Правительство Калининградской области считает, что по договоренности с Евросоюзом вся территория региона может приобрести статус приграничной

Все новости по теме: Соседи

О том, что Калининградская область считает целесообразным распространить статус приграничной территории на весь регион, говорилось 4 декабря на очередном заседании российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области РФ с регионами Польши (Российско-польский совет). Как передает пресс-служба главы региона – Георгия Бооса, на этой встрече подробно обсуждались вопросы приграничного сотрудничества.

В ходе диалога было, в частности, отмечено, что одним из серьезных сдерживающих факторов роста инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между регионом и близлежащими государствами по-прежнему является сложность процедур при пересечении границ, из-за которой возникает недостаточная пропускная способность действующих пограничных пунктов.

Как считают в правительстве области, в качестве одной из мер, способных изменить это положение и облегчить контакты между жителями сопредельных территорий, может служить установление режима местного приграничного движения. "В настоящее время по линии внешнеполитических ведомств России, Польши и Литвы ведутся двусторонние консультации на предмет заключения соответствующих соглашений. Позиция органов исполнительной власти сводится к тому, чтобы обеспечить равные возможности для всех жителей области при поездках в данном режиме в соседние страны. Hа практике такой подход означал бы распространение на весь регион статуса приграничной территории в контексте распоряжения Европейского парламента и Европейского Совета 2006 года", - так прокомментировали ситуацию в пресс-службе губернатора по итогам заседания.

Известно, что в ответ польская сторона выразила большую заинтересованность в возможном изменении статуса территории российского анклава. Как сообщил "Интерфаксу" по итогам упомянутого выше совещания заместитель министра внутренних дел и администрации Польши Петр Стаханьчик, Польше выгодно скорейшее согласование странами ЕС статуса приграничной территории для Калининградской области. "Мы очень заинтересованы в том, чтобы Калининградская область имела статус приграничной территории. Тогда граждане России и Польши получат возможность безвизового посещения двух наших стран", - заявил собеседник агентства.

По его словам, Польша уже предприняла конкретные шаги в решении этого вопроса на уровне руководства ЕС – направила соответствующее письмо вице- президенту Еврокомиссии по вопросам свободы, безопасности и правовой защиты Жаку Барро.

В то же время, сопредседатель Российско-польского совета, министр по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Калининградской области Михаил Плюхин считает, что новый статус региону необходим, пусть объявление Калининградской области приграничной зоной и не решит всех проблем сотрудничества региона и сопредельных стран.

"Очевидно, что формат местного приграничного движения не решит полностью проблемы свободного перемещения жителей области и соседних стран, - отметил министр, - но, тем не менее, позволит отчасти повысить трансграничную мобильность населения сопредельных территорий, так необходимую для реализации программ Европейского инструмента соседства и партнерства и Европейского территориального сотрудничества".

Отметим, что речь обо всей территории Калининградской области ведется не случайно. Шенгенским соглашением предусматривается такой формат, как "малое приграничное движение". На практике это особый приграничный режим посещений с шириной зоны свободного посещения до 50 километров. Для анклава РФ, поперечник которого составляет немногим более 100 километров, это означает, что практически вся его территория могла бы попасть под этот особый режим, если на это, в конечном счете, дадут добро в штаб-квартире Евросоюза.

Впрочем, российская сторона говорит о необходимости такой меры не впервые. С промежутками эта тема возникала с начала 1990-х, когда янтарный край автоматически оказался в географической изоляции от метрополии, а непосредственные соседи один за другим интегрировались и вступали в ЕС. "Переговоры о придании Калининградской области статуса приграничной территории – очередной этап в процессе решения тех проблем, которые появились у региона, после того как соседние с ним государства присоединились к ЕС. Если в первые годы приоритетом было наладить сообщение анклава с остальной территорией России, теперь предстоит решить похожий вопрос в отношениях с Польшей и Литвой", - прокомментировал Interfax-Russia.ru старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков.

В феврале 2008 года президент России Владимир Путин признал, что Калининградской области нужен особый приграничный статус, добавив, что это станет "первым шагом на пути более свободного доступа граждан РФ в страны Европы". Правда, на том этапе активная фаза переговоров велась не с Польшей, а с Литвой. "Мы ведем переговоры с Литвой об особом приграничном режиме перемещения в эту страну жителей Калининградской области", - заявил тогда Путин журналистам. Но этого "первого шага" до сих пор не было.

Возможно, что на процесс переговоров негативно повлияли и, скорее всего, еще продолжают влиять жаркие события лета-осени этого года – события в Южной Осетии, признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, последовавшее затем заявление президента России Дмитрия Медведева о планах размещения на территории Калининградской области ракетных комплексов "Искандер". Все это в известной степени замедлило перспективы наращивания сотрудничества ЕС и России, в том числе по приграничным вопросам. С другой стороны, на последнем заседании Российско-польского совета отмечалось, что переговоры руководства области, дипломатов и чиновников из России, Польши и Литвы в скором времени вполне могут привести к подписанию соответствующих соглашений.

Как считают эксперты, Евросоюз в последствии может пойти навстречу, но с одним важным условием. "Ключевой вопрос – какой площади будет приграничная зона. В интересах правительства региона, чтобы в нее вошла вся Калининградская область, в том числе и ее центр – Калининград. Однако весьма сомнительно, что Европейский Союз на это пойдет. Напротив – он будет стремиться ограничить зону приграничной полосой в 30-50 км", - считает Титков.

С другой стороны, полагает он, плюсы для области в случае достижения соглашений могут быть и впрямь существенными. "Если говорить о перспективах анклава в связи с приданием региону или его части приграничного статуса, то главным образом это способно принести выгоды малому бизнесу и решить определенные проблемы (с пересечением границ – ИФ) местных жителей", - говорит Титков, но тут же добавляет, что если решение об изменениях вскоре появится, то "вряд ли стоит ожидать экономического прорыва в масштабах всей области". По его мнению, в этом процессе есть риски, в частности, усугубление уже существующей в Калининградской области проблемы контрабанды.

В общем, доводов "за" и "против" можно найти еще много. Ясно одно – большинство жителей "янтарного края" России уже не могут отделить себя от Европы: шопинг, туризм, развлечения, бизнес – все здесь связано с соседями, а тех, в свою очередь, все больше привлекает бывший Кенигсберг и его окрестности, причем не только туристов, но и предпринимателей. Получается, что, пойдя навстречу России, ЕС реально облегчит жизнь и тем, и другим.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Interfax

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.