В субботу в БФУ им. И. Канта прошел III Гражданский форум, который, по словам губернатора Николая Цуканова, призван заменить митинги, где все кричат и никто друг друга не слышит, аргументированными обсуждениями важных проблем и их решением. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» посетил одну из секций форума, после чего крепко задумался о культурной политике властей и о том, каким они видят развитие области в этом направлении.
Пожалуй, единственным, что отличало форум от десятков других подобных мероприятий, было выступление руководителя международного форсайт-клуба «Мотиватор» Сергея Тетерского. Мужчина, как пастор из библейской программы
Счастливым человеком быть непросто. Счастливый человек — он как богоизбранный и старается брать на себя ответственность за то, чтобы люди вокруг него так же чувствовали себя счастливыми. <…> Очень легко быть несчастным. Когда я несчастен, есть виноватые. Кто виноват в том, что я несчастен? Путин? Цуканов? «Единая Россия»? Телевидение? Все кругом виноватые, я такой весь несчастный. Это позиция несчастного человека легко исправляется, если мы больше внимания будем уделять людям, которые берут на себя ответственность и которые понимают, что счастье мое как раз в том, что люди вокруг меня становятся счастливыми.
Руководитель клуба «Мотиватор» Сергей Тетерский на открытии III Гражданского форума
Отойдя от вопроса о несчастных и виноватых, оратор все в той же заводной манере попросил довольно большой по калининградским меркам зал сказать рядом сидящим, что они — «их счастье». В тот момент, когда уже стало казаться, что сейчас он попросит всех спеть вместе с ним религиозный гимн или начнет продавать
На секции рассуждали о ценностных основаниях интеграции и развития Калининградской области. Причем под весьма любопытным углом зрения. Так, профессор БФУ им. И. Канта, доктор философских наук Ирина Кузнецова в своем докладе о просвещенном патриотизме отметила, что «калининградцев подстерегают чрезвычайно опасные ситуации». «У нас возникает опасность обратиться своими мыслями в очень далекое прошлое, и уже мы наблюдаем в полной мере здесь ностальгию по чужому прошлому. И она выражается в самых разных формах. Например, я не вижу, почему цветочные магазины надо называть обязательно „Розенштрассе“, а кафе — „Ашманн“ и так далее. Современное, то, что создается нами, почему это должно носить чужие имена?» — поставила вопрос докладчица.
Ирина Кузнецова призывала делать акцент на русском этапе истории края — Семилетней войне, после которой Пруссия стала частью России и «местные жители с радостью стали подданными российской империи». Затронула она и культурное взаимодействие Восточной Пруссии и России, но из ее слов становилось очевидно, что часть культурного развития теперь уже нашей области базировалась лишь на том, что по пути в Россию и обратно по территории Пруссии проезжали прославленные музыканты, останавливавшиеся в «медвежьем уголке».
Кроме того, спикер отдельно отметила, что для региона очень важна послевоенная история. Причем не только история восстановления области, но и «развитый рыбопромышленный комплекс, по образу которого сейчас работают американцы», а также передовая космическая техника и другие достижения народного хозяйства. В этот момент докладчица как будто сошла с трибуны советского времени, где обсуждались трудовые успехи, и говорила о производственных достижениях региона. Не хватало лишь лозунга «Догнать и перегнать». Кроме того, Кузнецова одним махом опровергла тезис, который был включен и в советские учебники по истории, — о том, что Восточная Пруссия была житницей Германии.
Профессор БФУ им. И. Канта Ирина Кузнецова на III Гражданском форуме
В декабре 2014 года президент РФ Владимир Путин сравнил Россию с медведем, который гоняет поросят и подсвинок по тайге и которого хотят посадить на цепь.
Спустя два доклада епископ Балтийский Серафим назвал выступление Кузнецовой «музыкой для ушей», которую хочется и хочется слушать, а также назвал «пророческими» слова о том, что раньше Пруссия была медвежьим уголком. «Я думаю, это пророческие слова, о том, что он принадлежит России, этот медвежий уголок. Медведь — это доброе животное, но сильное, как сказал наш руководитель», — отметил владыка Калининградской епархии, вероятно, имея в виду слова президента Владимира Путина.Представитель РПЦ призвал приступить к скорейшей разработке образовательной, информационной и культурной политики, которая сохранит русскую идентичность и русский суверенитет в Калининградской области, пока на нее «не накатил международный маховик разврата».
В середине доклада епископа к аудитории присоединится губернатор Николай Цуканов. Он напомнил, что область заселяли приезжие из разных регионов и что она всегда была многонациональной и призвал не переходить на национальности, при этом отметив, что «титульная нация в стране должна быть основополагающей». «Но мы — многонациональная страна. Безусловно, надо сеять русские традиции, уважать российские законы. Но ментальность, колорит, надо уважать. Безусловно, православие — доминирующая религия для нас, русских, безусловно, православие — это основополагающее для развития и становления русского государства. И это никто не обсуждает, и мы не должны об этом забывать», — подчеркнул губернатор, следом заметив, что большое достижение РПЦ в Калининградской области состоит в том, что в каждом городе региона есть русский храм. «Не переоборудованные кирхи, а именно русские храмы в русских традициях», — заметил он.
После того, как были озвучены эти тезисы, уже гармоничным показалось выступление представителя «Союза боевых друзей Афганистана», который возмутился, что на гербах городов области присутствуют
Ощущение, что восприятие нашего прошлого — некий маятник. То мы полностью запрещаем все, то потом с высокого изволения начинаем готовить юбилеи. То потом говорим: перебор, давайте все забудем. Ощущение, что нотки истерии проявляются снова: давайте говорить о присутствии России, все немецкое забудем… Любое уважающее себя государство уважаемо тогда, когда оно ценит историческое прошлое, такое, какое оно было.
Директор зоопарка Светлана Соколова на III Гражданском форуме
Между тем резолюция форума как бы принята, но ее как бы и нет: позднее полный текст разместят в Сети с учетом всех предложений, поступивших во время работы секций. Поэтому о том, какие направления были рекомендованы для развития духовной и культурной политики области по итогам этих волнующих обсуждений, мы узнаем несколько позже. А что же участники форума (по предварительным оценкам, более 700 человек), пришедшие обозначить свою позицию и высказать глубокие внутренние убеждения? Они не столько бурно дискутировали, сколько активно осаждали фуршетные столы на
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter