Неравный доступ

На этой неделе в правительстве области в срочном порядке формировали кадровый резерв. Без оглядки на основной закон РФ и федеральное законодательство. Тем самым «партийное правительство» накануне Дня Конституции помахало главному закону страны ручкой.

Медвежий призыв

Еще июле в этого года президент, посовещавшись в Кремле, спустил в регионы поручение — подобрать и выдвинуть «кандидатуры для возможного включения их в состав федерального резерва управленческих кадров». 2 декабря список должен был лечь на стол руководителя администрации президента Сергея Нарышкина.
Работа по такому случаю срочно закипела: как водится, сначала создали рабочую группу, потом комиссию, а там и губернатор издал указ об организации работы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров области. Раздали памятки, как правильно выбирать «лучших из лучших» для банка «президентской тысячи». Тысяча резервистов — это свежая кровь для органов власти.
Не секрет, что органы эти страдают нередко такими болезнями, как родственные связи, коррумпированность, местничество и прочая. Так что свежий запас вроде карман тянуть не будет. Ноу-хау вовсе не ново, большевики посылали «двадцатипятитысячников» на стройки народного хозяйства, а коммунисты во главе с Хрущевым — на целину. Теперь брошен клич идти в чиновники.
Стратегически верно: сегодня эта категория наиболее социально защищена, материально вознаграждена, можно спокойно пересидеть кризис, переполняясь чувством благодарности и признательности к тем, кто продвинул. Помнится, еще руководство СССР любило мудрый, но двусмысленный в общем-то лозунг «Кадры решают все». Поэтому комиссию по этому важному делу возглавил сам Георгий Боос. К десятке чиновников добавили общественников, пару депутатов и даже победителя Всероссийского конкурса «Лидер студенческого самоуправления».
Губернатор, открывая первое заседание, не скрывал удовлетворения тем обстоятельством, что кадровый резерв — это в первую очередь люди его партии, «Единой России». «В любой демократической системе этим занимаются партии, — учил присутствующих азам партийной работы Георгий Боос, — дело это тонкое и деликатное». Сообща вспомнили советское время и опыт КПСС. И с подачи губернатора пришли к выводу о том, что «по мере укрепления демократических институтов в России и принятия судьбоносных решений» только лучшие люди должны влиться в органы исполнительной власти.
Что до демократических институтов, так это вопрос весьма спорный. Тем более что сегодня остался один социальный лифт наверх — партийный. По карьерной лестнице без медвежьего значка проход закрыт. О профессионалах во власти нынче вспоминать не модно.

Глубоко психологически тестированные

Этих лучших из лучших нужно было отобрать сообща, соблюдая внешние признаки открытости и публичности: из первоначального списка в сто человек требовалось оставить одиннадцать самых-самых. Сначала предлагалось выстроить кандидатов по ранжиру — «от лучшего к менее лучшему». Затем обнаружилось, что некоторые соискатели, например — Феликс Лапин, сити-менеджер Калининграда, или Олег Шлык, глава Мамоново, не проходят по возрасту. Дело в том, что среди критериев отбора были не только «общепризнанные достижения и этическое поведение», но и возраст — от 25 до 50 лет.
Тогда управделами Александр Торба предложил идти «по пути известности». Из списка исключили никому не известную Аникину. Зато включили широко известного Вадима Романовича Абарюса, бизнесмена (ЗАО «Типек» из Советска), «активиста-общественника». Член комиссии, руководитель исполкома «Единой России», обозначенный в составе комиссии как депутат Денис Давидов, похвалил кандидата, ко всему прочему еще и руководителя местного отделения «ЕР», за «колоссальный рост членов партии». Давидову виднее: именно в этом избирательном округе он стал недавно депутатом областной Думы — и его нынешний протеже, надо полагать, сыграл в этом деле не последнюю роль.
Заминка случилась с обсуждением кандидатур самих членов комиссии. Губернатор посетовал, что очень «сложно оценивать своих», и предложил чиновников обсудить попозже, вне очереди. Тогда вернулись к простым кандидатам — из народа. Вице-губернатор Елена Бабиновская представила «успешную девушку Аполлонову», мэр Гусева Николай Цуканов порадовался за Павла Баранова — «молодого, крепкого, спортивного и преданного партии». Звучали десятки фамилий, анкетные данные, скупые стандартные характеристики.
Губернатор предложил расширить список и включить в него главного КВН-щика Гуревича, членов молодежных правительств, своих помощников и т. п. В один день не управились. Поэтому в выходные, как сообщила пресс-служба, кандидатам «пришлось пройти глубокое психологическое тестирование, в результате которого оценивались 90 качеств».
После глубокого тестирования процесс по выдвижению самого себя в список прокомментировал Александр Торба: «В кадровый резерв попали только достойные». Кто бы сомневался! Федеральный список возможных кандидатов в «президентскую тысячу» успели вовремя отправить в Москву.

Вас тут не стояло

А в правительстве продолжают трудиться над «губернаторской тысячей» — в кадровый областной резерв собирают опять-таки лучших. Кстати, шансы есть лишь у тех, кому за 25, но 50 лет еще не исполнилось, что уже является явной дискриминацией. Ведь на госслужбе возраст ограничен 60 годами.
Что касается других критериев («обладающие общепризнанными достижениями, активной жизненной позицией и этичным поведением»), то и они весьма условны (это смотря что за позиция — и с какой позиции на нее смотреть). А уж требование «имеющие рекомендации» — это что-то из сериалов про нянь.
Стоит ли изобретать велосипед? В законе о государственной гражданской службе четко прописаны все критерии, условия конкурса и даже (в статье 64) «кадровый резерв на гражданской службе».
Кстати, положение о кадровом резерве утверждается законом области, а никак не распоряжениями исполнительной власти. Чиновники, судя по всему, не читали и закон об основах муниципальной службы, в статье 11 которого четко прописаны ограничения (в том числе — запрещение «использовать свое служебное положение в интересах политических партий»). Прежде чем тратить деньги налогоплательщиков на игры в создание резервов для самих себя и приближение к трону самого президента, правительству не мешало бы почитать законы.

Кого Родина послала

Один из резервистов — Марина Васильева, директор ООО «КП — Калининград», прокомментировала случившееся с ней кадровое счастье. Правовые основы этого действия ее явно не смутили, возможный кандидат не скрывает: «Да, хочу послужить, если надо будет — поработать для Отчизны. Куда Родина пошлет, туда и поеду. Я как предприниматель баллотировалась и как заместитель председателя местного Союза журналистов. Считаю, что эта процедура легитимна. Пока никого не назначают. Это резерв. Из этого резерва будет возможность выбора. Собираются люди, себя как-то показавшие. Просто хочет Родина иметь кадровый резерв, чтобы посмотреть, можно ли там кого-то выбрать».
У правозащитника Сергея Пасько иное мнение — он считает, что все эти мероприятия не имеют никакого отношения к жизни: «Власть своей Конституции не знает. Это факт. А населению области на все эти телодвижения, честное слово, наплевать. Власть живет сама по себе».
Депутат областной Думы, автор законопроектов о прозрачной госслужбе Соломон Гинзбург уверен, что такой отбор ведется «не с точки зрения профессионального потенциала, а с точки зрения нынешнего стандарта: чем послушнее и исполнительнее кандидат, тем больше у него шансов. Тем более что у нас нет закона о партийном правительстве — это сплошная самодеятельность. Всего лишь хобби. Если кто-то собирает марки, это еще не значит, что все вокруг должны их собирать».
Пока чиновники заседали и выбирали, у здания на ДД,1 стоял пикет «Молодой гвардии». Двое юношей и две девушки, возглавляемые функционером с портфелем, держали в руках два наспех написанных фломастером плакатика: «Мы любим свою Конституцию» и «Мы за изменения в Конституции». Как ни странно, ни один из них — резервистов «Единой России» — не смог вспомнить ни одной статьи Основного закона своей Родины. Запамятовали и то, за какие изменения ратуют, — только признались, что выловили их, молодогвардейцев, за десять минут до пикета и зачем-то поставили у столба.
Вот поэтому вполне закономерно, что, формируя свои партийные резервы, чиновники не только не читают федеральных законов, но и не догадываются о статье 32 пункт 4 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе». Следуя чиновничьей логике, есть равные, а есть равнее — это те, кто в резерве. Этически выдержанные и партийно подкованные.

Ольга БОБРОВСКАЯ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Еженедельная газета "Тридевятый регион"

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.