«Транспорт-паразит»: маршрутки в Калининграде как оружие массового поражения

В Калининграде вновь участились ДТП с маршрутными такси — за выходные в них пострадали три человека. «Новый Калининград.Ru» вспомнил аварии с маршрутками в главной роли, узнал, чего в ближайшее время стоит ожидать калининградцам от новой транспортной сети, а также выяснил, на сколько местные власти планируют сократить количество опасных микроавтобусов на улицах города.

За минувшие выходные произошло две аварии, виновниками которых стали водители маршруток. В субботу маршрутное такси сбило двоих пешеходов в самом центре Калининграда, прямо на площади Победы. По словам водителя, он отвлёкся на пассажира, передававшего ему деньги за проезд. Телесные повреждения в результате получили молодая девушка и пенсионерка, переходившие в этот момент дорогу.

На следующий день, в воскресенье, водитель маршрутного такси № 77, поворачивая с Московского проспекта на Литовский вал, наехал на женщину, переходившую дорогу по вполне регулируемому пешеходному переходу. Пенсионерка с травмами была доставлена в больницу.

Это далеко не первые случаи ДТП с участием пассажирских микроавтобусов. Самая трагическая авария, буквально всколыхнувшая весь Калининград, произошла в октябре 2014 года на улице Невского. Тогда маршрутное такси врезалось в мусоровоз «КАМАЗ». Как выяснилось позже, 40-летний водитель маршрутки отвлёкся от управления, в результате чего и врезался в ехавший в попутном направлении мусоровоз. По данным полиции, 58-летняя пассажирка ударилась о приборную панель транспортного средства и от полученных травм скончалась на месте происшествия. Еще двое пассажиров — 17-летняя девушка и 57-летний мужчина получили телесные повреждения. Позже следователи полиции возбудили уголовное дело по факту аварии, а затем водителя, по вине которого погибла женщина, поместили под стражу. По данным областного УМВД, уголовное дело по факту этой аварии на прошлой неделе было направлено в суд. Водитель свою вину полностью признал.

Тогда ДТП с летальным исходом привлекло внимание Госавтоинспекции, её представители в течение 5 дней проверяли маршрутки и автобусы. Менее чем за неделю сотрудники ГИБДД проверили 94 транспортных средства и задержали двоих водителей пассажирских автобусов, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения, а также выявили 10 нарушений правил перевозки пассажиров.

Кроме сотрудников правоохранительных органов, на трагическое ДТП отреагировал тогда и мэр Калининграда Александр Ярошук. Правда, реакция его оказалась, как это часто бывает, лишь сотрясанием воздуха, точнее — эфира. В программе «Главный час» изображавший глубокую озабоченность мэр решительно пообещал убрать с улиц областного центра все маршрутные такси. Но уже через 10 дней признал, что власти очистить областной центр от опасного транспорта всё же не смогут.

Маршрутки и их водители тем временем продолжали исправно калечить население Калининграда. В декабре минувшего года в результате очередного ДТП с участием маршрутного такси и сразу четырёх автомобилей пострадали два человека. По данным полиции, маршрутное такси № 82, двигавшееся по ул. Горького в направлении ул. Черняховского, столкнулось со встречным «Крайслером». Травмы получили водитель общественного транспорта и его пассажир.

Вообще же, как показывает практика, большинство аварий с участием маршруток в Калининграде происходят именно по вине их водителей, устраивающих на улицах города настоящие гонки. Так, в октябре в центре города столкнулись пассажирские микроавтобусы № № 61 и 82. Очевидцы отмечали, что водитель последнего пытался объехать коллегу справа и задел его по касательной. Еще одно ДТП случилось по вине водителя маршрутки в районе магазина «Кэш» на Московском проспекте в декабре. Микроавтобус пытался въехать на дублирующую дорогу и столкнулся с ехавшим там автобусом.

В местном ГИБДД корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» рассказали, что у отдела технического надзора есть согласованный график плановых проверок на год. «Не обязательно ждать какого-то ДТП. Профилактические мероприятия идут не только после какой-то аварии. Их запланировано миллион. Это все происходит постоянно. Когда происходит ДТП, уже идут внеплановые проверки, которые согласуются в прокуратуре», — сообщил инспектор группы пропаганды ОГИБДД города Александр Попов.

По его словам, сейчас большое внимание уделяется оплате штрафов. «Опять же, чтобы дисциплинировать водителей, которые управляют маршрутками, автобусами, которые возят людей, — отметил Попов. — Запрашивается водительский состав организации, после этого всех водителей пофамильно „пробивают“ по базе на наличие штрафов, распечатывают и отдают руководителям предприятий, чтобы они могли воздействовать».

Впрочем, проблема маршруток, сбивающих друг друга и людей, судя по всему, слишком уж приоритетной для инспекторов дорожного движения не является. Оперативно предоставить полную информацию о количестве аварий с участием маршрутных такси в Калининграде и области в отделе пропаганды ГИБДД в понедельник не смогли, пообещав, однако, сделать это «в ближайшее время».

«Транспорт-паразит»

IMG_1434.jpg

Зато проблема маршруток хорошо известна в горсовете, в первую очередь тем его членам, которые участвуют в конкурирующем бизнесе — автобусных перевозках. Глава транспортной комиссии горсовета Сергей Донских в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» в понедельник назвал маршрутные такси «транспортом-паразитом». По мнению Донских, микроавтобусы не решают «проблему вывоза» людей, а только лишь её усугубляют.

«Против маршрутных такси я всегда выступал и буду выступать. За счет чего у них скорость? За счет нарушений правил дорожного движения. Отсюда аварии. Получается, что люди сами для себя ставят приоритеты, что им необходимо. Вы свою жизнь ставите на кон, на чашу весов. Либо быстрее, либо безопаснее. А куда торопиться? На тот свет всегда успеешь, — заявил Донских. — На сегодняшний день у нас разрабатывается новая маршрутная сеть, концепция которой будет представлена ориентировочно где-то это весной».

Депутат и бизнесмен также признал, что «не ждет чуда» от новой маршрутной сети и сообщил, что маршрутные такси, как вид транспорта, должны в Калининграде отойти на второй план. При этом он не исключил, что в некоторых местах маршрутки будут все же необходимы.

«Это с точки зрения, чтобы довезти людей с окраин и оттуда, где не может пройти большой автобус. До какой-то магистральной улицы, где будут ездить уже трамваи, троллейбусы и автобусы. Я думаю, что нам нужно готовиться к тому, что на половину микроавтобусов будет сокращено. Город ставку на микроавтобусы на сегодняшний день не делает», — пояснил Сергей Донских.

Кроме того, он подчеркнул, что «есть идея» организовать единый проездной билет. «Мы сейчас ведем диалог. Со временем это можно сделать. Чтобы людей простимулировать уйти от наличности. Как в Москве. Таким образом мы уходим от наличности, и водитель будет заниматься своей работой», — заключил Донских.

Впрочем, пока власти занимаются «оптимизацией дорожной сети», на дорогах областного центра в результате ДТП, произошедших по вине маршрутных такси, страдают и погибают люди. Счёт аварий с участием маршруток идёт уже на десятки.

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Текст: Анастасия Лукина

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.