

Тарифы на эвакуацию машин в Калининграде:

перемещение на спецстоянку, включая погрузочно-разгрузочные работы — 2090 рублей;

погрузочно-разгрузочные работы — 695 рублей;

хранение транспортных средств, после первых суток:

— категории, А — 25 руб./час;

 — категорий В, D разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн — 50 руб./час;

 — категорий D разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн — 100 руб./час;

 — негабаритные транспортные средства — 150 руб./час.

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.