Хмурое небо: в «Храброво» упал пассажиропоток на международных линиях

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Все новости по теме: Авиаперевозки

Согласно данным, предоставленным аэропортом «Храброво», на фоне общего повышения пассажиропотока на международных воздушных линиях наблюдается его снижение. Поток «упал» почти на 4% и составил 193 тыс 472 человека. «Это связано с уходом с калининградского рынка авиакомпаний „Air Baltic“, „Astra Airlines“, „SAS“, „Bulgaria Air“», — отметили в аэропорту.

По мнению председателя Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области Тамары Тороповой, снижение количества пассажиров действительно, скорее всего, связано с ограниченностью предложения. «Было больше рейсов, больше был выбор. Больше было различных состыковок. А сейчас осталась только одна авиалиния, это „Air Berlin“. Не считая тех, что летают только в сезон. А людям надо в Ригу, людям надо в Варшаву. Ушла Польша. Поэтому люди выбирают другие состыковки, другие маршруты. Ушли на Польшу, на Гданьск, — отметила Торопова. — Выбор для индивидуальных туристов сейчас крайне ограничен, потому что нет полетов в хабы, крупные аэропорты».

Еще два варианта отправиться в заграничное путешествие у калининградского индивидуального или бизнес-туриста — московские аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово». Первый обслуживает в основном европейское направление, а второй — регионы Юго-Восточной Азии, в том числе Таиланд и Дубай, отметила глава ассоциации.

По мнению Тамары Тороповой, на уход авиаперевозчиков с калининградского рынка повлияло множество факторов. «Цена билета может быть немаловажным фактором. Если цена билета выше, то клиента нет, клиент ищет более дешевые варианты, бизнес-клиент. Ведь когда был свой здесь хаб, калининградский, то поток был намного выше. Калининград знали очень многие граждане России, потому что самолетами „КД-авиа“ можно было очень легко улететь в любую точку. Полеты в Изралиль и Дюссельдорф были самыми востребованными во времена „КД-Авиа“, но тут только ностальгировать нам остается», — отметила Торопова.

Калининград знали очень многие граждане России, потому что самолетами «КД-авиа» можно было очень легко улететь в любую точку. Полеты в Изралиль и Дюссельдорф были самыми востребованными во времена «КД-авиа», но тут только ностальгировать нам остается

Тамара Торопова, председатель Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области

Кроме того, уход с нашего рынка международных перевозчиков подстегнул, по ее мнению, и технический прогресс. «Сейчас клиенты очень многие сидят в системах электронного бронирования и приобретают билеты в польских аэропортах на те же испанские курорты. IT-технологии, конечно, наступают, тем более что очень многим бизнес-клиентам нужны более дешевые перелеты», — заключила Торопова.

Организатор индивидуальных поездок Александр Москалев заявил, что весь пассажиропоток, по его мнению, давно переместился в аэропорты Гданьска, Варшавы и Вильнюса, очень мало задев Москву. «Так летают все нормальные люди, — сказал Москалев. — В здравом уме никто не полетит из Калининграда в Европу через Москву — дорого и долго. Проще доехать до Гданьска, оттуда бессчетное количество вылетов, и пассажиропоток только растет».

Пользоваться услугами «Air Berlin» для путешествий по Европе, по его мнению, тоже не слишком удобно. «Этот вариант реально работает, только если вам надо в Германию. Потому что иначе там достаточно высокие цены. Поэтому из нашего аэропорта вообще никто никуда, кроме Москвы и Питера, не летает», — сказал Москалев.

«Air Baltic», по его словам, и в лучшие времена не пользовался в регионе большой популярностью. «Он был удобен в качестве подвозки на стыковочные рейсы. Там летал маленький самолет вместимостью 40–45 человек. Он был достаточно хорошо организован, но это все равно капля в море. Тот же Гданьский аэропорт в год обслуживает по 1,5 миллиона пассажиров, и порядка 10% из них — калининградцы», — заключил Александр Москалев.

fPpGon1L4ko.jpg

А вот по мнению директора турфирмы «Мик-авиа» Светланы Хромовой, прямые вылеты из Калининграда в Европу вполне способны привлечь «своего» пассажира. «Мы конкретно оперировали рейсами испанской авиакомпании „Vueling Airlines“, начиная с июня, и закончили в сентябре И эта компания по 180 мест 2 раза в неделю прекрасно заполнялась. Но она закончила свою программу и помахала нам рукой до следующего лета. На следующий год она тоже будет летать. Это регулярный чартер, но им пользуются и индивидуалы, которые просто покупают билеты в авиакассах, и только часть людей летали с программой туристической. То, что ушла с рынка „Air Baltic“, а до этого несколько лет назад „SAS“… наверное, экономически им были не интересны эти рейсы. Все же решает экономика», — сказала Хромова.

Вылеты из «Храброво», по ее мнению, не сможет заменить даже более демократичная по цене Польша. «Огромное количество людей ценит комфорт. Когда с детьми, бабушками вы летите из Калининградского аэропорта, вместо того, чтобы, когда из-за тумана откладывают рейс в Гданьске, сидеть там на лавочках. Комфорт играет очень большую роль сейчас у наших пассажиров», — сказала директор компании «Мик-авиа».

Кроме того, она отметила, что европейские лоукостеры на Калининградский рынок вовсе не стремятся. Например, переговоры с бюджетной венгерско-польской компанией «Wizz Air» провалились. «Мы летали в Будапешт вместе с представителями аэропорта калининградского, обсуждали возможность прихода этой авиакомпании к нам. Но в нынешней ситуации нестабильного русского рынка я сомневаюсь, что „Wizz Air“ на своей собственной финансовой ответственности сделает такой шаг. Думаю, что, пока у нас не „распогодится“, они ничего предпринимать не будут, — сказала она. — Пока нет претендентов на такой качающийся рынок, поверьте. Пока только своими собственными российскими усилиями мы сможем навести какой-то более-менее порядок в нашей собственной авиационной теме российской. Когда „КД-авиа“ не стало, мы с тех пор, и не только мы, но и очень многие россияне в городах-миллионниках, очень ждем, когда Калининград вновь станет хабом для России. Для этого нужна добрая воля российских авиакомпаний. Может быть, „Аэрофлота“», — заключила Хромова.

Пока нет авиакомпаний-претендентов на такой качающийся рынок, поверьте. Пока только своими собственными российскими усилиями мы сможем навести какой-то более-менее порядок в нашей собственной авиационной теме.

Светлана Хромова, директор турфирмы «Мик-авиа»

Напомним, за 2013 год аэропортом «Храброво» воспользовались 1 млн 314 тыс человек, что на 10,5% больше, чем годом ранее. Наибольший рост — на 12,4% — произошел на внутренних воздушных линиях, на международных он составил 3,1%. Максимальное число пассажиров в «Храброво» приняли в 2008 году — 1,92 млн человек. Внутрироссийский пассажиропоток тогда составил 1,28 млн человек, международный — 640 тысяч.

Напомним, 11 ноября 2010 года Арбитражный суд Калининградской области признал ОАО «КД-Авиа» банкротом. Общая сумма кредиторской задолженности предприятия составляла на момент подачи в суд заявления о банкротстве 11,728 млрд рублей.

В апреле этого года министр экономики области Анастасия Кузнецова заявила, что с конца 2015-го и по 2020-й пассажиропоток в аэропорту «Храброво» может увеличиться в 5 раз. При этом учитывается весь поток, в том числе транзитные пассажиры, которые совершают перелеты в российские регионы и страны Европы.

В ноябре 2013 года губернатор Николай Цуканов заявил, что к 2016 году аэропорт «Храброво» должен иметь возможность «перевалить» 5 млн пассажиров, и отметил, что областное правительство поставило задачу привлечь в регион несколько миллионов туристов. Ранее губернатор говорил о том, что «аэропорт должен иметь возможность к 2016 году „переваливать“ 7 млн туристов». В начале декабря 2013 года областное министерство инфраструктуры спрогнозировало, что к 2020 году аэропорт примет 2,1 млн авиапассажиров, тем самым в 2 раза снизив прогнозы Цуканова.

Текст: Алла Сумарокова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.