Какая роль отведена новой Калининградской общественной палате?

Какой прок от местной общественной палаты? Думается, вряд ли кто из десятка спрошенных «навскидку» прохожих смог бы с ходу ответить на данный вопрос. А большинство наверняка заявило бы о том, что знать не знает о существовании этой самой палаты. Впрочем, сие неудивительно. Ведь институт, по идее призванный отражать чаяния населения и отстаивать его законные интересы, в нашем регионе почему-то всегда отличался определенным конформизмом.

В свое время палата, в частности, умудрилась не «заметить» ни отлученных от льгот стариков, которые чуть ли не штурмовали облдуму, ни местных автомобилистов, в штыки встретивших драконовские ставки транспортного налога, ни пикетчиков, протестовавших против тотальной вырубки деревьев в областном центре в угоду крупным строительным компаниям.

В течение же последнего года КОП и вовсе пребывала в состоянии глубокого, едва ли не летаргического сна. Причина - затянувшийся процесс ее кардинальной реорганизации.

Если говорить упрощенно, суть реформы такова. Палату, в которую изначально входили представители почти трехсот общественных объединений области, количественно было решено сократить до 36 членов. Треть из них - квота губернатора. Еще треть сформирована на паритетной основе облдумой и муниципалитетами. Наконец, оставшиеся места в качестве утешительного приза отдали тем, кто состоял в координационном совете прошлой КОП. Кстати, чиновные реформаторы изначально намеревались «чистых» общественников и вовсе сократить. И лишь после долгих и бурных дебатов оппонентам удалось достигнуть компромисса.

Оставался пустяк - до 1 декабря 2007-го, как требовал профильный областной закон, официально сформировать общественный орган. Но не тут-то было. Если муниципалы и думцы оперативно подсуетились со своими кандидатурами, то с так называемым губернаторским списком вышла многомесячная осечка. Собственно, этот список был обнародован лишь 21 августа текущего года. Да и то вместо 12 фамилий в нем значилось 11. В течение десяти последовавших дней главе областной исполнительной власти следовало, как того требует закон, определиться с датой первого заседания реформированной общественной палаты. Однако срок этот давно уже минул, а определенности насчет того, когда их соберут, у новых «палаточников» все еще нет.

Тем не менее ждать у моря погоды они не пожелали (по крайней мере те, у кого за плечами - членство в составе былого координационного совета) - занялись подготовкой регламента, по которому суждено жить палате. Но когда этот регламент был готов, рьяных общественников как обухом по голове ударила информация, вышедшая из недр структуры, которой поручено курировать КОП, - областного министерства культуры. Оказывается, «настоящий» регламент разрабатывается именно там. «Нам было заявлено, что мы, мол, не имеем права заниматься регламентом, поскольку это - прерогатива конкретного сотрудника министерства, - с возмущением в голосе рассказывал на прошлой неделе журналисту «Калининградской правды» один из ветеранов общественной палаты, возглавлявший в ее прежнем составе комиссию по регламенту Александр Коркин. - По сути, нам пытаются навязать роль статистов - дескать, делай раз, делай два».

В минувший вторник взбудораженные общественники собрались на «регламентный» сход. Предполагалось, что атмосфера встречи будет весьма горячей. Однако скандала не получилось из-за неявки автора чиновничьего регламента. В итоге пришедшие проголосовали за то, чтобы их коллективный вариант был рассмотрен на стартовом заседании палаты, и делегировали «тяжеловеса» Коркина на встречу с противной стороной.

Вернувшись, Александр Михайлович с удовлетворением поведал автору этих строк о том, что каких-либо опасных подводных камней в чужом продукте нормативного творчества не обнаружилось. И что тот создан на основе варианта, придуманного общественниками, а потому «тоже имеет право на жизнь».

Заметим, даже самый идеальный регламент - не залог того, что КОП, наконец, начнет функционировать. Многое здесь зависит от того, кто возглавит это общественное объединение. По мнению Коркина, председательство вполне можно было доверить экс-губернатору Владимиру Егорову. Он-де и статусной фигурой является, и обладает громадным опытом работы как в органах власти, так и на общественном поприще (состоял членом координационного совета прошлой палаты). Правда, фамилия Егорова не фигурирует среди членов нынешней КОП. Но, как полагает Коркин, эту проблему при желании «первого лица» можно решить, так как одно место из губернаторской квоты пока вакантно.

В свою очередь член былой палаты - председатель общества защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев убежден в том, что поправить имидж КОП в глазах калининградцев способен лишь профессиональный юрист, который к тому же не будет «ластиться» к власть имущим, а начнет высказывать им в глаза все то, что наболело у народа. Кстати, самого правозащитника в состав новой палаты не включили. Как он полагает, из-за его острого языка (Румянцев публично критиковал порядок распределения квот на последние областные иномарки). Однако, по словам Румянцева, если бы его все же пригласили войти в состав КОП, он бы отказался, поскольку не желает быть «белой вороной на фоне неминуемого всеобщего благолепия и чинопочитания».

Коллега Румянцева по правозащитной деятельности Сергей Бородихин, вошедший в новый состав КОП, не столь пессимистичен. Вот что он сказал в разговоре с автором этих строк: «Наша палата создана по образцу и подобию федеральной с теми же недостатками. Но та при всех ее минусах реально действует на благо общества, поскольку федеральный центр понимает, что с представителями конструктивной общественности следует плотно сотрудничать. Если региональные власти пойдут по аналогичному пути, калининградская палата сумеет реализовать свое предназначение».

Андрей ГОРБУНОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.