Сколько стоят негласные договоренности?

На последнем заседании Калининградской облдумы депутаты, не входящие во фракцию «Единая Россия», единодушно проголосовали за законопроект «О наказах избирателей и обращениях граждан». Законопроект предлагал предусмотреть в областном бюджете определенную сумму (каждый год она могла быть разной), которая шла бы на решение проблем калининградцев, которые просят помощи у депутатов. Однако законопроект не утвердили. Мы попытались разобраться, почему.


Полмиллиона на баню

И во времена администрации Леонида Горбенко, и при Владимире Егорове депутаты областной думы участвовали в распределении бюджетных денег и решали проблемы своих избирателей очень активно: во-первых, негласно за каждым депутатом было закреплено право на определенную сумму из фонда непредвиденных расходов (деньги из этого фонда выделяются постановлением губернатора). Во-вторых, именно региональный парламент утверждал областную инвестиционную программу, в которую каждый из депутатов старался включить объекты из своего избирательного округа. Право утверждать программу давало депутатам возможность торговаться с исполнительной властью - законодатели могли «зарубить» документ, если в него не включены объекты из их округов. В конце 2005 года депутаты добровольно отказались от права утверждать инвестиционную программу, передав это право областному министерству экономики.

- В думе прошлого созыва существовала негласная договоренность о том, что депутаты могут рассчитывать на определенную часть областного фонда непредвиденных расходов, чтобы помогать своим избирателям, - рассказал «КП» вице-спикер облдумы Валерий Селезнев, который голосовал за законопроект о наказах избирателей. - В свое время по моей просьбе администрация Владимира Егорова выделила на ремонт бани в Балтийске 500 тысяч рублей. Еще я просил выделить деньги на ремонт школы в Пионерском, на музыкальную школу в Калининграде, и все эти обращения удовлетворялись. Сегодня таких договоренностей нет.

Валерий Селезнев рассказал, что не так давно попросил Георгия Бооса выделить 120 тысяч рублей для семьи, которая живет в аварийном доме в Московском районе Калининграда.

- Я приложил смету, видеоматериалы, отписки главы района, который годами обещает сделать ремонт, - рассказал вице-спикер. - Но полпред губернатора в областной думе Тамара КузЯева написала: «Финансирование такого рода просьб должно оплачиваться из городского бюджета» и переправила обращение все тому же главе района.


100 тысяч для «Сверчков»

Однако в областной думе и сегодня есть немало депутатов, которые по-прежнему имеют возможность помогать своим избирателям за счет бюджета. К примеру, спикер облдумы прошлого созыва, а ныне глава комитета по безопасности и член фракции «Единая Россия» Владимир Никитин утверждает, что схема выделения денег по просьбам депутатов никаких изменений не претерпела.

- У губернатора есть фонд непредвиденных расходов, он создан для того, чтобы крышу починить, баню построить, ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, - говорит Никитин. - Депутаты, как другие граждане, могут обращаться к губернатору с предложением о выделении денег из этого фонда. Губернатор рассматривает такую возможность. И, если соглашается, выносит постановление. Это происходило и при прежнем губернаторе, происходит и сейчас. Определенной суммы, на которую мог бы рассчитывать каждый депутат, никогда не было. А обращения, которые не удовлетворялись, тоже были. Помню, просил у Владимира Егорова 180 тысяч рублей на научные исследования, три или четыре года ходил к бывшему главе комитета по финансам Леониду Сергееву, но так ничего и не получил.

Сейчас по просьбам Никитина правительство области помогло нескольким школам купить ксероксы, выделило деньги на создание литературного музея в библиотеке № 1 Московского района. Недавно Никитин отправил просьбу от детского ансамбля «Калининградские сверчки», которым на поездку в Германию необходимо около 100 тысяч рублей.

Еще один вариант исполнения наказов избирателей - включение объекта в областную инвестиционную программу - уже не действует.

- Раньше было проще - мы говорили губернатору Егорову: включите в программу такой-то объект, иначе программу не утвердим. И объект включался, - вспоминает Никитин. - Теперь инвестиционная программа формируется в правительстве области, но депутаты, естественно, могут предложить включить в нее какой-либо объект.

Никитин собирается просить за школу № 43 и интернат для слабовидящих детей.

- Школе на 2 миллиона 120 тысяч рублей нужен дренаж участка. Интернат просит помочь с ремонтом на полмиллиона. Я губернатору написал, а включит ли он в программу, пока не знаю. У нас же нет своих фондов, я не могу достать из кармана 100 тысяч рублей, я зарплату только получаю.


Давали, но не всем

Председатель бюджетного комитета и член фракции «Единая Россия» Валерий Фролов утверждает, что при прежнем губернаторе деньги из бюджета на решение проблем избирателей выделялись не всем поровну.

- Я, например, не получал никаких денег, - рассказал Валерий Фролов. - Правда, включили один мой объект в областную инвестиционную программу. В ту пору, когда шла предвыборная борьба и у нас с Егоровым еще были хорошие отношения, мне удалось показать ему недостроенную школу в поселке Ясное. И Егоров направил более 60 миллионов рублей из бюджета на завершение строительства. К сожалению, потом отношения у меня с ним испортились, потому что его я стал критиковать за нарушение бюджетного законодательства.

В нынешней думе обращения Фролова с просьбой выделить деньги из фонда непредвиденных расходов исполняются исправно.

- 26 июня прошлого года я попросил выделить 620 тысяч рублей на капремонт Дома культуры поселка Липовка Черняховского района, однако постановление губернатора о выделении денег было подписано только через год, - рассказал глава бюджетного комитета. - Были другие обращения: закупка мебели для детских садов в Неманском районе, 500 тысяч на завершение ремонта в Славской райбольнице. Конечно, сейчас гораздо лучше решаются вопросы, а у Егорова я был в немилости.

Бывший финансист администрации Егорова Леонид Сергеев утверждает, что негласная договоренность у губернатора с председателем облдумы была:

- Они договорились, что 10 процентов фонда непредвиденных расходов могут выделяться на наказы избирателей. Наверное, это было где-то по 500 тысяч рублей на каждого депутата.


Коммунисты не просят

Представители думской «оппозиции» похвастаться тем, что наказы их избирателей решаются лучше, чем при прежней власти, не могут. Но они никогда к губернатору с просьбой выделить деньги из фонда непредвиденных расходов даже не обращались!

- Потому что на все наши инициативы власти всегда дают один ответ - у вас другая партия, и вы нам не товарищи, - говорит представитель «Патриотов России» Михаил Чесалин.

- Депутаты - народные избранники, они не должны просить деньги у губернатора, - возмущается депутат-коммунист Владимир Кафидов. - И областной бюджет - не партийная касса «Единой России». Вот в окружном Совете деньги депутатам дают!


На случай ЧП

Депутаты окружного Совета до недавних пор действительно утверждали городские «адресные» программы. Получалось примерно по 2 миллиона рублей на исполнение наказов в каждом округе. Правда, никаких таких «депутатских фондов» не существует.

- Договоренность о двух миллионах была у нас с исполнительной властью при формировании бюджета на 2008 год, - рассказал «КП» депутат окружного Совета Сергей Карпушенко. - Но деньги эти были распределены в строгом соответствии с законом. К примеру, чтобы помочь школе поменять окна, часть предусмотренной на мой округ суммы была направлена управлению образования, через которое и финансируется ремонт. Если нужно было отремонтировать крышу, дом был включен в соответствующую адресную программу. Кроме этого, 100 тысяч рублей в пределах этих двух миллионов мы могли потратить на конкретную материальную помощь малоимущим жителям города.

Сейчас глава комитета по бюджету Светлана Мухомор (назначенная на эту должность главой городской администрации Феликсом Лапиным) говорит, что о существовании подобных договоренностей между исполнительной и представительной властью ничего не знает. Более того, городские депутаты уже лишили себя возможности утверждать адресные программы.

- Депутаты приняли поправки в положение о бюджетном процессе, - объяснила Мухомор. - Те программы, которые уже действуют, отменять никто не собирается. Но впредь программы будет принимать администрация города.

Глава города - председатель окружного Совета Александр Ярошук о каких-либо негласных договоренностях предпочитает не говорить.

- Весь бюджет города - 5 миллиардов. На проблемы ЖКХ, дороги уходит, грубо говоря, 2,5 миллиарда рублей. Каждый депутат просто должен внимательно подходить к формированию бюджета и плана социально-экономического развития на следующий год, чтобы адреса из его округа туда попали. И таким образом разделите 2,5 миллиарда на 27 депутатов, получается, что десятки миллионов идут на каждый депутатский округ. Если есть вопросы, которые требуют срочного решения - пожар случился, или ЧП, или ураган, - конечно, должны быть резервные деньги.

- Сколько таких «резервных» денег предусмотрено в фонде непредвиденных расходов на каждого депутата?

- У нас в резерве таких денег нет. В случае необходимости мы обращались к исполнительной власти и всегда находили компромиссы.

- А если у депутатов возникнет конфликт с исполнительной властью?

- Не возникнет. Когда идет речь о том, сделать эту дорогу или ту, мы можем дискутировать, но деньги-то все равно идут на дороги. Не вижу конфликта.


Вместо послесловия

Нас избаловала советская власть. Наказы избирателей - это ведь с тех еще времен. Но, с другой стороны, каждый, кто прошел избирательные кампании, знает, что не пообещай он конкретное дело - починить, профинансировать, обустроить, - никто его не выберет. Поэтому обращение к депутату, своему избраннику, - привычная практика, которая к тому же давала результат.

И вот выясняется, что законодательство не дает депутатам возможности исполнять наказы жителей города и области. Оказывается, они и раньше-то это делали по результатам каких-то негласных договоренностей с исполнительной властью! Как бывает с такими договоренностями, известно: сегодня они есть, а завтра нет. И нам, налогоплательщикам и избирателям, от этого не легче. Договорится депутат или не договорится, включат ваш дом в очередную социальную программу или не включат, в «правильной» он партии, или в «неправильной» - на его совести. Гарантии, что он исполнит обещание, что поможет, не будет.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Комсомольская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.